Специальные выпуски
Сборку лотка на скорость практикуют несанкционированные торговцы — это умение позволяет им избежать штрафа.
Улица Суворова — одна из самых протяженных в Индустриальном районе и уж точно самая проблемная. Она соединяет густонаселенный Южный с Краснореченской. Здесь всегда многолюдно, и это привлекает сюда десятки граждан, желающих заработать легко и без всякой волокиты вроде официального трудоустройства. Единственная их головная боль — представители районной власти, мешающие бизнесу. В свою очередь, они тоже являются мигренью для чиновников — уже который год на улице не удается добиться чистоты.
Методы за десятилетия применялись разные: к процессу подключались даже ветераны, надеясь, что уж стариков-то продавцы послушают.
Глава районного комитета Сергей Кравчук в сентябре собрал совещание с соратниками, также заинтересованными в очистке улицы от нерадивых торгашей. В основном это предприниматели, вынужденные соседствовать с коробейниками. В очередной раз озвучив масштаб проблемы, решили — брать противника надо настойчивостью. С того памятного заседания каждые два часа из комитета отправляются по двое сотрудников наводить порядок на Суворова. Компанию им составляют представители УВД — для безопасности, да и потребовать документы у нарушителей могут лишь полицейские.
Крепкие бабушки
В теплых лучах солнца нежатся старушки — послеобеденное солнце разморило даже их, стойких пенсионерок. Они лениво щурятся на прохожих, восседая на стульчиках возле коробок с нехитрым товаром: цветами, перцами, ягодами и пр.
— Это их надо будет сейчас прогонять? — мысленно вздрагиваю я, потому что жизненный опыт показал — бабушки-торговки только кажутся милыми существами. Тронь таких, и они мигом заплюют тебя ядом.
— Придется, — вздыхает Валентина Смыкова, и.о. начальника отдела по землепользованию комитета по управлению Индустриальным районом, пробил ее час очищать улицу от несанкционированной торговли. — Эффект от постоянного присутствия представителей власти и полиции уже есть, в этом месте раньше стояли четыре лотка: с овощами и просрочкой. Им, видимо, надоело с нами препираться, и они предпочли покинуть улицу, где их дергают каждые два часа. А бабушки держатся…
Торгуют все
Добрая улыбка на лице бабули, к которой первой подошла наша бригада, быстро исчезает. Еще бы — ведь проверяющих, оказалось, интересует не ее букетик, а то, что она тут со своей икебаной делает.
— Так ведь все торгуют, — указывает она на плотные ряды своих сверстниц с коробками, тянущиеся от перекрестка с Краснореченской куда-то вдаль. — А вы только меня гоните!
— Не переживайте, мы сейчас к каждой подойдем.
— А, ну тогда еще ладно, — покоряется бабуля. — Всех так всех…
Но таких покорных, осознающих, что бизнес свой развернули в нарушение, оказалось мало. Буквально через пару минут мы все были втянуты в конфликт. Бодрая гражданка в панамке не желала покидать захваченную территорию, пока не продаст два ведра помидоров. В бурной обвинительной речи досталось всем.
— Да я ветеран труда, все силы на государство растратила, — кричала она с завидной мощью. — Помидорки эти своими руками выращивала, а сейчас продать их хочу, потому что на пенсию не прожить.
Тут же нашлись сочувствующие, а некоторые из товарок, уже начавших сворачивать лотки, приостановились — а вдруг отобьет? Все как в песне: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Возможно, ее выступление и переросло бы в бунт, но вдруг кто-то засомневался в происхождении лежащих в ее ведрах томатов — уж больно похожи на китайские.
— Точно, в этом году помидоры же ни у кого не уродились, — вдруг поражает догадка. Да и руки у предводительницы слишком белые и ухоженные для дачницы.
А их за что?
Саундтреком рейда шли слезно-патриотические песни — под табличкой «Торговля запрещена» трио в камуфляжах и орденах фальшиво выводило что-то про войну, солдата и, конечно же, мать, которая ждет, а вот девушка не дождалась. Все это подавалось под брендом «Боевое братство». На колонке кокетливо приклеена бумажка: «В продаже имеются диски». Суета с бабушками и коробками будто проходит мимо них. Прижавшись спинами к газетному киоску, они выражают готовность принять и этот бой, но приставленный к проверяющим участковый направляется мимо.
— А за что я их привлеку? Кому мешают? Петь у нас не запрещено. Другой вопрос: являются они мошенниками или нет, — рассуждает участковый Евгений Кокрецкий. — Насколько мне известно, ранее у них документы проверяли, они представляют некий фонд помощи воинам-афганцам и собирают для них гуманитарную помощь. Пусть себе поют…
Ловцы человеков, но не рыб
На грязной простыне прямо на газоне лежат жуткие поношенные вещи, рядом качается на ветру явно страдающая от похмелья владелица скарба. При виде полиции она лихо сворачивает добро в куль, хватает под мышку напольные весы и удаляется во дворы. Какую-то часть улицы идем без остановок, что не может не радовать — все-таки работает постоянный контроль!
Неожиданно оказались в свечной лавке. Пожилая женщина у лотка с иконами и прочей продукцией беседу с органами власти выдержала с поистине христианской стойкостью.
— Православным тоже нельзя здесь торговать без разрешения, — непреклонны проверяющие. — У вас же его нет?
— Нет, — соглашается она. — Меня храм поставил и бумагу дал, что я отвечаю за товар.
— На вас составляли протоколы за неоднократное нарушение, а вы опять тут…
В паре шагов от православной нарушительницы обнаружился стол со следами крови. Долго гадать, кто ее тут пролил не пришлось — из-за киоска показался молодой узбек с мешком рыбы. Увидев полицию возле стола, он не успел вовремя среагировать, поэтому был заботливо принят вместе с товаром.
— Это не я, — сказал он в свое оправдание. Его отпустили, взяв обещание больше рыбой не торговать.
Отпугивающая камера
Вдоль рынка — чистота. Желающих вступать в конфликт с его руководством, по-видимому, не нашлось. Но впереди еще испытание. На автобусной остановке давно уж обосновалась точка с просрочкой. За прилавком дюже лютая баба, готовая выматерить любого, кто покушается на ее бизнес с душком. Этой встречи я ждала с содроганием — напарывались на нее в прежние рейды, и дама лихо гнула в дугу всех, не забыв и сопровождающих журналистов.
— О, а где она? — ликую, не обнаружив на привычном месте торговки плесенью.
— Эта точка тоже исчезла с Суворова, — объясняет Валентина Евгеньевна. — Но проблем с ней было... Примечательно, что одни горожане жалуются на то, что им мешает несанкционированная торговля, а другие кидаются их защищать во время рейдов.
Свято место пусто не бывает — и на остановке вместо протухших продуктов сегодня блестит фальшивое золото. Прицениться к бижутерии не удалось, ее лихо засунула в сумку смуглая продавщица и села на лавку, всем своим видом демонстрируя, что ждет автобуса. А вы что подумали?
Странное ощущение: идешь, а впереди тебя улица меняется на глазах. Как в кино! Видишь разложенные горы ночнушек, трусов и бюстгальтеров, делаешь шаг — и все исчезает. Дикие торговые ряды будто растворяются в воздухе, с такой скоростью нарушители рассовывают свой товар по сумкам и мчат с ними прочь.
Отрываюсь от бригады и успеваю застать коробейников на площади перед книжным.
— Да шевелись ты, Люба, — подгоняет свою коллегу грузная женщина. — Надо быстрей все собрать и бежать — там, говорят, с камерой идут! Тоже хочешь прославиться?
Вот оно в чем дело! Мой небольшой фотоаппарат к концу улицы уже превратился в пугающую камеру, и тетки не хотят попасть в телевизор. Однако работает у них система оповещения на славу! Похоже, что также предупредили и торговцев рыбой — на остановке «ЭВР» в воздухе от них остался лишь стойкий запах. Сама площадь радовала глаз пустотой.
— С начала года составлено более 120 протоколов по ст. 29 и 65 — по ст. 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, — резюмирует Валентина Смыкова. — И то, что удалось очистить эту площадь от большинства несанкционированных точек — наша первая победа. Хотелось бы, чтобы жители помогали нам и не покупали товар с рук. Тогда Индустриальный район станет гораздо чище и комфортней для проживания.
Экспонаты на дому
Экскурсию в Дальневосточный музей природы организовала для ветеранов председатель первичной ветеранской организации жилмассива «ЖЭУ № 23» Галина Дацюк.
Его устроил прямо в своем доме по ул. Эстафетной, 29 Александр Михайлович Шуваев.
Мир камней в виде фигур, деревьев, фонтанов удивил, поразил, вызвал восхищение мастерством этого увлеченного человека. Путешествие по саду он сопровождал интересным рассказом из истории опала, хризолита, яшмы, мрамора.
Также здесь представлены деревья и кустарники дальневосточной тайги: можжевельник, туя, кедр, барбарис и др.
Своим видом завораживали каменные водопады, елка и цветы, растущие на камнях.
Мастерство Александра Михайловича по обработке камня — это настоящее искусство.
Ветераны выражают благодарность Александру Михайловичу за интересную экскурсию, за идею создания музея и возможность увидеть эту красоту!
Что? Где? Когда?
Скажи «Нет» наркотикам. Акция «Социальный автобус» запланирована на пятницу, 7 октября. В ней примут участие врач-психиатр и нарколог. Специалисты расскажут подросткам о вреде спайсов и психотропных веществ. Место проведения — школа № 46 (ул. Артемовская, 86а). Начало в 12.00.
Нужен гол! Дворовые команды соберутся в воскресенье на соревнование по футболу. Желающих принять участие и поболеть ждут на спортивной площадке по улице Панфиловцев, 37.
Семья — это ответственность. В школе № 52 пройдет мероприятие по теме «Здоровый образ жизни» с привлечением работников краевого центра социального воспитания и здоровья. Разговор пойдет о планировании семьи, ответственном партнерстве, вреде абортов и профилактике поведенческих болезней. Начало в 12.00
Здравствуй, юность в сапогах. Праздник «День призывника» начнется в 15.00 в пятницу, 21 октября, в большом зале комитета по управлению Индустриальным районом. Адрес: ул. Краснореченская, 87.
Надо думать о здоровье. Молодежная акция «Твое здоровье — в твоих руках!» запланирована в полдень 28 октября в ХПЭТ.
Подготовила Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора и из архива