Специальные выпуски
Самая долгая молодость
От районной газеты — к именитому детскому изданию-долгожителю: молодежному вестнику Индустриального района «Школьный курьер» исполняется 20 лет.
— Когда я пришла в редакцию в 1999 году, самым ярким впечатлением стал стук печатных машинок. Их было три, и они были о-о-очень громкие…
— А в 2001 году у нас появился Интернет. Но выходить туда днем было невозможно, иначе общий с вахтой проводной телефон, к которому подключался модем, оказывался постоянно занят. В итоге директор центра внешкольной работы писала специальный приказ для всех охранников, чтобы меня пускали работать ночью…
«Старички» рассказывают удивительные истории, а старшеклассники в другом углу округляют глаза: проводные модемы они уже не помнят. Организационный сбор по поводу юбилея быстро превратился в вечер воспоминаний. Праздновать планируют на новом месте, в школе № 87, куда редакция переехала два года назад, но со старыми традициями. У издания два гимна, фирменный танец и собственные уникальные символы: карандаш с крыльями бабочки и Шкодница — рыжая девчонка, неуловимо напоминающая Пеппи Длинныйчулок, только с дальневосточным колоритом.
Оно и неудивительно: «Школьный курьер» — старейшее детское издание края, которое фактически положило начало хабаровской юношеской журналистике. Широко известная игра «Журналина», городской и краевой фестивали детской прессы, первые выпуски общегородской детской газеты и первый в городе трудовой журналистский отряд — все это начиналось с одного детского объединения.
— На нашу долю пришлись дефолт, финансовые кризисы, два сложных переезда, — перечисляет бессменный руководитель «ШК» Людмила Красилина. — Но что бы ни происходило, каждый месяц свежий выпуск, написанный, нарисованный и сфотографированный подростками, отправлялся в типографию. За это нужно поблагодарить администрацию Индустриального района: даже в самые трудные времена они находили средства, чтобы нас поддержать.
Выпускники «Школьного курьера» — это как минимум десять профессиональных журналистов и редакторов, два корректора, три дизайнера, пара банковских пиар-специалистов и один пресс-секретарь министра культуры. А еще профессиональные музыканты и художники, которые, как ни удивительно, пришли в профессию тоже отсюда: через иллюстрации к детским текстам и вечерние гитарные посиделки.
— Как это получалось? А очень просто: «Школьный курьер» был нашей главной соцсетью, — смеясь, признаются выпускники первого поколения.
И готовят любимому изданию сюрпризы: в 20 лет все только начинается.
В 2016 году 64 процента выпускников школ покинули Хабаровск, поступив в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска и других городов.
При этом только 16 процентов думают о том, что после учебы можно вернуться обратно на малую родину. Такие данные соцопроса приводит Елена Соколова — психолог-профориентолог, представитель Дальневосточного центра содействия инновациям социальной сферы и автор проекта «Молодежь выбирает Хабаровск», получившего в этом году муниципальный грант.
Нет примера
По ее мнению, одна из причин того, что краевой центр теряет перспективную молодежь, — как раз ситуация с профориентационной работой. В школах она практически не ведется: во время учебы ребята не выезжают с экскурсиями на предприятия, не общаются с профессионалами из разных отраслей, не получают представления о рынке труда и не видят ярких примеров того, как можно реализоваться и стать успешным, не покидая родной город.
— Те профориентационные тесты, которые сегодня предлагаются школьникам, разработаны еще в 90-х годах — им больше 20 лет! — говорит Елена Викторовна. — Когда их проходили мой сын и его одноклассники, реакция была примерно следующей: «Егерь? А что, есть такая профессия?»
Да уж. По прогнозам Агентства стратегических инициатив, к 2030 году в России появятся 186 (!) новых профессий, а 57 исчезнут как категории. Можно представить, что произошло с рынком труда за предыдущие 20 лет. Но тесты мы до сих пор используем прежние.
— Поэтому в 2013 году я привезла из Москвы программный комплекс «Профориентатор», разработанный при МГУ, — рассказывает психолог. — Проверила его сначала на собственных детях, а на сегодня по нему продиагностировано уже больше 300 хабаровских ребят.
Пока он платный, но в будущем она не исключает новый социальный проект. Ребенок проходит полуторачасовой тест, а специалист беседует с родителями. После этого совместно вырабатываются рекомендации — например, по стилю воспитания или необходимым тренингам (лидерства, ораторского искусства и т.д.).
Начинаем сразу
— Есть три главных критерия профориентации: интерес, знания и характер, — объясняет Елена Соколова. — Еще есть возможности здоровья, их тоже надо учитывать. Плюс программы в том, что результаты теста накладываются на портреты реальных специалистов, выявляется коэффициент сходства. Точность прогноза доходит до 85 процентов, но для этого надо подойти к делу очень ответственно: ребенок может устать, подглядеть, быть не в том настроении — это все погрешности. Поэтому я и настаиваю на участии родителей.
Профориентация — вообще дело непростое. С какого времени ей стоит уделять внимание?
— С первого класса, — абсолютно серьезно отвечает Елена Викторовна. — В это время нужно заметить интерес ребенка и отдать его в подходящий кружок. В 12 лет можно сделать первую диагностику — определить два остальных критерия: уровень знаний и характер. Тогда к 14—16 годам можно будет говорить об осознанном выборе. А если мы вспоминаем про это к концу школы, то пытаемся запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда.
Почему это важно? Потому что сейчас на пике актуальности профильное образование. В ведущих школах Хабаровска учеников распределяют по специализациям уже с пятого класса. И если упустить время, ребенок может пойти совсем не в том направлении, к которому есть способности и лежит душа.
Дайте выбор
Хотя порой неверному шагу способствуют сами родители.
— Однажды на диагностику ко мне пришла семья военных: и мама и папа служат, — говорит Елена Соколова. — Просили подготовить дочь к поступлению в вуз, чтобы продолжить династию. И вот мы тестируем девочку, а она… явно будущий медик. И служить ей, в общем, не очень хочется. Но отец даже слушать ничего не стал — просто не оставил дочке выбора.
Но, к счастью, таких категоричных родителей в практике Елены Соколовой было не так много — примерно 20 процентов. Теперь, по ее мнению, нужно прежде всего изменить сознание педагогов, ведь профориентационная работа — одна из самых важных составляющих закрепления молодежи на Дальнем Востоке. Потому что найти дело своей жизни — лучший способ пригодиться там, где родился.
Проект «Молодежь выбирает Хабаровск» — это серия профориентационных фильмов, в каждом из которых успешные в своей области специалисты рассказывают, как им удалось добиться значительных результатов в работе и почему они не хотят уезжать.
Маршрут к делу жизни
В 2016 году 64 процента выпускников школ покинули Хабаровск, поступив в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска и других городов.
При этом только 16 процентов думают о том, что после учебы можно вернуться обратно на малую родину. Такие данные соцопроса приводит Елена Соколова — психолог-профориентолог, представитель Дальневосточного центра содействия инновациям социальной сферы и автор проекта «Молодежь выбирает Хабаровск», получившего в этом году муниципальный грант.
Нет примера
По ее мнению, одна из причин того, что краевой центр теряет перспективную молодежь, — как раз ситуация с профориентационной работой. В школах она практически не ведется: во время учебы ребята не выезжают с экскурсиями на предприятия, не общаются с профессионалами из разных отраслей, не получают представления о рынке труда и не видят ярких примеров того, как можно реализоваться и стать успешным, не покидая родной город.
— Те профориентационные тесты, которые сегодня предлагаются школьникам, разработаны еще в 90-х годах — им больше 20 лет! — говорит Елена Викторовна. — Когда их проходили мой сын и его одноклассники, реакция была примерно следующей: «Егерь? А что, есть такая профессия?»
Да уж. По прогнозам Агентства стратегических инициатив, к 2030 году в России появятся 186 (!) новых профессий, а 57 исчезнут как категории. Можно представить, что произошло с рынком труда за предыдущие 20 лет. Но тесты мы до сих пор используем прежние.
— Поэтому в 2013 году я привезла из Москвы программный комплекс «Профориентатор», разработанный при МГУ, — рассказывает психолог. — Проверила его сначала на собственных детях, а на сегодня по нему продиагностировано уже больше 300 хабаровских ребят.
Пока он платный, но в будущем она не исключает новый социальный проект. Ребенок проходит полуторачасовой тест, а специалист беседует с родителями. После этого совместно вырабатываются рекомендации — например, по стилю воспитания или необходимым тренингам (лидерства, ораторского искусства и т.д.).
Начинаем сразу
— Есть три главных критерия профориентации: интерес, знания и характер, — объясняет Елена Соколова. — Еще есть возможности здоровья, их тоже надо учитывать. Плюс программы в том, что результаты теста накладываются на портреты реальных специалистов, выявляется коэффициент сходства. Точность прогноза доходит до 85 процентов, но для этого надо подойти к делу очень ответственно: ребенок может устать, подглядеть, быть не в том настроении — это все погрешности. Поэтому я и настаиваю на участии родителей.
Профориентация — вообще дело непростое. С какого времени ей стоит уделять внимание?
— С первого класса, — абсолютно серьезно отвечает Елена Викторовна. — В это время нужно заметить интерес ребенка и отдать его в подходящий кружок. В 12 лет можно сделать первую диагностику — определить два остальных критерия: уровень знаний и характер. Тогда к 14—16 годам можно будет говорить об осознанном выборе. А если мы вспоминаем про это к концу школы, то пытаемся запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда.
Почему это важно? Потому что сейчас на пике актуальности профильное образование. В ведущих школах Хабаровска учеников распределяют по специализациям уже с пятого класса. И если упустить время, ребенок может пойти совсем не в том направлении, к которому есть способности и лежит душа.
Дайте выбор
Хотя порой неверному шагу способствуют сами родители.
— Однажды на диагностику ко мне пришла семья военных: и мама и папа служат, — говорит Елена Соколова. — Просили подготовить дочь к поступлению в вуз, чтобы продолжить династию. И вот мы тестируем девочку, а она… явно будущий медик. И служить ей, в общем, не очень хочется. Но отец даже слушать ничего не стал — просто не оставил дочке выбора.
Но, к счастью, таких категоричных родителей в практике Елены Соколовой было не так много — примерно 20 процентов. Теперь, по ее мнению, нужно прежде всего изменить сознание педагогов, ведь профориентационная работа — одна из самых важных составляющих закрепления молодежи на Дальнем Востоке. Потому что найти дело своей жизни — лучший способ пригодиться там, где родился.
Проект «Молодежь выбирает Хабаровск» — это серия профориентационных фильмов, в каждом из которых успешные в своей области специалисты рассказывают, как им удалось добиться значительных результатов в работе и почему они не хотят уезжать.
О, спорт, ты — рифма?
Недавно сын принес домой двойку, что с ним случается нечасто. Как выяснилось, пару он схлопотал, не сочинив стихотворение… по физкультуре. То, что я удивилась, — мягко сказано. Это у нас что, новая программа физического воспитания такая? Стихи, кроссворды, рассказы… А золотой значок ГТО потом за повести будут давать?
Нам словесного творчества, если честно, на других уроках хватает, а на физкультуре, я считаю, ребенок должен бегать, прыгать и отжиматься. Разъясните, пожалуйста, ситуацию.
Оксана Громова
Отвечает начальник отдела общего образования управления образования администрации Хабаровска Ольга ЛАЛЕТИНА:
— Как обычно, сложно разобраться в ситуации, не будучи в курсе деталей и не рассмотрев ее с разных сторон. Однако, насколько я знаю, теоретическая часть предмета «физическая культура» есть только у тех учеников, кто определен в специализированную группу или освобожден от практической части.
Действительно, раньше таким детям просто ставили пометки в дневник, но сегодня это должна быть полноценная оценка. Поэтому ребята пишут рефераты, изучают принципы правильного выполнения упражнений и так далее. Но о случае, когда ребенок пишет что-то, будучи в основной группе, я слышу впервые.
Творческая часть, конечно, может быть и у этой дисциплины. Но тогда за такие задания не должны ставить оценки. В любом случае педагог ничего не может сделать с бухты-барахты — есть учебный план, в котором все фиксируется. Поэтому ответы можно получить у директора школы. А если ситуация не прояснится, то обратиться к нам в управление.
Буквы по местам
Школьники Хабаровска и края поучаствуют во Всероссийской проверочной работе по русскому языку.
9 ноября учащихся вторых классов ждет контрольное списывание, а 10 ноября пятиклассникам предстоит списывание текста с пропущенными буквами и знаками препинания.
В мониторинговом исследовании участвуют 87 общеобразовательных организаций из 17 районов и 2 округов края.
Главный координатор проверки знаний — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, а краевой — Региональный центр оценки качества образования.
Цель исследования — мониторинг качества подготовки учащихся и поддержка реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
— Проверку знаний проведут учителя в школе, в которой обучаются ребята, — отметила начальник отдела краевого минобрнауки Екатерина Кошельникова. — Каждая из частей проверочных работ рассчитана на 45 минут. Работы выполняются по заданиям, разработанным на федеральном уровне, и проверяются по единым критериям в этот же день. Отметки за выполнение заданий не выставляются.
Соб. инф.
Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото из архива. Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru