Добрый город
logo

Специальные выпуски

Добрый город

Магнит человеческих судеб

30 августа отмечается Международный день пропавших без вести. А неофициально это и день тех, кто помогает найти людей.

О необычном волонтере мне рассказали в адресно-справочной службе, где имя Олега Колесникова знают уже давно.

— От него не первый год получаем письма, — поведали сотрудники. — И каждый раз рады помочь ему: он ищет людей — сотрудничает с передачей «Жди меня».

История привела в программу

У Олега Колесникова и профессия особенная: он создает генеалогические древа. Изучает семейные альбомы, выписки из архивов, часами беседует с родственниками: главное — не упустить ни одной детали.

— Занятие для усидчивых и, более того, дотошных, — уверяет он. — Но безумно интересное: в каждой семье скрыты сотни историй — наберется на книгу.

Вряд ли наш герой стал бы волонтером «Жди меня», если бы не история, с которой он столкнулся десять лет назад. Она настолько драматична, что легко могла бы лечь в основу целого фильма.

— Ко мне обратился уже пожилой мужчина с просьбой найти тех, кто в годы войны спас ему жизнь, — рассказывает Олег Николаевич. — Во время оккупации на Украине родителей расстреляли: они были евреями, а его, мальчика, укрыла одна местная семья. Прятали там, где и не думали искать немцы, — в собачьей будке. Оттуда был готов не вылезать по нескольку дней, так хотел выжить.

Спустя 60 лет он вновь приехал на это же место, где встретился с потомками той семьи.

А через пару лет нашел и свою родню.

— В один миг он обрел семью: оказалось, что во время войны выжили родственники, — продолжает волонтер программы «Жди меня». — И встреча стала сюрпризом: были уверены, что по той линии никто не уцелел.

Ищу родню

После этого Олег Колесников решил, что продолжит заниматься поиском людей.

С тех пор что ни заявка от «Жди меня» (а их за четыре года получил несколько сотен), то целая история. Родственники когда-то поругались, теперь хотят помириться, а адреса не знают. Наладить контакт с одноклассниками хотят люди в годах — похоже, ностальгия по молодости берет свое.

А иногда поиски ведут далекие родственники, которые никогда и не видели своих близких.

— Два года назад получил запрос из Германии: там пытаются найти родственников, которых в годы Великой Отечественной войны репрессировали и сослали в Магадан, — приводит пример волонтер. — В архиве ФСБ, к счастью, данные о них сохранились. А их потомки до сих пор живут в Магадане. 

В любом уголке мира

 «Ищу брата Николая П. 1947 года рождения. Он хабаровчанин, но по адресу, который есть у меня, уже не проживает…» — и даже такой информации хватает Олегу Николаевичу, чтобы начать работу. Отправляет письма в архивы, адресно-справочные службы (там есть информация о регистрации каждого в крае), а иногда и на… китайском языке.

— Посылал запрос в Китай, там я и нашел нужного человека, — вспоминает хабаровчанин. — Никогда не знаешь, куда в очередной раз заведут поиски…

Но далеко не все истории заканчиваются хеппи-эндом: иногда приходится сообщать, что тот, кого ищут, уже умер. А бывает, и сам разыскиваемый не желает находиться.

— Чтобы выдать адрес человека, нужно его разрешение, и не всегда удается его получить, — объясняет доброволец. — К сожалению, так и отвечаем: «Согласия нет». Это личное дело каждого.

Надежда, что найдется

Печальнее всего, когда вообще не получается найти зацепку — ощущение, что человек в прямом смысле слова исчез!

Олег Колесников достает папку — пухлую, которая едва вмещает десятки листов, писем, документов. Это история молодого парня, которого с конца 1980-х годов ищет мать: сын, геолог, уехал на заработки в Хабаровский край и с осени 1987 года больше не выходил на связь.

— Это все ответы «Дальгеофизики», архивов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Аяна, Охотска, — говорит он, показывая переписку. — И, увы, они ни к чему не привели, почти 20 лет о парне нет никаких сведений.

 Между тем заявка до сих пор действительна: мать все еще надеется найти сына. А Олег Николаевич периодически возвращается к подобным случаям: в надежде свежим взглядом увидеть какую-то подсказку.

Сам в поисках

Олег Колесников нашел около 70 человек. И лучше любых наград, по словам волонтера, — это когда он получает фотографии, на которых герои его историй наконец встретились друг с другом.

И хеппи-энды придают Олегу Николаевичу уверенности в самом главном поиске — отца. Так сложилось, что он его никогда не видел и начал искать, когда стал волонтером «Жди меня». Пока, к сожалению, безуспешно.

— Знаете, раньше «Жди меня» казалась слишком театральной передачей: эти слезы, объятия, — признается он. — А сейчас, спустя столько событий, понимаю, что так и выглядит счастье.

После этого хочется пожелать ему, чтобы на всех заявках (в том числе и самой заветной) значилась одна фраза: «Человек найден».

 

— Добровольцы и волонтерские организации — наши большие помощники, особенно в поиске детей, — говорит сотрудник пресс-службы УВД России по городу Хабаровску Юлия Прокофьева. — Несовершеннолетних часто приходится разыскивать: за полгода было получено 295 заявлений. Причем исчезают как воспитанники детских домов и интернатов, так и ребята из благополучных семей.


 

 

Таблетка счастья от Хрюши и Степаши 

Тишину нарушают непривычные для больницы громкие звуки: аккорды гитары, свист дудочки, стук...

— Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекой… — запевает артист, аккомпанируя себе целым набором инструментов.

Его заглушают хлопки и радостные крики зрителей — маленьких пациентов Детской краевой клинической больницы имени А.К. Пиотровича.

Они, глядя на его шляпу-цилиндр, красный нос и костюм, узнают доброго волшебника из истории про Фунтика — дядюшку Покуса. А нам, журналистам, известно, что это детский композитор Владимир Щукин, который приехал из Москвы, чтобы выступить для ребят.

Костыли в сторону

— Все зарядили свои телефоны? — спрашивает музыкант.

— Да-а-а!

— А сами зарядку-то сделали? А чего так неуверенно отвечаете? Что ж, повторяйте за мной! — командует музыкант, показывая незамысловатые движения.

Детвора прыгает и танцует — да так, словно и нет вовсе этих гипсов и повязок на руках и ногах! Те, кому, увы, здоровье не позволяет присоединиться к активным играм, на своих местах пытаются двигаться в такт музыке.

Мой сосед - мальчуган, сидя у мамы на коленях, напевает что-то сам себе тоненьким голосом.

— Егор, вообще, скромняга, а тут оживился: столько музыки, игр, шариков, — отмечает мама. — Впервые после двух недель капельниц и уколов что-то яркое и веселое…

Егор — частый гость в больнице: у мальчика неврологическое заболевание, которое не дает двигаться свободно. И то, что теперь он, напевая, пытается и пританцовывать, еще больше удивляет и радует маму.

Игра как лекарство

— А знаете такую песню? — интересуется музыкант, наигрывая на гитаре знакомую мелодию.

— «Спокойной ночи, малыши!» — кричит хором детвора.

Под известные каждому «Спят усталые игрушки…» к зрителям выходят артисты Галина Марченко и Наталья Голубенцева со своими знаменитыми куклами — Хрюшей, Степашей и Каркушей.

— Кар-кар-кар. Как я выгляжу? Я красавца? — озорная Каркуша вертит хвостиком в руках Галины Марченко.

— Красавица! — смеются дети.

— Никакой ты не Цап-царапыч, ребята тебя сразу узнали! — тоненьким голоском поучает Хрюшу заяц Степашка.

— Что, правда? Ура! — визжит Хрюша в правой руке Натальи Голубенцевой.

Открыв рты, дети наблюдают за «разговором» кукол, совсем и не замечая актеров. Самые любопытные подходят как можно ближе: интересно, как оживает героиня?

 «Так бы каждый день»

А потом малышам дарят подарки — наборы для творчества. Благодарят артистов и врачи, и родители.

— Вот если бы каждый день здесь был таким, — говорит мама Егора.

Да и сами актрисы не скрывают эмоций — счастливы, что всем понравилось. Недаром про свои выступления говорят между собой:

— Они как таблетка счастья!

 

Кстати!

Детская краевая клиническая больница им. А.К. Пиотровича получила 1,5 млн руб. на приобретение диагностического оборудования, которое позволит на ранней стадии определить особенности заболевания. Как отметил главный врач больницы Иван Гончаров, его можно задействовать в ортопедии, урологии, хирургии и, конечно, онкологии.

Больница в третий раз получает помощь от благотворительной программы «Мир без слез»: в 2008 году был приобретен комплект аппаратов для отделения онкогематологии, а в 2013 году — фиброгастроскопы (приборы для процедуры, которую в народе называют «глотать лампочку»).

 

Герои программы «Спокойной ночи, малыши!» и композитор Владимир Щукин побывали в Хабаровске в рамках благотворительной программы банка ВТБ «Мир без слез».

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)