Специальные выпуски
«Резонанс» = уличные танцы
Студию «Резонанс» считают главной в Хабаровске по хип-хопу — там танцевали раньше и лучше всех. И всегда экспериментировали — ставили номера под песни Олега Митяева, американскую попсу и даже спектакли… по мотивам японской поэзии.
А впервые «резонансовцы» выступили 20 лет назад на гала-концерте фестиваля самодеятельного творчества студентов в родном ДВГУПС.
Учеба по ТВ
Обучение хип-хопу — тогда еще неизвестному в Хабаровске танцу — началось с… американских клипов.
— Записывали их на видеокассеты, а затем часами после пар пытались повторить движения, — вспоминает участник первого состава «Резонанса» Алексей ICE Лопухов (теперь он хореограф в Шанхае). — Круто, что тогда могли станцевать почти любой фрагмент! Однажды мама вручила журнал, в котором пошагово в картинках объяснялось, как танцевать «нижний» и «верхний» брейк. Вот это был взрыв мозга: такого, что можно крутиться на любой части тела, я еще не видел!
Танцевали подо все, что крутили по радио, — Бритни Спирс, рок-группу The Offspring, бойзбенды — Backstreet boys и N'synс. И постепенно молодой коллектив нашел свой стиль — это микс уличных танцев и эстрадной хореографии а-ля «Тодес».
— О нас узнавали: всем хотелось видеть, что за хип-хоп танцуют в этой «железке», — рассказывает участница первого состава Анна Нагаева. — А мы не боялись рисковать, быть первыми и дерзкими. В номере «Поединок» показали баттл между классическим танцем и брейк-дансом, а в «Радио» отжигали под американский панк-рок Blink 182, Бритни Спирс и Freestyler Bomfunk Mc's.
Вуз с театральным уклоном
В начале «нулевых» «Резонанс» приглашали чуть ли не на все площадки города, а университет отправлял коллектив в агитпоезда — гастроли по Дальнему Востоку и Сибири. Неудивительно, что про ДВГУПС тогда шутили: «Это театральный вуз с железнодорожным уклоном».
А в «Резонансе» тем временем экспериментировали. Во-первых, с другими стилями: танцоры занимались «классикой» у станка, контемпорари и даже танго. Во-вторых, учились актерской игре в театре «Тандем», который существовал при университете.
— Режиссер Лина Занозина много работала с нами, объясняла, как танцор может передавать эмоции телом, — говорит Татьяна Миронова, участница «Резонанса» с 2000 года. — И подготовили с парнями из «Тандема» совместный номер «Брошенные женщины» — трагичную историю отношений нескольких пар.
«Резонансовцы» участвовали в спектаклях «Золушка», «Парфюмер» и «Дон Кихот», который получил Гран-при международного фестиваля «Хабаровская весна — театральные встречи». Но самый необычный — «Жемчужина жизни», сложенный из хореографических миниатюр по мотивам японских хокку: танцоры пробовали себя в роли постановщиков.
Соединить хип-хоп с брейк-дансом и… пантомиму «Резонансу» помог актер и режиссер Александр Зверев, который тогда работал в «Триаде». Участники коллектива перевоплотились в уличных танцоров-лицедеев, попавших на вокзал. И рисковая, на первый взгляд, задумка попала в точку: «Резонанс» с номером «Вокзал» в 2006 году впервые стал призером всероссийской «Студенческой весны».
Манерно и с драмой
Сегодня к хип-хопу добавились и новые популярные стили — ямайский дэнсхолл, джаз-фанк с элементами стрип-пластики и хип-хопа, вог, основанный на модельных позах и подиумной походке.
— Миксуем, находим необычную форму, ни про один номер нельзя сказать: «Вот это стопроцентный дэнсхолл», — отмечает руководитель «Резонанса» Евгений Демьянов. — Часто придумываем драматичные сюжеты, как в номере «Самое заветное» — это история о детдомовцах, об их мечтах и тайнах, которые нужно беречь.
Из студии «Резонанс» превратился в школу, в которой хореографы обучают около 200 человек. А те, кто проходит кастинг, выступают в коллективах — основном «ResonanceFamily» и «ResonanceProject», состоящем из выпускников студии разных лет.
— Многие думают, что «Резонанс» — только для студентов «железки». Отнюдь, — продолжает Евгений Демьянов. — К нам приходят люди всех возрастов: самым юным танцорам по четыре года, а возрастным... 60!
Среди значимых побед «Резонанса» — Гран-при чемпионата Сибири и Дальнего Востока по хип-хопу, победа на международном конкурсе Hip-Hop International.
Вместе мы — рифма
Хабаровск захлестнула поэтическая волна: только в декабре на городских площадках прошли четыре стихотворных события.
Стартовала зима с общегородской литературной гостиной — 2 декабря она открылась в Дальневосточном художественном музее. Председатель Хабаровского клуба писателей Марина Савченко знакомила гостей с авторами своего объединения: в торжественных интерьерах звучали стихи, проза и классика советской эстрады под живой рояль.
Буквально через два дня эстафету подхватило более неформальное мероприятие — слэм «МИОТ ПОЭЗИИ», где авторы-бойцы почти как на ринге боролись за кубок и звание «наикрутейшего поэта сезона». Здесь все было по-другому: шутки, конкурсы и забавная авторская музыка.
Еще через неделю в городе впервые прошел открытый поэтический мастер-класс «ЛАМПЫ/ШТАМПЫ», где молодежи бесплатно и, главное, весело объясняли азы стихосложения. Ну а завершилась эта пестрая череда «Арт-пространством» в ТОГУ — свободной площадкой, объединившей молодых писателей, музыкантов, художников и фотографов, но все же с акцентом на интересные тексты.
И это, заметьте, не считая традиционных презентаций литературных журналов и творческих посиделок в кафе и библиотеках.
Такая модная ламповость
Читать и слушать приходили люди разного возраста, статуса и творческих вкусов. Причем в своем выборе они оказались весьма неординарны. Так, например, на ироничный «МИОТ ПОЭЗИИ» (чего только стоит знаменитый сочинитель Винни-Пух на логотипе!) собрались вполне именитые авторы: известный поэт и бард Наталья Штепа, уважаемый журналист Сергей Мингазов, набирающие популярность исполнители — участница фолк-коллектива «Каледонский лес» Галина Лакнер и лидер группы «Поль Бемоль» Денис Горшунов. Зато внимать членам Союза российских писателей в литературной гостиной решили не только коллеги по цеху, но и юные хабаровчане — студенты и даже школьники.
Почему вдруг такой пристальный интерес?
— Просто поэзия вошла в моду, — объясняет организатор слэма «МИОТ ПОЭЗИИ» и тренер по творчеству Антонина Климина. — Теперь это не только интеллигентные пожилые дамы в шалях, но и молодые успешные творческие единицы типа Веры Полозковой и Ах Астаховой, собирающие полные залы. Кроме того, образы тихого мальчика с гитарой и застенчивой девушки с тетрадкой стихов как нельзя лучше соответствуют тренду на так называемую «ламповость» — теплую, душевную, но обманчиво простую атмосферу.
Спасибо любопытным
Откуда столько мероприятий — тоже объяснимо. Аудитория становится шире, и местные литературные круги, радуясь вспыхнувшему любопытству, стараются показать свой мир как можно более многогранным.
Хорошо ли это?
— Думаю, хорошо, — говорит руководитель «Общества молодых поэтов», организатор «Арт-пространства» и поэтического мастер-класса Кирилл Гетьман. — Творческие люди всегда организовывали свои кружки и сообщества, а теперь это объединение пошло еще дальше. На мой взгляд, именно так можно чему-то научиться и стать лучше.
В общем, такой литературный подъем мы наблюдаем впервые за несколько десятилетий. И в новом году, надеемся, хабаровские стихи зазвучат громче.
P.S. Между тем администрация Хабаровска по-прежнему подпитывает творческие силы финансово — прием конкурсных заявок на лучшие стихи и песню о городе продолжится до 1 марта.
Январский культпоход
Новогодние праздники — отличное время, чтобы отправиться в музеи, филармонию и театры.
Для самых маленьких зрителей на январских каникулах сразу несколько новогодних спектаклей: «Елкино солнце» (ТЮЗ), «Щелкунчик» («Триада»), «Приключения Герды в Снежном королевстве» (музыкальный театр) и «Волшебник Изумрудного города» (краевой театр драмы).
Театр юного зрителя 3, 4 и 5 января покажет спектакль и для взрослых «Новогодняя контрреволюция в ТЮЗе. Взятие Зимнего. Попытка No 2».
ДК профсоюзов 5 января приглашает на сказку «Приключения в Королевстве кривых зеркал» с дискотекой у елки и конкурсами от Деда Мороза и Снегурочки.
В Хабаровской краевой филармонии 5 января впервые выступит дуэт виолончелистки Антонины Кондратьевой (Швеция) и гитариста Артура Бочкивского (Санкт-Петербург). В программе испанская, итальянская, аргентинская, бразильская и русская музыка.
А 7 января русский народный оркестр исполнит мелодии из кинофильмов «Чародеи», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Карнавальная ночь» и других.
Артисты краевого музыкального театра 6 и 7 января исполнят композиции из оперетт, опер, мюзиклов и романсы.
Дальневосточный академический симфонический оркестр 13 января исполнит джазовую сюиту Александра Цфасмана, музыку из мюзикла «Призрак оперы», необычные обработки песен группы ABBA и других популярных произведений. За дирижерским пультом Илья Дербилов.
Дальневосточная государственная научная библиотека 4 января проводит викторину с ценными призами, например подарочными иллюстрированными альбомами.
В Дальневосточном художественном музее, который откроется 3 января (выходные дни — 1, 2 и 7 января), можно посетить выставки «Сад живых бабочек Миндо» и «Легче сказанного» творческой группы «ПАЗАРХ», экспозицию занимательной науки «Экспериментарий» и мастер-классы.
В Музеее истории Хабаровска и Гродековском (здесь готовы принять посетителей 3 января) пройдут тематические экскурсии, посвященные истории Нового года и Рождества.
Подготовила Светлана ТРУСОВА и Дарья УЛАНОВА. Фото из архива