Реализацию закона о наставничестве обсудили в Закдуме Хабаровского края
logo

Общество

Реализацию закона о наставничестве обсудили в Закдуме Хабаровского края

Михаил МАЛЫШЕВ, фото — пресс-служба Законодательной думы Хабаровского края

Законопроект был разработан по инициативе уполномоченного по правам ребенка в крае Петра Перевезенцева и принят депутатами Законодательной думы региона в качестве закона края в 2023 году, объявленном Годом педагога и наставника. 

Как сообщила заведующая сектором по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав главного управления социального развития губернатора и правительства региона Татьяна Ермакова, практика наставничества сложилась в Хабаровском крае достаточно давно. 

Но благодаря принятию закона «О наставничестве над отдельными категориями несовершеннолетних и семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении» изменилась целевая группа несовершеннолетних и семей, попадающих в поле зрения наставников. Приоритетной стала поддержка семей с детьми, находящихся в социально опасном положении (СОП). Таких в регионе проживает 1 655. В них воспитывается 3 378 детей.

— Основная цель наставничества — оказание содействия органам и учреждениям системы профилактики в преодолении тех причин и условий, которые способствовали девиантному поведению несовершеннолетнего и его семейному неблагополучию, — отметила Татьяна Ермакова. 

Ермакова.JPG

Принятый в прошлом году закон урегулировал условия и порядок установления наставничества, деятельность наставника, его права и обязанности, порядок прекращения деятельности наставника и порядок поощрения. 

— По состоянию на 1 апреля 2024 года в отношении 616 семей в СОП закреплены 530 наставников. Еще 151 человек сейчас числится кандидатом в наставники, с ними работают муниципальные комиссии. 37,2% из общего количества семей в СОП охвачено институтом наставничества, — сообщила Татьяна Ермакова.

Основными категориями наставников являются представители сферы образования (357), соцзащиты (63), муниципальных комиссий (48), правоохранительных органов (30). Законом также четко определен срок полномочий наставника — 1 год, с возможностью продления еще на год в случае необходимости.

Во многом благодаря работе наставников в 2023 году статус СОП был снят с 567 семей. Именно улучшение условий жизни ребенка в семье, полное изменение ситуации, при которой семья попала в сферу внимания профилактических и надзорных органов, является главным показателем работы наставников. Еще один ключевой показатель — снижение подростковой преступности.

Продолжается также практика наставничества в краевых государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей. В 17 краевых организациях для детей-сирот проводится работа по программам «Один плюс один», «Стань старшим другом», «Наставники: не рядом, вместе», «Плечом к плечу» и так далее. За 910 детьми в таких организациях закреплены 163 наставника.

Трегубенко.JPG

Наставникам оказывают организационно-методическую помощь в планировании и реализации мероприятий с целью социальной реабилитации несовершеннолетних, содействия в профориентации и трудоустройстве, обучения воспитанников практическим навыкам самообслуживания и т.д.

— Есть конкретные примеры, когда наставники потом даже становились усыновителями таких детей, — сообщила заместитель министра социальной защиты населения Хабаровского края Виктория Трегубенко.

По словам Татьяны Ермаковой, деятельность наставников необходимо популяризировать. 

— Популяризация невозможна без мер поощрения. С этой целью в Хабаровске проводится ежегодный конкурс «Лучший наставник». В рамках конкурса его победителями становятся не более 10 человек, которые награждаются денежной премией и благодарственным письмами администрации города. Кроме того, с 2022 по 2023 год более 15 наставников были представлены к награждению глав муниципальных образований края. Наша задача на 2024 год — популяризация наставничества и привлечение к этой деятельности как можно большего числа граждан, — подчеркнула Татьяна Ермакова.

Спикер Законодательной думы Хабаровского края Ирина Зикунова поинтересовалась, какая информационная работа проводится с целью вовлечения новых наставников.

— Информация о том, что можно стать наставником доводится до широкой общественности на муниципальном уровне на коллегиях глав, на встречах с населением, на родительских собраниях. Эта информация размещена во всех учреждениях. Также мы информируем об этом в СМИ и соцсетях. Ряд муниципальных образований взаимодействуют в этом вопросе с РПЦ, — прокомментировала Татьяна Ермакова.

Ирина Зикунова также задала вопрос о том, как поступает информация о таких семьях и устанавливается их статус СОП.

— Существует порядок признания такой семьей в статусе СОП. Он определен постановлением правительства края. Решение об этом принимают муниципальные комиссии. Информацию о семьях комиссии получают от граждан в рамках работы горячих линий, из правоохранительных органов, образовательных организаций, учреждений соцзащиты и предприятий — всех, кто так или иначе контактирует с детьми и семьями, — рассказала Татьяна Ермакова.

95a50bb9-ec17-4e89-949e-da2a0295cbb1.jpg

Депутат Сергей Зюбр поинтересовался эффективностью работы наставников.

— Случается ли, что семьи, с которых снимают статус СОП, через какое-то время снова возвращаются к нему? — спросил парламентарий.

— Я в своей практике такого не помню, — ответила представитель краевого правительства. — Что касается эффективности, то семья в социально опасном положении — это комплекс различных проблем, и конечно, наставник не может решить все. Однако если наставник помог семье, например, справиться с алкоголизацией родителей, содействовал прохождению реабилитации, то он уже выполнил свою задачу. Если ситуация в семье улучшилась, если благодаря наставнику мы сняли с нее статус СОП — это уже большая победа, — сказала Татьяна Ермакова.

Она также добавила, что решение о снятия статуса СОП принимается комиссией взвешенно с учетом многих обстоятельств.


Постоянный комитет Законодательной думы края по вопросам социальной политики решил рекомендовать правительству края совместно с органами местного самоуправления проработать вопрос о дополнительном стимулировании наставников, обобщить лучшие практики наставничества и внедрить их на региональном уровне, а также продолжить работу по популяризации института наставничества. 

— Нужно охватить деятельностью наставников больше семей, больше территорий. Информация о наставничестве должна быть очень доступной для населения, у людей должны быть перед глазами примеры, какой-то обобщающий опыт. Нужно мотивировать население, — сказала в заключение председатель постоянного комитета Закдумы по вопросам социальной политики Ольга Ушакова.

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)