Специальные выпуски
Хороший экскурсовод знает, кто автор картины, какая у нее история и даже то, почему героиня нарисована… синими и розовыми красками!
Именно к этому стремятся и ученики школы экскурсоводов, которая открылась в Дальневосточном художественном музее.
От древности до современности
Передо мною греческая амфора — самый древний экспонат музея, которому (ого-го!) 2600 лет! Но разглядываю ее уже не как обычный зритель — с большими глазами и открытым ртом. Теперь сама расскажу про нее: такие амфоры вручали победителям состязаний, а внутри находилось 40 литров оливкового масла.
— А это правда подлинник? И как амфора попала сюда, в Хабаровск? — интересуются во время рассказа, похоже, самые недоверчивые ученики «Школы».
— Это самые частые вопросы посетителей, — отмечает Алена Фролова, заведующая отделом западноевропейского искусства. — Да, амфора не копия. Это сосуд V века до н.э., передали его, как и большую часть коллекции, в 1931 году из Эрмитажа.
Рассказ о каждом экспонате — как лекция по истории: кто автор, когда жил, почему изобразил так, а не эдак. Тетрадь заметно чернеет, паста в ручке заканчивается…
Шедевры-путешественницы
Редкая птица все это выучит. Но когда биография картины не хуже, чем у героев приключенческих фильмов, за свою память не переживаю.
История «Пастуха» кисти французского художника Жан-Леона Жерома, например, — настоящий детектив: кража из художественного музея средь бела дня, безрезультатные поиски, сделки на черном рынке, обыск силовиков….
— Украли ее в 1946 году: охраны не было, а картину размером меньше листа А4 без труда срезали, спрятав под полу верхней одежды, — рассказывает Алена Анатольевна. — А спустя 70 лет картина объявилась на черном рынке, где ее пытались продать за 250 млн руб.
От героев детективов — к VIP-картинам. Некоторые настолько известны, что их приглашают… на юбилеи знатных особ. Так, «Акид и Галатея» (1733) Карла Маратти побывала в Великобритании на выставке в честь 350-летия первого премьер-министра Англии Роберта Уолпола, а «Чудесное насыщение хлебами» Бенвенуто Тизи — на родине художника XVI века, в итальянской Ферраре.
У нас сенсация
Ну а рассказ о «Ревекке у колодца» — как история научного открытия. Весь мир узнал о ней в 2002 году: в Хабаровске хранится картина великого Тициана.
— В 1931 году «Ревекка» поступила как работа неизвестного автора XVI века, — говорит заведующая отделом. — В начале 2000-х, когда взялись за создание каталога западноевропейского искусства, обратились в Эрмитаж за экспертизами. Тогда впервые и возникла мысль, что это работа Тициана.
Чтобы узнать, кто ее автор, музейщики положили «Ревекку»… на рентген — только так можно узнать почерк художника. И сравнив снимок с эталонной рентгенограммой еще одного шедевра мастера, которая хранится в Лондонской национальной галерее, музейщики не сомневались: это Тициан.
— У него весьма своеобразный почерк, — продолжает Алена Фролова, показывая на экране черно-белую рентгенограмму шедевра. — Мастер полностью отрицал подготовительный рисунок, считал, что нужно все делать краской на полотне, из-за этого на холсте много передвижек.
Святая святых
Вот уж точно место, куда и не каждый сотрудник музея заходил… Делаю вывод, видя, как за нами в фондохранилище спускаются лекторы-экскурсоводы.
— Не каждого сюда пускает Светлана Ивановна, — признаются они.
Меры безопасности как в швейцарском банке: главный хранитель музея Светлана Жук просит оставить сумки и даже мобильные телефоны.
— Не дай бог что-то заденете! — объясняет она.
Находясь в окружении десятков стеллажей, понимаю, что выставленное в залах — лишь малая часть.
— Чтобы показать всю коллекцию, нужно как минимум 60 залов! — отмечает Светлана Ивановна. — В фондах столько всего: японские сувениры, картины современных авторов и мастеров, например, есть интересная коллекция рисунков Михаила Врубеля. Но где показать все это…
Что ни день, то главный хранитель принимает очередную новинку.
— Например, вчера привезли работы хабаровских художников — Анатолия Нежинского, Вадима Федорова и Валерия Сахатова, — показывает полотна она.
И им найдется место здесь — в большой коллекции музея.
Все это нужно знать, чтобы подготовить и защитить свою экскурсию. О ней читайте в следующих выпусках «Культуры».
— Сейчас в коллекции музея около 15 тысяч предметов, и почти половина появилась за последние 20 лет, — рассказала директор музея, лауреат премии имени Якова Дьяченко Валентина Запорожская.
Скандалы за кулисами
Музыкальный и драматический театры этим летом оказались в центре внимания СМИ. И поводом послужили отнюдь не творческие работы…
Нет дыма без
Первыми подняли шумиху актеры Хабаровского музыкального театра, которые отправили в министерство культуры коллективную жалобу на директора Владимира Загуменного. Они жаловались на долги театра (по их сведениям, это 20 млн руб.), на неразумно дорогие гастроли на Камчатку и на невыплаченные гонорары.
«Остались без оплаты режиссерские работы артистов театра. А каких колоссальных денег стоила постановка «8 любящих женщин», которая была снята с проката по причине дорогостоящих авторских прав», — писали в жалобе артисты.
Последней каплей стали гастроли театра имени Маяковского, состоявшиеся в конце июня. Московские артисты дали два спектакля, оба прошли при полных залах. При этом большая часть денег от гастролей досталась сторонней компании — «Дальпартер».
«Владимир Михайлович отказал практически всем прокатчикам, оставив преимущество только для «Дальпартера». А учредителем агентства до марта этого года являлся Алексей Туркалов, ныне директор Хабаровского драматического театра. Возможно, это сговор директоров?» — высказались артисты.
«Это домыслы»
Проверка, которую провели в минкультуры, показала, что нарушения есть, но совершенно не те, что были указаны в жалобе. А сам директор музыкального театра называл факты в письме домыслами.
— Наоборот, задолженность сократилась в разы! И речь идет не о 20 млн руб., а о меньшей сумме, — говорил Владимир Загуменный. — То, что не выплачиваем авторские, — тоже миф. Те же «8 любящих женщин» зрители увидят и в следующем сезоне.
Владимир Михайлович уверял, что авторами письма стали не артисты, а недоброжелатели.
— Догадываюсь, это дело рук одного прокатчика, которому отказали в площадке, — продолжил он. — Он регулярно отменял спектакли и допускал неточности, например, когда на афише были указаны одни актеры, а играли совсем другие.
Детектив в театре
Но дальше события разворачивались как в настоящем детективе. Ранним утром 29 июля в театры — музыкальный и драматический — нагрянули оперативники из УМВД по Хабаровскому краю и регионального УФСБ: изъяли финансовые отчеты и договоры за последние три года.
Владимир Загуменный этот факт не отрицал.
— Уверен, происки все тех же людей. Кому-то просто выгодно поддерживать эту нездоровую шумиху, — отметил он.
Точка ли?
Неизвестно, как продвигается следствие (его подробности не разглашаются), но на прошлой неделе Владимир Загуменный написал заявление об увольнении по собственному желанию. Причины этого решения комментировать он отказался.
— Не знаю, что там вскрылось. Но, похоже, финансовые махинации в театре были куда круче, чем мы предполагали, — рассказала одна из авторов коллективной жалобы (просила не указывать имени).
Тем временем Алексей Туркалов по-прежнему занимает свой пост. Театр, которым он руководит, уже 7 октября откроет новый сезон. Когда же стартуют спектакли в музыкальном, неизвестно: афиши на октябрь еще нет.
Владимир Загуменный руководил театром с 2014 года. До этого был директором санатория «Седанка» во Владивостоке.
Подготовила Светлана ТРУСОВА