Специальные выпуски
Очки — изделие медицинское
Через два дня после покупки в «Оптике» солнцезащитных очков я поняла, что они мне не подходят по форме, и решила вернуть. Статья 25 закон «О защите прав потребителей» дает мне такое право. Но в «Оптике» получила отказ. Там сказали, что очки качественные и возврату не подлежат. Разве это законно?
Евгения Потуркина
— В данной ситуации работники «Оптики» действовали в соответствии с законом, — сообщила ведущий специалист отдела Екатерина Кузьмина. — У потребителя действительно есть право в течение двух недель обменять качественный товар, не бывший в употреблении, но существует перечень непродовольственных качественных товаров, не подлежащих обмену и возврату. В него включены приборы и аппараты медицинские, которые используются для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях. А общероссийским классификатором продукции очки, в том числе солнцезащитные, так же как оправы для очков и линзы для коррекции зрения, причислены к таким приборам.
Тем же классификатором продукции к изделиям бельевым отнесены костюмы купальные (мужские, женские и детские), поэтому их также нельзя обменять или вернуть, если они не подойдут по размеру или фасону.
Все вышеперечисленные товары можно вернуть только по статье 18 закона «О защите прав потребителей», то есть при выявлении недостатков производственного характера.Поэтапный договор
Я обратился в юридическую фирму, чтобы она представляла мои интересы в суде по вопросу, касающемуся наследства. Свои услуги юристы оценили в 52 500 руб. Я заключил договор и заплатил, но прошел уже месяц, а вопрос никак не решается, потому что заседание несколько раз переносилось. Могу ли я расторгнуть договор и потребовать возврата денег?
Валентин Михалин
— В данном случае надо учитывать, что если речь идет о помощи специалиста, который является членом коллегии адвокатов, то его деятельность не является предпринимательской и законом «О защите прав потребителей» не регулируются, — объяснила ведущий специалист отдела Любовь Бегункова. — А вот если гражданин обращается в юридическую компанию или к индивидуальному предпринимателю, то должен заключить договор возмездного оказания услуг. По закону такой договор потребитель может расторгнуть на любом этапе и потребовать возвращения уплаченных средств за минусом фактически понесенных расходов. Но юридическая услуга весьма специфична, ведь не всегда и не все зависит от исполнителя. Так, сроки назначает судья, есть определенные критерии выдачи справок и так далее. С учетом этих особенностей надо подходить и к оформлению договора. Рекомендую включать в договор условия, определяющие обязательную фиксацию выполнения работ на отдельных этапах. К примеру, оформление документов, представительство в суде и прочее. Каждую выполненную работу фиксировать актом или иным документом. Это позволит потребителю в случае отказа от услуг понимать, какая работа выполнена, а какая нет. Также при составлении договора обязательно надо указать, какие работы должен произвести исполнитель, сроки их выполнения и стоимость. Желательно расписать стоимость каждого вида работ.
Бессрочная ответственность
Претензии по качеству работы исполнителю можно предъявить и семь лет спустя, уверены в отделе защиты прав потребителей администрации Хабаровска, но при условии выявления существенных недостатков.
— А выпавшая после семи лет эксплуатации балконная рама относится к существенным недостаткам? — поинтересовалась Юлия Б. у специалистов отдела.
Еще в 2007 году одна из фирм, кстати, действующая по сей день, выполнила работы по остеклению балкона. Все было сделано своевременно и претензий по качеству у заказчика не возникло. Позже женщина заметила, что при ветре рамы дребезжат, но в фирме успокоили, убедив, что это нормально. И вот нынешней весной в результате сильного порыва ветра рама упала. Хозяйка обратилась в фирму, где ей сказали, что гарантийный срок истек и к ним никаких претензий быть не может.
ведущий специалист Любовь Бегункова[/b]Документ на возврат
В отдел защиты прав потребителей администрации Хабаровска часто обращаются горожане по вопросу возврата уплаченных за услугу денег в случае расторжения договора по инициативе заказчика.
ведущего специалиста отдела Натальи Зенковой[/b]Авто под расписку
Оставил автомобиль на стоянке на три часа, но договор со мной никто заключать не стал, дали только чек, подтверждающий факт оплаты. Правильно ли это?
Михаил Костюков
ведущий специалист отдела Наталья Зенкова[/b]Дорогое упрямство
22 тыс. рублей — цена упрямство туроператора, не пожелавшего действовать в соответствии с законом.
Поездку в Таиланд хабаровчанин К. планировал, а потому вместе с подругой заранее приобрел путевки в одной из туристических фирм Хабаровска, заплатив за каждую по 26 тыс. руб. Но планам на сказочный отдых не суждено было сбыться, потому что за три недели до вылета инфаркт надолго уложил мужчину на больничную койку. Его приятельница сразу проинформировала туроператора о болезни клиента и о том, что поездка отменяется. Но когда месяц спустя мужчина обратился в фирму с заявлением, в котором попросил вернуть ему деньги за путевку, то получил отказ. Тогда за консультацией он обратился в городской отдел защиты прав потребителей.
Как объяснила главный специалист отдела Татьяна Кочубеева, по закону «О защите прав потребителей» договор оказания услуг может быть изменен или расторгнут на любой стадии в связи с существенными обстоятельствами. Болезнь и помещение в стационар таковыми являются. Поэтому требование клиента вернуть деньги за неиспользованную путевку в данном случае законно.
Так как в фирме потребитель получил отказ, специалист посоветовала ему обратиться в суд и помогла составить исковое заявление. Мировой судья полностью удовлетворил требования истца, но ответчик с таким решением не согласился и подал апелляцию в районный суд. Свои действия он аргументировал тем, что клиент должен был позаботиться и найти себе замену, чтобы его путевка не пропала. Также в вину потребителю вменялось то, что, приобретая путевку, он не заключил договор добровольного страхования от невыезда. Районный суд, рассмотрев вопрос, постановил: решение суда первой инстанции оставить в силе, апелляцию отклонить.
Подготовила Нина ЖИГУНОВА совместно с отделом по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска