Специальные выпуски
В свои 14 лет Алексей Юревич может похвастаться весьма богатым творческим портфолио. С раннего детства он пел на больших сценах и солировал в хоре, а когда перевелся из интерната для слепых и слабовидящих в обычную школу, понял, что обязан написать ее гимн.
Строки песни, по признанию вдохновленного переменами парня, будто сами легли на лист. Ведь в них все правда - доброта учителей, жажда знаний и любовь к школе. Пусть она и стала ему родной всего пару месяцев назад. Все же за это время в жизни молодого человека произошли серьезные перемены. Наверняка не пройдет и года, как все ученики школы № 68 будут знать строки, написанные Лешей Юревичем, наизусть и с гордостью исполнять гимн на каждой торжественной линейке.
Жизнь вопреки
В какой момент у Алексея проснулся талант к исполнительству, ни он сам, ни его мама уже не могут вспомнить. Кажется, это врожденное, как и тяжелые проблемы со зрением.
Леша поторопился порадовать родителей своим появлением на свет. Родившись раньше срока, он с детства боролся за жизнь. Врачи, как это часто бывает в таких случаях, пророчили родителям, что их сын едва ли сможет говорить и развиваться, как обычные дети.
- В роддоме меня спросили: забирать будете? - вспоминает мама Галина. - Будто это подлежит сомнению.
Семье пришлось сражаться со многими болезнями мальчика, но больше всего подвело зрение. Леша видит, как он сам говорит, будто в бинокль – боковое зрение отсутствует полностью. Ориентироваться в пространстве, даже в знакомом, ему совсем не просто.
Учитель для таланта
Алексей напевает любимые мелодии практически всегда, делая перерывы, пожалуй, только на домашние занятия и школьные уроки.
- Желание петь – нет, оно необъяснимо, - говорит Леша, пытаясь найти правильное определение. Но, похоже, выразить это чувство обычными словами не так-то просто.
- Видимо, душа поет, - размышляет парень. – Ничего не могу с этим поделать. Да и не хочу.
С малых лет Алексей участвует в проекте «Белый пароход». Он непрерывно совершенствует свои таланты, причем до недавнего времени делал это самостоятельно. Ни учителя, ни помощника у Леши не было. Нотной грамоте, игре на фортепиано и гитаре он научился сам.
- У нас в городе нет возможностей для таких ребят, - убедилась на своем опыте Галина Юревич. – Ни одна музыкальная школа не захотела заниматься с Лешей. Совершенно не понимаю почему.
Только сейчас, когда Алексею исполнилось 14, у него появился преподаватель. Фактически на эксперимент пошли в хабаровском колледже искусств, взяв парня на курсы.
Покоряя сердца
Вообще, жизнь Леши сильно изменилась в новом учебном году, ведь он перешел в обычную общеобразовательную школу из специализированного интерната, завел новых друзей.
- Сложно, конечно, справиться с таким большим пространством, привыкнуть к нему, - говорит Алексей. – Но я ни чуть не жалею, что перевелся. Мне нравится, что школа во много раз больше прежней.
Он сразу начал выделяться на фоне сверстников и других учеников школы. И не только тем, что пока еще не очень уверенно передвигается по коридорам, но и своими незаурядными талантами. Алексей уже успел спеть на нескольких праздниках, покорить одноклассниц голосом на уроке музыки, а учительницу литературу - своими поэтическими способностями.
- Им задали написать сочинение ко Дню учителя, - рассказывает директор школы № 68 Светлана Филатова. – И наш Леша выдал его в стихотворной форме, чем влюбил в себя всех учителей. Теперь он у нас на все конкурсы и концерты в первых рядах. Мы ценим таланты.
В интернате же, по словам Леши и его мамы Галины, дарование особо не замечали. Есть и есть – кто не без него? А вот с математикой у Алексея были серьезные проблемы – не давалась ему наука, хоть что делай. В новой же школе все само собой решилось. Наверное, от того, что здесь к нему относятся не как к инвалиду, а как к талантливому ученику Леше Юревичу.
Особые старты
Физкультурно-спортивный фестиваль вновь собрал детей с ограниченными возможностями здоровья в Хабаровском санатории «Амурский».
На ежегодные соревнования со всего региона съехались юные спортсмены с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В этом году в мероприятии приняли участие восемь команд из шести районов, а также Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.
В течение недели 32 ребенка состязались в различных видах спорта. Организаторы подготовили насыщенную программу: поединки по настольному теннису, дартсу, шашкам, пулевой стрельбе, пауэрлифтингу, спортивной игре бочча. Отдельной дисциплиной, которую очень любят молодые спортсмены, прошли заезды на креслах-колясках. За годы проведения фестиваля эти гонки стали его своеобразной визитной карточкой.
- Главная цель соревнований - попытаться раскрыть потенциал детей с инвалидностью, дать им правильные ориентиры в жизни, - отметила замминистра социальной защиты населения Хабаровского края Светлана Петухова. - Спорт помогает людям с ограниченными возможностями почувствовать себя частью команды, общества. Это одно из лучших средств социальной реабилитации.
К профессии через дисплей
В ресурсный учебно-методический центр на базе Хабаровского промышленно-экономического техникума поступило специальное оборудование для учащихся с ограниченными возможностями.
— Мы получили его в конце октября, и большая часть уже установлена, — рассказывает руководитель центра Анна Щербакова. — Сейчас идет работа с программным обеспечением. А в полную силу центр начнет функционировать с нового года.
Сейчас в самом техникуме обучаются семь студентов с органиченными возможностями: пятеро с проблемами опорно-двигательного аппарата, двое слабослышащих и одна с соматическим заболеванием.
— Они посещают занятия в обычных группах, но теперь акустическая система, видеоувеличители, интерактивная панель позволяют без особых проблем получать и обрабатывать информацию, — объясняет Анна Александровна.
Сам ресурсный центр включает зал дистанционных технологий, полигон периферийных устройств для облегчения учебы, виртуальную лабораторию, электронный читальный зал и сенсорную комнату.
— В читальном зале оборудованы специальные места для лиц с ДЦП, закуплена мебель для реабилитации ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата, есть портативная система для работы со слабослышащими, читающая машина, тактильный дисплей и принтер Брайля для слепых и слабовидящих и многое другое, — перечисляет руководитель центра. — В виртуальной лаборатории разрабатываются электронные обучающие программы, которые позволят студентам с ограниченными возможностями приобретать знания не только у нас, но и дома, получая учебные пособия и задания на электронную почту.
Зал дистанционного обучения представляет собой мобильный класс, укомплектованный ноутбуками, портативными системами и специальной тележкой для перевозки оборудования. Полигон периферийных устройств — это своеобразный склад вспомогательных гаджетов, таких как выносная кнопка, моноблок с сенсорным экраном, клавиатура с большими кнопками, документ-камера и т.д.
— Мы уже начали активно взаимодействовать с другими образовательными организациями, — говорит Анна Щербакова. — В наши задачи входит организация сетевого обучения, методическое обеспечение, профориентация, повышение квалификации педагогов и организация совместных мероприятий. Первое них — комплексная олимпиада по русскому языку, литературе, истории и математике — пройдет уже в ноябре. Участники смогут оценить наши новые возможности.
По информации городского управления образования, сегодня 60 процентов детей с ограниченными возможностями обучаются вместе с обычными сверстниками. А по данным краевого минобрнауки, школы региона ежегодно выпускают около 1 500 таких ребят, примерно 200 из них имеют инвалидность. И 70 процентов из них получают профобразование. Теперь главная задача — увеличить этот показатель.
Фотофакт
Хабаровчане завоевали большинство призовых мест на региональном чемпионате «Абилимпикс», который прошел впервые в дальневосточной столице. Победители поедут в Москву, чтобы представлять регион на национальном этапе соревнований. В рамках чемпионата студенты состязались по компетенциям «Поварское дело» и «Малярное дело», а школьники боролись за звание лучшего в номинации «Декоративное искусство».
Подготовили Марина БУДЬКО, Нина ЖИГУНОВА и Дарья УЛАНОВА, фото Марины БУДЬКО и из архива
Уважаемые читатели! О чем еще вы хотели бы поговорить на страницах спецвыпуска «Жизнь без барьеров»? Присылайте свои письма в редакцию газеты «Хабаровские вести» (ул. Ким Ю Чена, 6) или на электронную почту marinab.khab-vesti@yandex.ru