Закон и мы
logo

Специальные выпуски

Закон и мы

Заложники своих ошибок

Не оплаченный вовремя штраф за нарушение ПДД может обернуться заключением под стражу. В спецприемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, отправились с проверкой члены Общественного совета УМВД России по Хабаровску.

Таланты поневоле

В небольшом помещении, где обычно оформляют вновь прибывших на исправление граждан, нам велели оставить всю фототехнику, чтобы не было искушения щелкнуть вспышкой. Дело не в том, что местные узники могут выступить против фотографирования, — на режимном объекте съемка запрещена во избежание организации побегов. Все-таки это тоже своего рода тюрьма, хоть и сроки смешные — максимум 15 суток.

Коридор с типичной для таких заведений грустно-голубой краской на стенах сразу настраивает на нужный лад — у невольных жильцов все вокруг должно вызывать желание больше никогда не переступать порог этого здания.

Охранник отворяет тяжелую металлическую дверь в одну из камер. В ней трое обитателей: два молодых человека поднимаются при виде посетителей, третий, наоборот, натягивает на голову одеяло и остается лежать — все-таки в свободной стране живет, может выбирать, как себя вести.

Интерьер камеры тоже не радует разнообразием: пара полок с предметами первой необходимости и сигаретами, стол, кровати и унитаз за невысокой перегородкой — заключенных должно быть видно в любое время. Над входной дверью нарисована виноградная лоза, как бы обвивающая вход. Выполнена обычным карандашом, но так натурально смотрится!

— Это у нас тут талант один отбывал, — объясняет Сергей Ломов, начальник спецприемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по Хабаровску, и показывает на другую стену, где намалевана кривая звезда: — Кто попроще, вот такие художества на память оставляет.

Над одной из кроватей кем-то из сидельцев написано: «Выпил — забудь про руль».

— Очень актуально, — говорит арестант. — Мы тут все с этим слоганом согласны.

Больше не буду

Александр Прохорец, начальник УМВД России по Хабаровску, интересуется у обитателей камеры, какими судьбами они оказались здесь.

— В нетрезвом виде управлял… — вздыхает парень.

— Я также, но сам сдался, — уточняет его сосед.— Просто документы в багажнике были. Сперва побежал, как полицию увидел, а потом вернулся. Десять суток дали.

Оба водителя в один голос уверяли — больше никогда не сядут за руль, выпив алкоголь.

— Мало того что здесь сижу, хотя условия нормальные и кормят хорошо, не жалуюсь, но само осознание, что я арестант, угнетает, — говорит один. — Да еще дома ждет профилактическая работа — мать обязательно выскажет.

— Больше такого не повторится, честное слово, — уверяет другой. — Тем более, если второй раз попадешься, срок настоящий уже дадут… У меня просьба — вот я тут пять дней и все книги, какие в камере были перечитал. От скуки уже не знаю, чем себя занять.

— Хорошо, мы вам Чернышевского «Что делать?» и Герцена «Кто виноват» передадим, — шутит Прохорец.

— Лучше уж по ПДД что-нибудь…

Соседняя камера также занята любителями выпить и прокатиться с ветерком и солидным седовласым мужчиной, забывшим оплатить вовремя штраф, выписанный ГИБДД.

Солнечную ванну принимает группа заключенных — подышать свежим воздухом выводят по несколько человек, чтобы не возникало конфликтов. Прогулкой в широком понимании слова это не назовешь: помещение, наглухо закрытое от внешнего мира и убранное сверху решеткой, не очень большое по размеру.

Это тоже осужденные по самой популярной здесь статье.

— Да я на трассу не выезжал даже: от дома до магазина за сигаретами поехал, а меня остановили, и теперь я здесь, — оправдывается один из гуляющих. — Зато теперь есть время подумать о своем поступке. Очень полезно…

Аншлаг в приемнике

В учреждении 23 камеры, где может находиться одновременно  71 человек. На момент посещения в нем содержалось 63 гражданина. По словам руководства, аншлаг здесь не редкость — любят хабаровчане нарушать закон, что уж тут поделаешь.

Камеры двух- и трехместные. В прежние времена постояльцы отдыхали на общих нарах, теперь условия улучшили, и у каждого есть своя кровать.

С собой запрещено проносить колюще-режущие предметы, зажигалки, чтобы миниатюрный автоген не изобрели, шнурки и ремни. Лекарства выдают поштучно, если есть медицинские показания. Передавать заключенным можно лишь продукты, не требующие хранения в холодильнике. Принимают их только в прозрачной таре, чтобы не пронесли запрещенных вещей. Хотя родственники и друзья все равно пытаются нарушить запрет — стабильно раз в месяц кого-нибудь ловят на этом.

В камере не разрешены телефоны, потому что гаджет способен породить конфликт между заключенными.

Кормят горячими обедами, но орудовать можно лишь ложкой. Как шутят полицейские, из-за этого заключенным не подают стейков — как их ложкой разделать?

Раз в неделю обязательная для всех сидельцев помывка.

Больше всего проблем подкидывают надзирателям пьяницы. С них глаз нельзя сводить — поклонники Бахуса, оставшись в заточении, а значит, без малейшего шанса намахнуть, страдают. На третьи сутки у них может начаться белая горячка или эпилепсия. Госпитализируют их, заметив малейший тремор, это может быть признаком приближающегося припадка.

— Врачей вызываем часто, — признается Сергей Ломов. — Конечно, таким пациентам они не рады, но что поделаешь. Многие заключенные сюда как на курорт прибывают: на свободе не задумываются о болячках, а тут по любому поводу врача требуют. Минус большой, что отсутствуют медвытрезвители, с ними было бы гораздо проще.

Хорошо сидим

С начала года через спецприемник прошли три тысячи человек.

Попадают сюда осужденные по всем статьям, которые предусматривают административный арест. В основном это нарушения по линии ГИБДД, мелкое хулиганство, употребление наркотиков, распитие, неуплата штрафов, административный надзор.

Забывшим заплатить штраф обычно дают двое суток. «Штрафники» в основной массе люди приличные и интеллигентные. Полицейские вспоминают случай, как к ним прибыл владелец супернавороченного авто, осужденный на двое суток за просроченный штраф в 500 руб.

Последнее время частыми гостями стали бизнесвумен — женщины страдают из-за своего неумения парковаться. Поцарапали чужую машину и в панике дали по газам. Вычислят даму по видеокамерам и ведут в суд. Им на выбор лишение прав либо отдых за решеткой. Конечно, чаша весов склоняется к отбыванию срока.

Сила привычки

У заключенных много свободного времени, которое можно тратить на поиск смысла жизни либо на творчество. Если в серьезных тюрьмах создают даже музеи декоративно-прикладного искусства граждан, то спецприемник может похвастать лишь самодельными картами, сделанными постояльцами, — сроки все же не те, чтоб развернуться. Причем в творчество сразу погружаются те, кто имел прежде опыт пребывания в местах не столь отдаленных. Сказывается сила привычки.

Так, недавно попавшийся на вождении в нетрезвом виде хабаровчанин «пустил коня» — передавал записки из своей камеры в другую. Когда застукали, объяснил, что два года как вышел с зоны и ему страсть как не хватает тюремной романтики. А тут за решеткой — как дома, и душа возликовала...

 


 

 

Коммунальщиков в оборону

Работников жилищной сферы пригласили на встречу с полицейскими, чтобы выработать единый план по улучшению жизни в краевом центре.

Копятся вопросы

Одна из таких бесед прошла в комитете по управлению Центральным районом. Подобные совещания уже были и в других районах города.

— В свете действующего закона «О полиции» очень много вопросов накопилось, — взял слово Сергей Иванов, глава комитета. — Надо понять, как действовать сообща, чтобы людям жилось комфортно. Мы получаем материалы по нарушению спокойствия в жилых домах от полиции, и зачастую они не соответствуют правилам. То есть заполнены неверно, из-за чего мы не можем привлечь гражданина к ответственности. По линии ГИБДД приходят материалы о нарушениях, чаще всего это парковка авто на зеленых зонах, во дворах, но поступают они слишком поздно — выходит срок. Меня обескураживают иногда документы, где непонятно, кого наказывать. Например, собака покусала женщину, но хозяин животного неизвестен, а требуют его отыскать и наказать. Устанавливают гаражи в неположенных местах, нам пишут: примите меры, но участковый не указывает, кто владелец. Шлагбаумы и заграждения ставят жильцы, поступает жалоба, а мы кого должны привлекать?

Ближе к людям

Почему решили активно задействовать именно коммунальщиков? Они, считается, ближе других к жителям, лучше знают все их проблемы.

— Два года назад мы установили 76 видеокамер в районе Флегонтова по просьбе жильцов, — рассказывает Сергей Афанасьев, заместитель мэра по транспорту, связи и общественной безопасности. — Там действительно сегодня порядок, спокойно, машины можно оставлять, нет жалоб на нарушение правопорядка. Полицейские готовы и другие районы тоже подключить к системе «Безопасный город».

Жилищникам разъяснили, какие задачи лежат на участковых уполномоченных: профилактический обход участка, прием граждан в установленные дни и часы, проведение отчета перед населением. Встречаться с жителями они должны три раза в неделю, один обязательно в выходной. Графики приема разработаны и размещены на сайте УМВД России по Хабаровскому краю. По словам полицейских, отчет перед населением, к сожалению, не интересует само население. Максимум собираются пять человек любопытствующих. В сельской местности отчеты проходят на ура, там публика с удовольствием узнает о проделанной работе, задает вопросы — хоть какое-то развлечение на селе!

По итогам собрания постановили выстроить систему взаимодействия населения с участковыми. Познакомить активных граждан с полицейскими, на информационных щитах разместить информацию о том, как обратиться к участковому: телефоны, в том числе и сотовый, адрес. Наладить тесный контакт коммунальщиков с полицейскими.

 


 

 

Подготовила Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)