Специальные выпуски
Знатоки родных мест
Как называлась полвека назад площадь Ленина? Какие чудеса происходили в парке Северном на месте нынешнего храма? И в какой руке Ерофей Павлович Хабаров держит… папаху?
Ответы знают ребята из объединения «Краевед-экскурсовод» школы № 12. И даже последний вопрос их не смутит:
— Так папаха же на голове, — говорят они про памятник Ерофею Хабарову.
А если вы, как и я, попались на крючок, тогда вперед, на экскурсии к юным краеведам.
Из мира виртуального
Идея, чтобы школьники рассказывали о прошлом города, возникла у краеведа и учителя истории школы № 12 Валерия Лысунца давно.
— Хотелось заинтересовать их прошлым города, чтобы они знали историю знакомых мест и умели подать ее — грамотно и уверенно, — говорит он теперь.
Так пять лет назад из восьмиклассников, увлеченных уроками Валерия Александровича, и собрался отряд «Краевед-экскурсовод». Правда, первые экскурсии были виртуальными — по презентациям с архивными документами и старинными фотографиями.
— Одна из самых первых — «Четыре судьбы здания вокзала»: именно столько раз менялся хабаровский вокзал, — вспоминает Валерий Александрович. — Мы показывали фотографии еще деревянного здания, которое располагалось в четырех верстах от города на юге, — снимки до сих пор хранятся в архиве краеведческого музея.
Любимые темы
Те ребята давно уже студенты, и теперь экскурсии проводит новое поколение. И нынешние краеведы уже второе лето выходят к городским достопримечательностям, чтобы рассказать их историю. Маршрутов несколько: площадь Ленина со зданиями, окружающими ее, площадь Славы, парк Северный и храм имени Серафима Саровского.
Но самый любимый — по городским прудам.
— Да потому что место самое красивое! Здесь гуляем с одноклассниками, друзьями, родителями, — объясняет ученица 9 «В» Светлана Мостовщикова.
— Хотя, гуляя по прудам, и не задумывалась: а что здесь было раньше? — продолжает ее одноклассница Дарья Сироштан. — А ведь первый водоем здесь, на Плюснинке, появился еще в начале прошлого века, к Приамурской выставке 1913 года. Теперь я знаю историю, и мне хочется поделиться ею с другими.
Экскурсии у краеведов необычные. И не только потому, что сами гиды еще совсем юны. Например, где вы видели, чтобы экскурсовод пел «Я гениальный сыщик» и «Ничего на свете лучше нету»?
— Их исполняем у первого пруда, около скульптур «Бременских музыкантов», — уточняют школьники.
Знать все
На маршруте у каждого краеведа своя тема: аллея, посвященная городам-побратимам, фигуры мультгероев, история Плюснинки и «Платинум Арены». Но активисты признаются, что даже выступления коллег знают наизусть.
— Да так, что от зубов отскакивает! — включается в беседу Полина Зинченко из 11 «А». — Сможем друг друга подменить, если что.
— Мало знать, надо еще уметь рассказать. Главное, говорить нужно четко и уверенно! — рассказывает Денис Сафронов.
Неудивительно, что им легко найти общий язык с любой аудиторией. И даже иностранцами.
— Помните, как вы корейцам рассказывали про три площади — Комсомольскую, Соборную и «Город воинской славы»? — обращается к ребятам их учитель. — Они аплодировали, но еще больше были удивлены, узнав, что школьники — волонтеры.
Добрые «наши»
Пожалуй, одна из самых волнительных экскурсий, когда краеведы показывали город воспитанникам школы-интерната № 4.
— Этим летом познакомились с ними, — вспоминает Дарья Сироштан. — И, признаюсь, волновались, словно в первый раз проводили экскурсию: понравится им или нет…
Но все прошло удачно. И краеведы не раз приезжали в гости: девочки учили рукоделию, а парни гоняли в футбол с новыми знакомыми. А затем все перемещались в зал, где показывали виртуальные экскурсии.
— А знаете, что им больше всего понравилось? Видео поющих фонтанов на прудах. Пообещали, что сделаем для них еще одну экскурсию — по ночному городу, — делятся планами школьники.
— И сдержим слово, — продолжает Валерий Лысунец. — Теперь моих там краеведов ждут. И даже воспитатели говорят, что то и дело слышат вопрос: «А где же наши?»
Новый год — новые проекты
Учебный год только начался, а Валерий Александрович с юными краеведами уже составляют новые маршруты.
— К началу зимы готовим следующую экскурсию: о том, за что Хабаровск получил звание города воинской славы, — признается Валерий Лысунец. — Увы, немногие, даже коренные хабаровчане, знают об этом.
И чтобы дать подробный ответ, ребята соберут информацию об Амурской флотилии, о заводах, которые в годы войны выпускали боеприпасы и вооружение для фронта, — «Дальсельмаш», имени Кагановича и имени Кирова.
— Впереди насыщенный год: все-таки экзамены на носу, — вздыхают ребята. — После них лето, а там вновь долгожданные экскурсии.
По итогам смотра-конкурса трудовых отрядов старшеклассников, «Краевед» в 2012 и 2013 годах стал победителем, в 2015 и 2016 годах был удостоен Гран-при.
Волонтеры-олимпийцы
Провести отпуск в Бразилии решили хабаровчанки Татьяна Прописнова и Елена Григорьева. Вот только туристами они были необычными…
Елена — специалист по торговле и маркетингу и Татьяна — учитель английского языка в гимназии № 5 стали волонтерами Олимпиады. А чтобы попасть в Рио, они прошли отбор, который длился несколько месяцев, купили авиабилеты за шестизначную (!) цену, провели только в полете 24 часа...
Стоила ли того Олимпиада?
Прошли в Рио
Девушки признаются, что в своем решении не сомневались с той минуты, когда два года назад подали заявки. Лена, которая уже была волонтером в Сочи, представляла, что ее ждет — опыт, знакомства, эмоции.
А Таней больше двигало любопытство.
— Об олимпийских волонтерах узнала случайно из новостей, — признается она. — Подумала: а может, и у меня получится? В Сочи, к сожалению, не попала: узнала о наборе слишком поздно. Поэтому решила, что Рио точно не пропущу.
Спортивная «кухня»
Первые дни в Рио прошли в транспортной суете, с «гугл-переводчиком» (только так можно было общаться с местными) и… песнями в аэропорту!
— С «Калинкой», «Катюшей» и «Нас не догонят» вместе с сотнями людей встречали российскую сборную, — рассказывает Лена. — Мы пришли с триколором, а многие — представьте себе — в ярких сарафанах, косоворотках и даже кокошниках!
— Познакомились с гандболистками: ехали с ними в одном автобусе, — продолжает Таня. — И кто-то сказал: «Девчонки, рассчитываем на золото». Кто ж знал, что так и будет!
Кстати, Тане тоже довелось работать со сборной — спортсменами из Узбекистана: помогала в олимпийской деревне, выполняла поручения (вплоть до покупки трансформатора!), сопровождала на соревнования. И теперь шутя называет себя знатоком бокса.
— А так как узбекская сборная — самая сильная в этом виде спорта, то у них было много боев, — вспоминает Таня. — И почти все я видела, так что к финалам стала разбираться, что такое хук и апперкот.
Лена открыла новое для себя направление — работу с прессой. В Rio Olympic Arena, где проходили соревнования по спортивной и художественной гимнастике, она сотрудничала с фотографами, объясняла, в каких местах стоит делать съемку.
— И, конечно, следила, когда на ковер выходили наши, — признается Лена. — Помню, как Алия Мустафина выиграла золото: она была лучшей, и это было понятно даже непрофессионалам, как я.
Правила этикета
А проявлять чувства болельщика, увы, не положено — это негласное правило всех спортивных волонтеров.
— Конечно, это сложно! — отмечает Татьяна. — Вот как быть, когда в финале на ринге россиянин Михаил Алоян и парень из узбекской сборной?
Только в свободное время, когда перемещались на зрительские трибуны, девушки не скрывали эмоции. Болели за Юлию Ефимову, когда та завоевала серебро, поддерживали гандболисток, сборную по водному поло и синхронисток…
— И нет сильнее эмоций, — признаются они теперь, — когда наши на пьедестале и звучит гимн.
Не финал
Таких, как наши героини, для кого волонтерство уже образ жизни, немало: в Бразилию приехали около 35 тысяч(!) человек со всех уголков мира.
— Многие, с кем познакомились, вдохновляют, — добавляет Лена. — Со мной в команде, например, работала 70-летняя американка, которая участвовала в нескольких олимпиадах.
Вот и девушки для себя давно решили: если и путешествовать, то только как волонтеры. Так, они собираются на чемпионат мира по футболу, на зимние Олимпийские игры в корейский Инчхон, а затем и летние — в Токио.
— С волонтерами, которые были в Рио, даже не прощались, а шутя говорили: «До встречи в Южной Корее!», — заключают они. — Увидим вновь старых знакомых, надеемся встретить. Так что попробуйте, может, и у вас получится?
За последние два года девушки были волонтерами на международном фестивале военных духовых оркестров «Амурские волны», на чемпионатах мира по хоккею с мячом и киокусинкай.
Коробочка храбрости
Инициативные горожане собирают игрушки для юных пациентов детских больниц.
Они уверены, что такая простая вещь, как игрушка, отвлечет от болезненных процедур, а главное — вернет хорошее настроение и желание бороться с болезнью.
— Дети в больницах ежедневно преодолевают страх и боль: пункции, перевязки, уколы, — говорит один из организаторов Елена Стецюк. — А игрушки в процедурных кабинетах — это такие призы за смелость. Отсюда и название акции — «Коробочка храбрости».
Какие игрушки подойдут? Прочные (не стеклянные или керамические), среднего размера (не из мелких деталей), гладкие (не мягкие, которые собирают пыль). А одно из основных требований — чтобы они были новыми.
— Все-таки иммунитет у маленьких пациентов ослаблен, — продолжает Елена Стецюк. — Дети, конечно, обрадуются любому подарку, но больше всего им нравятся всякие маленькие фонарики, куколки, машинки и все, что связано со смешариками и трансформерами. А еще они в восторге от магнитных зверушек: любят их вешать на капельницу.
Презенты получат ребята, которые лечатся в детской краевой клинической больнице им. Пиотровича и городской больнице № 2 им. Матвеева (лор-отделение). Пункты сбора открыты в детской поликлинике «Тари Лэнд» (ул. Ким Ю Чена, 44, литера М) и в магазине «Кафема» (ул. Московская, 3).
Подробнее узнать о проекте можно на страничке «Благотворительный проект «Коробочка храбрости» в социальной сети «Фэйсбук».
Подготовила Светлана ТРУСОВА, фото из архива