Общество
Форсайт-сессия на тему «Профессиональная доступность в Хабаровском крае для лиц с ментальными нарушениями» прошла в региональном парламенте.
Организатором выступил комитет по вопросам социальной политики Законодательной думы края, его председатель Ольга Ушакова. Участие в обсуждении приняли депутаты Законодательной думы, представители профильных министерств, руководители образовательных и социальных организаций и учреждений. У всех была возможность выступить и высказать свое мнение, поделиться опытом работы.
В крае выстроена система обучения таких ребят, есть центры обучения, где учащихся сопровождают социальные работники, психологи, педагоги, тьюторы, работают горячие линии по вопросам получения профессионального образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно из краевых общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, выпускается 300—400 человек. В 2021/22 учебном году таких детей обучают 23 рабочим профессиям, в следующем спектр направлений расширят.
В числе проблем называли:
— кадровый дефицит специалистов (тьюторов, ассистентов) для сопровождения детей данной категории;
— сложность в выборе профессии в силу особенностей развития;
— потребность в постоянном внешнем контроле со стороны взрослых (наставников, классных руководителей, мастеров);
— неспособность самостоятельно структурировать свое свободное время;
— невозможность трудоустройства в отдаленных населенных пунктах, проживать в городе и снимать жилье дорого;
— отсутствие у работодателей возможности и желания организации сопровождения выпускников на рабочем месте.
Вопрос обучения и трудоустройства детей с ментальным и нарушениями лежит в плоскости межведомственного взаимодействия между министерством образования и науки края, комитетом по труду и занятости населения правительства края, органов местного самоуправления и образовательных организаций (вузов, техникумов, школ). Отмечалась положительная динамика реализации закона об увеличении квотирования рабочих мест для инвалидов. По проблемным вопросам договорились объединить усилия и искать эффективные решения.
«Мы не зря выбрали такую технологию, как форсайт-сессия, прогнозирование через мозговой штурм, чтобы сделать выводы по имеющейся ситуации о трудоустройстве детей с ментальными нарушениями, которые воспитываются как в семьях, так и в детских домах, какие имеются сегодня перспективные технологии для дальнейшего развития таких детей, какие недостатки и что хотим иметь в будущем. Сопровождая их развитие, мы должны понимать меру той ответственности, которую вкладываем в их дальнейшую жизнь. Начиная с детского сада, такого ребенка постоянно сопровождают родители, педагоги, психологи, социальные работники. Он развивается в специально созданных условиях. И другая совершенно среда, когда выросший ребенок приходит в новый коллектив, в котором абсолютно другие условия, возникают сложные ситуации. С одной стороны, дети получили трудовые навыки, образование, но они не могут себя презентовать как сотрудника, им сложно принимать маршрутизацию до работы, если в этом возникает необходимость. Важно понимать, что человек будет трудоустроен и будет получать заработную плату за выполнение своих трудовых обязанностей. Наша задача была обсудить все стороны этого процесса, что еще необходимо сделать, чтобы жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья становилась более комфортной и они могли себя реализовать», — прокомментировала председатель комитета по вопросам социальной политики Ольга Ушакова.