Экология
logo

Специальные выпуски

Экология

Сегодня в Хабаровске завершает свою работу трехсторонняя экологическая конференция.

В течение двух дней природозащитники из городов-побратимов Ниигаты, Харбина и Хабаровска обменивались опытом, общались и строили планы о дальнейшей совместной работе.

— Данная конференция уже шестнадцатая по счету встреча российских, японских и китайских экологов, — говорит Ирина Дубянская, начальник управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Хабаровска. — Прежде мы обсуждали проблемы водных ресурсов, работу городских очистных, утилизации отходов, шума. В этот раз рассматривали образовательную работу в разных странах.

Просвещение и воспитание подрастающего поколения является важной составляющей деятельности экологов, направленной на улучшение состояния города.


 

Знаниями надо делиться

Воспитание экологически грамотных людей — курс государства, принятый в Японии в 1970-е годы.

Как только эта мысль была озвучена и одобрена, экологическое образование в Стране восходящего солнца стало развиваться быстрыми темпами. В 1990-е годы под ним стали понимать необходимое образование,  связанное с формированием устойчивого общества, которое обязан получить каждый.

— На саммите в Йоханнесбурге в 2002 году Японией был принят пункт «Десятилетие образования в интересах устойчивого развития», а затем утвержден «Закон о развитии экологического образования», — рассказывает г-жа Йосида, старший сотрудник отдела экологической политики города Ниигата. — Для большего продвижения природозащитной деятельности в этот документ были внесены поправки, он переименован в  «Закон о продвижении экологического образования» и действует до сих пор.

В школе и дома

В Ниигате стали системой обязательные мероприятия в области экологического образования. Базовый план по охране окружающей среды ставит своей целью создание «экологически здорового города, который сочетает в себе элементы как города, так и деревни», а также определяет «продвижение взаимного сотрудничества и экологического образования».

Знания об окружающем мире доводят до школьников и уделяют внимание  экологическому образованию в обществе, в том числе в семье.

— Из-за того, что проблемы окружающей среды, связанные с переработкой бытового мусора, глобальным потеплением, не могут быть решены без понимания и осознания каждого жителя города, считаем очень важным, наряду с экологическим образованием, создание системы, которая будет содействовать разработке мероприятий, направленных  на совместные действия  всех звеньев общества, — подчеркивает глава японской делегации. — Издается вспомогательная хрестоматия, которая раздается учащимся младших и средних школ Ниигаты. Данные учебники являются руководством, в котором описаны текущая ситуация и проблемы окружающей среды, положение города, а также информация о том, как углубить свои знания в экологическом образовании.

Преподавателей-активистов, не жалеющих сил и средств для продвижения экомысли среди подростков, поддерживают в благотворительном проекте — японцы жертвуют деньги на приобретение пособий и расходных материалов для занятий с юными экологами.

Взрослые ученики

В Ниигате в память о страшной болезни Минамата, когда от интоксикации органических соединений ртути пострадали люди, открыт «Центр взаимосвязи окружающего мира и человека». В нем можно получить знания в области экологии, создать модель сельскохозяйственных угодий, ничем не отличающихся от реальных. 

Каждый год в городе проходит «Экологическая ярмарка», собирающая около 30 тысяч человек. Там             с помощью информационных стендов представляется деятельность административного аппарата, предприятий, общественных организаций, занимающихся охраной окружающей среды. Все это сопровождается концертом и конкурсами, чтобы знания люди получали в непринужденной обстановке.

Профессиональные японские экологи помимо основной работы выступают с лекциями для населения. Рассказывают людям об энергосбережении, организуют экскурсии в учреждения энергетического комплекса, предприятия по утилизации бытовых отходов.

Активную деятельность развивал и общественный совет граждан, основанный в 1997 году. Местных общественников поддерживают добровольными взносами для приобретения необходимых материалов, например для уборки мусора, сбора макулатуры, утилизации отходов кулинарного масла.

Экопросвещение ведется и в Интернете — пользователей уведомляют о предстоящих мероприятиях и лекциях, разъясняют интересующие вопросы на специализированных сайтах и страничке отдела в Facebook.


 

Учить всегда, учить везде

Экологическое образование российских людей должно быть непрерывным — иначе приучить народ беречь природу и не засорять Землю невозможно.

В Хабаровске система экологического образования состоит из четырех уровней: дошкольное, когда мысль о ценности окружающей среды прививается практически с пеленок, школьное и дополнительное, профессиональное и повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий.

— Систему экологического образования дополняют мероприятия по просвещению и повышению уровня экологической культуры населения города, выполняемые администрацией города в рамках муниципальных экологических программ, — говорит Ирина Дубянская, руководитель хабаровской делегации. — Они предусматривают разнообразные формы просветительской, информационной работы, привлечение организаций  и горожан к практическим мероприятиям ежегодных Дней защиты от экологической опасности, в том числе благоустройству и озеленению города, уборке от мусора береговых полос реки Амур и Амурской протоки, раздельному сбору отходов, а также проведение тематических конференций, акций, конкурсов для учащихся школ, экологических семинаров для предприятий города и других мероприятий.

Даешь еще уроки!

Одна из форм просветительской работы — изготовление и раздача информационных материалов — буклетов, книг и проспектов, публикации в ведущих периодических изданиях.

Организована работа по оказанию консультационной и методической помощи предприятиям и организациям города. Для них были разработаны: методические пособия по вопросам организации сбора, накопления, обезвреживания отработанных ртутьсодержащих ламп, сборник материалов по темам «Производственный экологический контроль», «Организация системы экологически безопасного обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений», «Основные правила и рекомендации по посадке зеленых насаждений».

Основной акцент, конечно, делается на школьников и студентов — молодежи по силам изменить мир в лучшую сторону, если она будет иметь четкую гражданскую позицию.  

Для внеурочной деятельности по вопросам экологического образования в школах Хабаровска традиционно организуются элективные курсы, факультативы, кружки. В них в среднем задействованы более 2 500 учащихся.

Мечта природозащитников — появление в школьной программе специализированного предмета «Экология» — пока не осуществлена. Восполняют этот досадный пробел учреждения дополнительного образования. В Хабаровске это два центра — «Косатка» и  городской детский эколого-биологический. В течение года в них ведутся занятия, ребята разрабатывают свои проекты, изучают природу и биологию, выступают с докладами на конференциях различного уровня. Помимо этого, центры организуют по двадцать тематических мероприятий в год, в которые вовлекают учащихся городских школ и воспитанников детских садов. Всего в них участвуют более 13 тысяч ребят разного возраста.

Юные академики

В детском эколого-биологическом центре открыта своя «Академия ЭЗОП». Это очень интересный проект, позволяющий  перейти на абсолютно новое, вариативное обучение. Он основан на такой организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ребенка в коллективном, взаимодополняющем процессе обучающего познания.

На выбор «академикам» предлагается несколько направлений: зоология, ботаника, загрязнение окружающей среды, мир наночастиц, энергосбережение. В основном это практические и опытнические занятия по изучению себя и окружающей природной среды. Все занятия построены таким образом, что каждый ребенок имеет возможность посетить любые научные площадки, а затем выбрать то направление, которое ему более интересно.

Разово занятия в академии может посетить до ста человек. Ребята делятся на группы, распределяются по разным площадкам, включая занятия на территории: мобильный скалодром, веревочный городок, учебная экологическая тропа центра. Как правило, мероприятие с таким количеством детей занимает три часа. За это время группы посещают все приготовленные для них площадки.


 

Система несовершенна

Получение базовых знаний об окружающем мире и его проблемах каждым жителем планеты способно спасти Землю от экологической катастрофы.

Так считают специалисты из города-побратима Харбина.

— В условиях нынешнего социально-экономического прогресса и развития человечество оказывает давление на окружающую среду, которое непрерывно растет, несет в себе способность к возникновению экологического дисбаланса и представляет серьезную угрозу для социального развития, — говорит Пэн Сюй, заместитель начальника управления по охране окружающей среды Харбина. — Мы считаем, что неотъемлемой частью для развития жизнеспособности города,  создания достаточного функционала экосистемы и выполнения всесторонних задач по защите окружающей среды является работа по предоставлению экологического образования населению, получение базовых знаний по экологии каждым жителем. Это должно быть обязательным требованием природозащитников.

В ответе за все формы жизни

Воспитание в гражданах экологического сознания и нравственности сформирует в них ответственность перед другими людьми и обществом, последующими поколениями и даже другими формами жизни. А это, в свою очередь, является концепцией нравственности экологического просвещения. Благодаря такому образованию люди смогут понять характер и механизм экологической системы, понять взаимоотношения человека и природы, повысить базовые способности решения проблем окружающей среды, и лишь таким образом можно способствовать развитию общества.

Пока в мире есть люди, считающие природные ресурсы неисчерпаемыми, экологическому образованию надо уделять особое внимание.

В Китае просвещением занимаются через официальные СМИ, популярную газету «Жэньмин Жибао». Привлекают и блогеров — сегодня в стране в 184 тематических блогах люди могут получать полезную информацию и общаться на тему защиты окружающей среды.

— Каждый год мы используем значимые экологические даты для организации рекламы и мероприятий по специализированному образованию, — рассказывает китайский эколог. — Постепенно были сформированы «брендовые» мероприятия и формы образования: «Высший экологический форум», «День открытых дверей народной экологии», «Создание зеленых школ», «Экологический образ жизни», «Союз волонтеров по защите окружающей среды» и др. Во время двенадцатой пятилетки было проведено 21 мероприятие по защите окружающей среды и привлечено к участию более 200 тысяч жителей.

Говорить чаще

Занятия организуют для дошкольников и школьников. В начальных и средних классах Харбина ранее выделялось четыре часа занятий по защите и охране окружающей среды, в настоящее время курс увеличили до восьми часов, кроме того, уже полностью сформирована модель спецкурса.

На уроках используется специализированная литература, идут общие практические занятия — экологические классы с нетерпением ждут начала занятий.  Соответствующие мероприятия реализуются и в высших учебных заведениях, собираются тысячи волонтеров, готовых пропагандировать необходимость защиты и охраны окружающей среды среди населения. С их помощью расширяется целевая аудитория и привлекается все больше людей. Огромное количество тренингов в рамках экологического образования прямо или косвенно достигает рабочих кадров всех уровней: предприятий, специализированных экологических учреждений, государственных и административных органов, сельских районов и т.д. 

Караван для фермера

Пропаганда экологического образования среди сельского населения должна быть связана с их непосредственными и практическими интересами. Поэтому в Китае делают ставку на всестороннее улучшение сельских районов, сочетая сохранение биоразнообразия, строительство природных заповедников, создание экогорода. В будущем в села должен зайти «Экологический караван», который через театрализованные представления, наглядную агитацию и призывы волонтеров должен донесет идеи по защите и охране окружающей среды до жителей глубинки.

Подготовила Ирина ТРОЦЕНКО при поддержке управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Хабаровска, фото автора и из архива

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)