Общество
В диалоге приняли участие депутаты Законодательной думы края, представители регионального правительства, Корпорации развития Дальнего Востока. Темой для обсуждения стала эффективность налоговых льгот для резидентов ТОР.
Открывая обсуждение, председатель Законодательной думы Хабаровского края Ирина Зикунова отметила, что преференциальные режимы, сосредоточенные в ареалах территорий опережающего социально-экономического развития, представляют собой механизмы большой федеральной политики, которая нацелена на то, чтобы сделать привлекательными условия производственно-хозяйственной деятельности инвесторов.
— Государством делается очень много, чтобы создать эти условия. Все это представляет собой некие потери на периоде ожидания, однако нужно понимать, что преференциальные режимы содержат долю авансирования со стороны публичной власти с тем, чтобы в будущем реализованные проекты из стартапов превращались в полноценные, генерирующие прибыль, занятость и другие социальные эффекты, предприятия, — подчеркнула спикер регионального парламента.
Как сообщил первый заместитель министра экономического развития Максим Тарасов, в настоящее время на территории Хабаровского края действуют три территории опережающего развития на площади 600 тыс. га. Они расположены в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре. Три ТОРа состоят из 29 площадок. По состоянию на 15 октября 2022 в рамках соглашений об инвестиционной деятельности на трех ТОР Хабаровского края зарегистрировано 88 резидентов, которые реализуют проекты на общую сумму 202,4 млрд руб. (из них фактически вложено 76,1 млрд руб.). 35 проектов уже успешно реализовано и ведут операционную деятельность. По итогам 9 месяцев года на новых предприятиях получили работу 5 633 человека, всего в рамках реализуемых проектов планируется создать более 11 тыс. рабочих мест.
Большая часть резидентов приходится на ТОР «Хабаровск» (54), в Комсомольске-на-Амуре зарегистрировано 26 резидентов, в Николаевске — 8.
— Сохраняется положительная динамика роста количества резидентов, — отметил Максим Тарасов. — Наибольший прирост наблюдался в 2021—2022 годах. За прошедший период 2022 года заключено 16 новых соглашений с резидентами. Вместе с тем за весь период с 2016 по 2022 годы расторгнуто 33 соглашения. Основные причины — это отсутствие финансирования, с которым сталкиваются резиденты.
Он обратил внимание, что по итогам 2021 года Хабаровский край занимает третье место среди субъектов ДФО по количеству резидентов ТОР. Наш регион опережают Приморский и Камчатский края.
— Деятельность резидентов ТОР охватывает 23 отрасли экономики. По количеству резидентов основная отрасль – логистика и транспорт (14 резидентов), далее идут переработка вторсырья, строительные материалы, рыболовство, сельское хозяйство и горнорудная отрасль. Однако с точки зрения объема вложенных или запланированных инвестиций и количества создаваемых рабочих мест на первом месте именно горнорудная отрасль, — сообщил Максим Тарасов.
Он добавил, что особый правовой режим ТОР предполагает преференции, одна из которых строительство объектов инфраструктуры за счет бюджетных средств из федеральной и краевой казны. По словам Максима Тарасова, за 6 лет функционирования ТОР в бюджет края поступило 3,5 млрд руб. По прогнозу по итогам 2022 года эта цифра перевалит за 4 млрд.
Участники совещания обсудили эффективность налоговых льгот для резидентов, деятельность инвесторов, дальнейшие планы.
Резюмируя, спикер парламента Ирина Зикунова обратила внимание на приличную позицию Хабаровского края в рейтинге по объему инвестиций, уровню затрат на создание рабочих мест, по количеству рабочих мест.
— По отраслевой структуре ТОРы также выглядят в соответствии со стратегическим направлением развития нашего края. Это продвижение промышленности и строительных материалов, перерабатывающей отрасли, транспортно-логистического направления, традиционной для края машиностроительной специализации, — прокомментировала председатель Закдумы.
Она отметила также, что горизонт оценки результативности зон, опираясь на зарубежный опыт и на периоды предоставления льгот, составляет примерно 13 лет.
— При этом никто не отменял необходимость мониторить и анализировать ситуацию ежегодно, постоянно. Лучше всего это делать в отраслевом разрезе и по конкретным производственно-экономическим показателям. Нужно оценивать развитие и влияние преференциальных режимов на экономику, руководствуясь действительно экономическими результатами: объемы производства, стоимостные обороты по продажам, уровень рентабельности и прибыли, — подчеркнула Ирина Зикунова.
По итогам совещания комитету по бюджету, налогам и экономическому развитию совместно с министерством экономического развития поручено провести анализ эффективности работы предприятий ТОР. В результате будет подготовлено предложение о том, какие еще дополнительные инструменты необходимы как для действующих предприятий, так и для потенциальных резидентов.