На городские темы
logo

Специальные выпуски

На городские темы

Секретный народец из ГСК

Что делать, когда очевидная красота любимого города — площади, парки, пруды и набережная — выучена наизусть? Разглядеть за открыточным фасадом… гаражи.

Если подниматься по правой стороне улицы Шеронова вверх к Ленина и свернуть во двор дома № 61 (краевой театр кукол), то сразу выхватишь глазами необычную картинку. Маленький мультяшный человечек, с головы до ног укутанный в защитную одежду (видны только глаза), задумался, высунувшись из окна.

Именно по таким странноватым персонажам внимательные хабаровчане узнают местного граффити-художника под псевдонимом Хадад.

Сила одного снимка

Своих человечков он называет героическим народцем и «выпустил» их на улицы меньше трех лет назад. Однако сегодня в разных уголках города насчитывается больше 70(!) сюжетов с их участием.

— Просто однажды увидел в Интернете фотографию, которая произвела на меня сильное впечатление, - рассказывает Хадад. — Тогда я понял, что хочу нарисовать что-нибудь руками — до этого использовал трафареты. А такие человечки очень просты в исполнении (это важно, у меня нет художественного образования) и при этом могут многое выразить.

На том снимке был ребенок индейцев-повстанцев из мексиканского штата Чьяпас. С тех пор «героический народец» олицетворяет для художника и зрителей разные формы протеста и стремления к свободе — начиная от крестьян Смутного времени и сибирских партизан эпохи Гражданской войны и заканчивая современными автостопщиками, космонавтами, вегетарианцами и феминистками.

Хорошая стена никому не нужна

Мы же продолжаем двигаться по улице Шеронова, не переходя дорогу. Пересекаем улицу Ленина и начинаем спускаться вниз, чтобы близ дома № 3 увидеть еще две работы. На стене придорожного гаража (а где же еще!) нас встретит человечек, очень похожий на первого, но уже обнимающий зверька. А вот рядом их уже несколько, и они далеко не так миролюбивы, даже вооружены. «Смута» — гласит недвусмысленная надпись за их спинами.

— Всегда стараюсь рисовать на тех поверхностях, которые либо уже испорчены, либо никак не облагорожены и никому не нужны, — говорит автор. — Так что хозяева гаражей моими граффити обычно довольны.

Думаю, прохожие и проезжающие мимо автолюбители тоже. Нам же нужно перейти дорогу, чтобы попасть во двор дома № 10 — изогнутой девятиэтажки с веселыми красными и зелеными панелями на той стороне улицы.

Находчивые горожане протоптали тропу прямо к проезжей части, но лучше, наверное, вернуться на 20 шагов назад и воспользоваться законной зеброй.

Двор уютный и жизнерадостный: много деревьев и клумб, синяя хоккейная коробка и… ну куда же без ГСК. Для того, чтобы рассмотреть очередную, четвертую по счету, картину поближе, нам придется пойти прямо по крыше. Здесь уже знакомый персонаж сжался в углу рисунка, обхватив коленки и зажмурившись. Остальное пространство занимает огромный глаз, внутри которого — взрыв.

Это сюжет — протест против войны и ядерного оружия. Тем страннее выглядят три имени слева: Злата, Глеб, Саша.

— Это дети, которые так мне помогали, что не знал, как отбиться, — полушутя объясняет художник. — На самом деле их было больше, успел записать только самых настырных.

Трафарет и котопес

Последний на нашем маршруте арт-объект находится на улице Слободской. Поэтому проходим двор насквозь и начинаем подниматься, возвращаясь к Ленина.

Заодно у нас есть возможность издалека оценить известный в Хабаровске синий дом с облаками и желтыми парашютами — тоже пример граффити, но уже коммерческого.

Переходим дорогу и на перекрестке с Гамарника ныряем за киоск. Жители ближайших домов, между прочим, считают неформальную живопись достоянием и сами готовы рассказать о ней кому хочешь. Мы с ними даже поспорили.

— Это сделано по трафарету! — категорично заявляет молодой человек с мотоциклетным шлемом в руках. — Я точно знаю, тут только котика и бомбу от руки дорисовывали.

— Не может быть, — вступаюсь я. — Посмотрите на контур, он слегка нечеткий — так бывает, когда спрей наносят сразу на поверхность. А вот сова на соседней стене будто вырезана и наклеена — здесь трафарет был несомненно.

Такие вот арт-дискуссии у гаражных ворот.

Напоследок я попросила Хадада назвать самых интересных, на его взгляд, коллег по цеху.

— Знаете таких веселых ребят, которые везде рисуют стилизованные изображения кота и пса рядом? — спросил он. — Очень любопытные.

Конечно, знаем. Легки на помине: обе картинки красуются буквально в пяти метрах. Но о них уже в следующий раз.

Дарья УЛАНОВА


 

 

Метаморфозы мусора

Новая система обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) заработает с 1 января 2017 года. Их сбор и транспортировка перестанут относиться к жилищным услугам, перейдя в разряд коммунальных. Изменится и оплата за их предоставление.

Это связано со вступлением в силу Федерального закона № 458-ФЗ от 29 декабря 2014 года. В документе отражены новые принципы организации работы по обращению, хранению, утилизации и обезвреживанию твердых бытовых отходов.

Проблемы внедрения

Однако, по мнению депутата Законодательной думы Хабаровского края, председателя постоянного комитета по вопросам строительства, ЖКХ и ТЭК Бориса Гладких, отсутствие разработанной на федеральном уровне нормативной базы и растянутые по времени конкурсные процедуры препятствуют введению новой системы обращения с отходами. Именно поэтому закон не заработал в регионе в 2016-м, как предполагалось изначально. Хотя проблема утилизации ТБО является одной из самых насущных. За год в крае собирают около 330 тыс. тонн твердых и 20 тыс. тонн жидких бытовых отходов, и цифра постоянно растет. А полигонов для их захоронения недостаточно, даже несанкционированные свалки себя исчерпали.

— Для четкой и грамотной работы нового механизма необходимо тщательно продумать многие вопросы, — говорит Борис Гладких. — В том числе транспортную систему вывоза мусора, расположение полигона для его переработки и утилизации, проведение конкурса по выбору регионального оператора, которому предстоит заниматься организацией всей цепочки обращения с отходами. Спешка не приведет к положительному результату и не обеспечит слаженности в схеме обращения с ТБО.

А ее нужно утвердить до конца сентября этого года. Ведь от схемы зависит и выбор регионального оператора, и расчет тарифов для населения. Все начисления необходимо производить согласно нормативу, но уже не на квадратный метр, а на человека.

— Это выгодно для одиноких пенсионеров и владельцев больших по площади квартир, — продолжает Борис Михайлович. — Но может стать затратным для больших семей, в том числе многодетных. Поэтому постараемся сделать все, чтобы тарифы существенно не изменились.

Ощутимую разницу в оплате за твердые коммунальные отходы почувствуют собственники жилых и нежилых помещений — в пользу первых. По мнению депутата, это справедливо, учитывая то, что многие предприниматели заключают договоры на вывоз мусора по минимальным объемам, а излишки попадают потом на контейнерные площадки жилмассивов.

Избежать мусорных войн

При этом большой риск — выбор регионального оператора, так как на его место может прийти недобросовестная организация. А в идеале операторов крае должно быть не меньше трех, чтобы создать конкуренцию. Но с чем они приступят к своим обязанностям — с мыслью о работе или захвате рынка — вопрос пока открытый. В Хабаровске проблемой захоронения отходов занимаются серьезно. Только на строительство полигона для утилизации мусора израсходован миллиард рублей. Много денег вложено и в возведение мусороперегрузочных станций «Северной» и «Южной». Первая успешно работает, вторую должны сдать в декабре нынешнего года. И не хочется, чтобы то, что уже создано, было разрушено региональным оператором. Особенно если тот решит установить свои экономические условия или просто не справится с механизмом сбора и своевременного перераспределения средств исполнителям услуг. Последний вариант грозит городу и краю коллапсом и «мусорными войнами», когда начнется дележка этих денег.

— И все же плюсов от внедрения новой системы ощутимо больше, — считает Борис Гладких. — Мы сможем контролировать перевозчиков мусора, объемы вывозимых и перерабатываемых отходов, места их хранения. Появится инструмент воздействия на граждан, в том числе и жителей частного сектора, так как будет введена административная ответственность за отказ от уплаты счетов за ТБО.

Что же касается борьбы с несанкционированными свалками, то здесь депутат отмечает положительный опыт работы общественного движения «Экопатруль». Специальные бригады, которые действуют в Хабаровском районе, прочесывают лесополосы, ставят фотоловушки и делают видеозаписи, отслеживая транспорт, сгружающий отходы в неположенном месте. Наказание за такие нарушения должно быть жестким. Опыт нужно использовать и в других городах и районах края.

Валентина ЕГОРОВА

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)