Специальные выпуски
Такой разный Новый год
— А здесь у нас праздничный стол, — говорит заведующий отделом современной истории музея имени Н.И. Гродекова Юрий Белкин. Заходишь в зал — и действительно, на белой скатерти советское шампанское, вазочка с апельсинами и мандаринами, консервы и икра, нарядные столовые приборы, которые достают только один раз в год...
Эти атрибуты — экспонаты новой выставки «Новый год, или Ирония судьбы».
Молодой Дед Мороз
К слову, название не просто отсылает к советскому кинохиту: в истории Нового года столько ироничного. Вот, пожалуйста — в дореволюционной России не было привычных нам Деда Мороза и Снегурочки: главным праздником считалось Рождество.
А вот украшать елку к Рождеству было по карману только зажиточным горожанам. Дерево ставили в самое красивое место в доме (зале или гостиной), наряжали свечами и лакомствами, крепили на макушку восьмиконечную Вифлеемскую звезду, накрывали тканью — от любопытных детских ручек. Крестьяне тем временем...
— С разукрашенными лицами или в масках животных они колядовали, — рассказывает Юрий. — Пели песни под гармонь, веселились до самого утра и, конечно, гадали.
Свинья на елочке
Правда, в 1917 году Рождество отменили, и только в 1930-е годы заговорили о том, что нужен праздник: с наряженными елками, подарками, сюрпризами для детей. И он появился: 1 января 1936 года весь СССР отметил Новый год.
Праздновали тогда по средствам — это отразили и в экспозиции: стоит невысокая елочка, украшенная гирляндой из бумаги, дешевыми конфетами и птичками из фольги, с красной пятиконечной звездой, а рядом с ней гипсовый Дед Мороз. А под елочкой низенький деревянный стульчик (вспомните, такой был у каждого из нас!) и подарки мечты детей того времени: деревянная машинка и мишка, набитый опилками.
— Спросили у старожилов: не слишком ли скромно оформили? — рассказывает Юрий Белкин. — Нет, так все и было.
Кстати, чувство юмора у советских производителей игрушек было, мягко говоря, странным: например, в колыбельку из папье-маше вместо ребенка они подложили… свинью!
Не жалеют в праздник
В годы Великой Отечественной войны юмор был по-армейски суровым и не по-новогоднему черным. Например, на одной из открыток вместо игрушек на елке висят… мертвые фашисты. А на афише новогоднего карнавала читаем: «Конкурс на лучшее исполнение урчащим желудком марша «Великая Германия», «Комната смеха, оборудованная сообщениями германского информбюро», «Буфет с большим выбором голодных закусок», «Уцелевшие приглашаются на танцы»...
А как вам Дед Мороз — пулеметчик, направляющий в немцев из мешка «подарки» — снаряды, или бравый партизан, который ведет фашистов? Кстати, тогда переиначивали даже классику. Например, открытки про пленных подписывали строками из «Евгения Онегина»: «Зима, крестьянин, торжествуя, карлушку пленного ведет. Фашист, винтовку сзади чуя, походкой быстрою идет».
Война отразилась не только в этом.
— Использовали не елки, а березы, наряжали их тем, что попадется под руку, например, патронами, — Юрий Белкин показывает веточку, украшенную лентой от пулемета «Максим» (ее передал сотрудник музея Олег Вавилин). — Или баночками, куда клали подкрашенную йодом или зеленкой вату.
Карнавальная ночь
Советский образ Нового Года с шампанским и мандаринами вряд ли бы сложился без кинохитов.
— Часы с кукушкой, маски животных, конфетти — многие хотели, чтобы эти предметы из «Карнавальной ночи» очутились в их доме, — говорит Юрий Белкин. — А накладные носы ввел в моду актер Аркадий Райкин: походить в новогоднюю ночь на кумира хотели многие.
Сколько игрушек тогда было: зверушки, фигурки с лампочками и (как дань первому полету человека в космос) самолеты и ракеты. А вот и шишки с блестками: такие и в моей семье хранятся.
— В 1960-е годы все обзаводились телевизорами, и Леонид Брежнев первым начал традицию новогодних поздравлений, — добавляет он. — Новый год встречали под звуки «Голубого огонька», в брежневки приносили маленькие искусственные елочки, на стол ставили лучшие закуски.
А сейчас? Сотрудники музея уверены: елка сегодня не обязательно должна быть живая и зеленая. Например, их сделали из пластика, стеклянных шаров и даже полного собрания сочинения Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Они не только вызывают улыбку, но и наталкивают на мысль создать что-то свое, интересное, новогоднее!
[/b]
Мы получили множество писем, в которых тесно от стихов, частушек, анекдотов и новогодних историй на творческий конкурс.
Сергей Фомичев рассказал о том, как много лет назад ему пришлось встречать праздник на улице. Но не по своему хотению, а потому что потерял ключи. Сотовых телефонов тогда не было, деньги остались дома, машина, на которой собирался ехать к друзьям, закрыта в гараже. Спасли Сергея соседи, которые после полуночи вышли на улицу. Они его подобрали и обогрели.
Еще более суровую историю описала Наталья Паэгле. Волею случая ее семья оказалась 31 декабря в 40-градусный мороз в глухой деревне. И в метель, рискуя заблудиться и замерзнуть, добирались 9 километров по сопкам до дома. Но все кончилось благополучно: в 11 вечера они сидели за праздничным столом и отогревались.
М.К. Мурзина вспомнила времена, когда выпускала стенгазету, работая в конструкторском бюро. И даже нарисовала схему симпатичной новогодней газеты.
Владимир Неверов поделился историей о том, как познакомился со своей супругой. Она работала Снегурочкой и пришла вместе с Дедом Морозом в дом друзей Владимира, чтобы поздравить с праздником детей. Сегодня супруги Неверовы отметили уже 15-ю годовщину свадьбы, а история их знакомства стала семейной легендой. Думаем, что она заслуживает того, чтобы стать победной в нашем творческом конкурсе.
В тереме Деда Мороза рядом с гардеробом расположена спальня.
Это только кажется, что волшебнику не нужно отдыхать. Еще как нужно! Конечно, зимой он всегда в пути, но в остальное время года с большим удовольствием засыпает на своей перине. Кровать, спинки которой украшены искусной резьбой, пахнет деревом и свежестью. А перина хоть и кажется пуховой, набита пушистыми снежинками. Если под нее заглянуть, можно увидеть зеленую траву, подснежники и ландыши, которые спят под мягким сугробом до весны. Рядом с кроватью стоят уютные тапочки в форме веселых снеговиков.
Но самое удивительное в спальне Деда Мороза — подушки. Они уложены одна на другую, их ровно семь, по дням недели. Каждая показывает Морозу Ивановичу особое сновидение, рассказывает свою волшебную сказку, а Дед собирает эти сказки и дарит детям.
Рядом на тумбочке лежит восьмая подушка, ее Мороз Иванович кладет под голову в праздники. Подушка нашептывает ему, кого в эти дни незаслуженно обидели, забыли, и рано утром Дед Мороз спешит исправить ошибки людей.
В следующих номерах газеты расскажем, какие подарки получает Дед Мороз.
Праздник на подходе
Дыхание Нового года в краевой столице ощущается на каждом шагу. А с наступлением сумерек город превращается в сказку.
Сказку, где разноцветные огоньки, отражаясь в снегу, расцвечивают улицы и парки, где нет места плохому настроению, где обязательно должны сбываться мечты.
До самых до окраин
Да-да, мы не оговорились, именно город, а не только центральная часть, потому что в этом году праздник пришел даже в самые отдаленные уголки краевой столицы.
Парк им. Гагарина, который сейчас переживает второе рождение, буквально захлебывается огнями. Здесь традиционно обосновался зимний городок для жителей Южного округа. Ранним утром и вечером переливаются яркие волны и того гляди выплеснутся из парка на запруженные машинами и людьми улицы.
— Нынешней зимой мы соорудили для горожан большую двустороннюю горку, на которой могут кататься и взрослые, и дети, не мешая друг другу, — говорит Мария Матаева, заместитель председателя комитета по управлению Южным округом по социальным вопросам. — Здесь исторически соседствовала с нашим городком горка, принадлежащая предпринимателю, и пускал на нее он только за плату. Люди обратились к нам с просьбой залить бесплатную горку, что мы и выполнили.
Каток, ледяные чаши, так полюбившиеся детворе… Помимо этого в Южном приготовили для жителей новое зимнее развлечение. Какое? Узнаете, побывав в городке возле краевого цирка. И не забудьте захватить фотоаппараты — новогодние забавы надо обязательно запечатлевать на память.
Эх, прокачу!
Самый ходовой товар нынче — ледянки. Без них даже из дома высовываться не стоит — а ну как встретится на пути чудная горка, а ты не вооружен? Тем более эта зима создала все условия для новогодних веселий.
Каждый хабаровский школьник знает — самые скользкие горки на улице Руднева. Ребятня из Северного проводит там все свободное от уроков время. Уже который год их созданием, заливкой и ежедневной шлифовкой (иначе не улетишь с нее через всю площадку) занимается специалист комитета по управлению Северным округом Николай Инкин.
— Каждый вечер прохожусь скребком по катку. Час скребком помахал, что неделю в фитнес-клубе пробыл. Есть желание фигуру подкорректировать — приходите, найду работу, — смеется Николай Петрович, заливая из шланга новый слой поверх надписи «2015». — Хотел в этом ходу на катке еще эмблему чемпионата мира по хоккею с мячом изобразить, но не получилось. Зато на коньках на нем здорово кататься — обязательно попробуйте!
«Мильон» снеговиков
Словно молнии запутались в деревьях на площади им. Блюхера тонкие провода гирлянды, и не вырваться им из цепких ветвей до конца праздника. Фигуры и орнаменты вырываются из ледяных глыб, у входов в зимние городки и парки на почетные вахты зашли нарядные Снегурочки и Деды Морозы. В «Динамо» вновь глядит вдаль, держа в руке кораблик, Гулливер, не замечая, как под ногами проскальзывают с горок люди.
Все живет в ожидании Нового года. Даже манекены в витринах нарядились в красные колпачки. А сколько снеговиков поселилось на центральной улице города — и не счесть! Хотя, может, вы попробуете, дорогие читатели?