Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Человек странной профессии

Известный режиссер Андрей Кончаловский выступил в краевом театре музыкальной комедии.

В этом году мэтр отметил 80-летний юбилей и охотно поделился секретом своего долголетия.

— Я никогда ни с кем не спорю, — заявил Андрей Сергеевич. — В ответ на это мне часто говорят, что это невозможно. А я что? Соглашаюсь.

Поклонники задавали режиссеру вопросы, в основном касающиеся творчества. Не обошли вниманием и личную жизнь. Все-таки на счету Кончаловского шесть браков и пять разводов. Признался, что это тяжело, всегда думал —  на всю жизнь.

— Случается у меня и на съемочной площадке любовь с первого взгляда к актеру или актрисе — с профессиональной точки зрения, конечно. Правда, потом думаешь, как избавиться, — то ли в шутку, то ли серьезно заметил гость.

За словом в карман режиссер не лезет, на любой, даже самый каверзный вопрос у него найдется острота.

Интересовались зрители и отношениями с младшим братом Никитой Михалковым, а также усадьбой в Рыбинске, которая принадлежит старинному дворянскому роду Михалковых. Туда Андрей Сергеевич хочет вывести все свое многочисленное семейство на экскурсию в ближайшее время.

Кстати

Поместье расположено в Заволжье. По преданию, в имении планировал остановиться Бирон, фаворит императрицы Анны Иоанновны, когда его препровождали в ссылку в Ярославль. Однако его не пустили на ночлег. Вельможе пришлось ночевать в бане.

Прощай, заграница

В 1980 году режиссер уехал в США, в Голливуд. Снял там несколько фильмов, например «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главных ролях. «Поезд-беглец» («Сбежавший поезд») с Джоном Войтом. Он вернулся на родину, разочаровавшись в голливудском кино.

— Работалось нормально, просто я не могу снимать коммерческие фильмы, — признался Андрей Сергеевич. — Актеры там такие же, как и у нас, с кем-то легко, а у кого-то тяжелый характер. Джона Войта долго уговаривал принять участие в «Сбежавшем поезде». Он играл лирических героев и отказывался браться за персонажа с криминальной историей. Но справился блестяще, даже написал один из монологов в картине.

А вот о современных иностранных актерах мэтр отзывался не очень хорошо. По его мнению, Король Лир или Гамлет на театральной сцене по зубам далеко не каждому, могут только бегать да стрелять. Говоря о зарубежном кинематографе, с сожалением заметил, что молодое поколение не воспринимает искусство на должном уровне.

— Культура — это ведь не вилку держать в левой руке, а воспитание и душа, — говорит Кончаловский. — Рядом со скульптурой Давида туристы делают множество селфи, которые потом даже пересматривать не будут. А ведь Микеланджело искусный мастер. Вы когда-нибудь замечали, как изящно выполнены кисти рук? При взгляде на них рождается особое чувство.

К слову, сейчас режиссер трудится над лентой об этом великом скульпторе. Причем актеров он подбирает не профессиональных, а обычных итальянских каменщиков. Он и раньше привлекал к съемкам «людей с улицы», например в фильме «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж».

Беседы до полуночи

Сам Кончаловский в кино, по его словам, не ходит. Смотрит только те ленты, которые ранее оказали на него влияние, особое внимание уделяет японскому кинорежиссеру Акире Куросаве. Причем не скрывает, что заимствует некоторые вещи для своих работ.

— Буду воровать, пока жив! — смеясь, заявляет со сцены гость.

В беседе коснулись и русского колорита, а именно нецензурной лексики.

— Иногда в кино мат уместен. В «Белых ночах почтальона Алексея Тряпицына» актеры, обычные мужики с улицы, могли такой мат завернуть! — вспоминает гость. — При мне, правда, смущались, поэтому отыгрывать не получалось. Чтобы снять натурально, я пошел на хитрость: «выключил» камеры и сказал, что у нас украли лодочный мотор со съемочной площадки. Реакция была очень искренней. Это и вошло в фильм.

Почти два часа Кончаловский общался со зрителями из зала.

— Я в таком возрасте, что могу и до полуночи говорить, имейте в виду, — пошутил Андрей Сергеевич.

В завершение пообещал вернуться в Хабаровск с театральной постановкой по Чехову.

Кстати

Андрей Сергеевич Кончаловский родился 20 августа 1937 года в Москве в семье известных писателей Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской. Режиссер театра и кино, сценарист. Народный артист России, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, офицер ордена Искусств и литературы Франции и ордена Почетного легиона. Президент киноакадемии «Ника». Дважды удостоен премии «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля. Несколько раз номинировался на «Оскар».


 

Ночь с «Мастером и Маргаритой»

— Добро пожаловать на шабаш! — приветствуют на площадке у Музея истории Хабаровска.

И глядя на парней в белых рубашках, котелках, с бледными лицами и… клыками, думаешь: «Что за чертовщина!» Они приглашают на «Ночь в музее», посвященную роману «Мастер и Маргарита».

На площадку у входа в музей выходит мужчина во всем черном, с тростью и черным шаром в руках — это Воланд. За ним выбегает его свита — те самые парни в белых рубашках. Они зажигают файеры, и площадь озаряется красным дымом. Хлопок! И с черного шара разлетается целый ворох банкнот. Как и в романе Михаила Булгакова, зрители срываются со своих мест, чтобы поймать их. Смотрят на купюры, а червонцы не настоящие, зато с цитатами из «Мастера и Маргариты».

— Бал начинается! — торжественно и устрашающе объявляет Воланд, после чего открываются двери в музей.

Деньги Понтия Пилата

В холле нечисти еще больше: парни и девушки с бледными лицами — это студенты Хабаровского института искусств и культуры — зазывают на мастер-классы, манят к стенду, где можно написать цитаты из романа. «Рукописи не горят», «Почему к котам всегда обращаются на ты?», «Аннушка уже пролила масло» — самые популярные.

— А это не розыгрыш? — с недоверием спрашивают посетители, разглядывая витрину со старинными монетами, на одной из которых изображен сам Понтий Пилат.

— Это оригинальные монеты I века н.э., — уверяет заведующий историческим отделом музея Сергей Меховщиков. — Та, на которой изображен Понтий Пилат, называется прутой и датирована 30—31 гг. н.э. Есть здесь, например, и денарий императора Тиберия. Держа такую монету в руке, Иисус Христос сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Нехорошая квартира

Непривычная полутьма в залах, посвященных Гражданской войне и 1930-м годам: в одном фокусник показывает трюки с картами и купюрами, а во втором — идет загадочная экскурсия.

— Добро пожаловать в «нехорошую» квартиру, — встречает гостей заведующая культурно-просветительским отделом Майя Реджепова.

По предметам 1930-х годов можно представить, как выглядела булгаковская «нехорошая» квартира: здесь примус (вспоминается фраза кота Бегемота «Никого не трогаю, починяю примус»), патефон, червонцы, которые ловили посетители варьете, трость — неизменный спутник Воланда.

— А по такому телефону барон Майгель звонил, чтобы узнать, кто живет в нехорошей квартире, — рассказывает Майя. — Помните, кем он работал?

Тишина. Пытаюсь вспомнить: шпионом? полицейским?

— Экскурсоводом: показывал Москву иностранцам, — отмечает наш гид.

Неловкая пауза. Участники экскурсии переглядываются друг с другом: что за чертовщина?

Без чудес не обошлось

На втором этаже в разгаре мастер-классы. За одним столом декорируют атласными лентами бутылки, за другими — делают куклы. И вдруг…

— А что у вас с руками? — подбегает одна из темной свиты. — Они же исчезли!

Конечно, все на месте. И пока я пытаюсь понять, в чем дело, она берет меня за руку и проводит к детскому центру, где вот-вот начнут представление актеры «Триады». Их перфоманс — это история написания Михаилом Булгаковым своего бессмертного романа. Атмосфера здесь располагающая: приглушенный свет, камин, слышен звук печатающей машинки.

— Много тайн связано с «Мастером и Маргаритой», — начинают свой рассказ артисты. — Цыганка нагадала Булгакову, что первая жена будет от Бога, вторая — от людей, а третья — от дьявола. А после одной из экранизаций романа многие актеры умерли. Совпадение ли это?

Надеюсь, в организации музейной ночи ничего странного не происходило.

— Незадолго до начала акции со стен упали портреты персонажей романа, — рассказывает специалист культурно-просветительского отдела Ольга Эйсмонт. — Виним не темную силу, а ненадежные гвозди.

Часы пробили

Полночь. Наступает финал бала — файер-шоу озаряет площадку у входа в музей.

— До встречи на следующем шабаше! — прощается с гостями темная свита.

А в следующий раз «неспящая» акция пройдет уже в ноябре в рамках международной «Ночи искусств».


 

Шоу-лица ДВ столицы

4 июня. Сергей Пенкин. Городской дворец культуры.

Турне приурочено к 55-летию артиста.

В конце 1980-х Сергей Пенкин шокировал советскую публику костюмами ярких цветов и необычными головными уборами. На Западе отметили его необычный стиль и умение исполнять русские народные песни в современных обработках, поэтому первые гастроли артиста прошли именно за границей. Известен диапазоном голоса в четыре октавы. А в последние годы Сергей участвует в шоу перевоплощений «Один в один!», где выступает в образе Георга Отса, Николая Баскова, Эдиты Пьехи, Лучано Паваротти и других артистов.

6 июня. Филипп Киркоров. СЗК «Платинум Арена».

Его называют королем отечественной поп-музыки.

В первый раз на сцену Филипп вышел в пять лет во время выступления отца — известного болгарского певца Бедроса Киркорова. Карьеру начал в середине 1980-х с выступлений в Ленинградском мюзик-холле. Сегодня на счету Филиппа Киркорова более 150 совместных выступлений с отечественными и зарубежными исполнителями. Среди них оперная певица Анна Нетребко, «примадонна» Алла Пугачева, греческий певец Сакис Рувас.

10 июня. «Уральские пельмени». СЗК «Платинум Арена».

Известные юмористы выступят со своей программой.

В 1993 году талантливые студенты из Екатеринбурга собрали команду КВН под забавным названием «Уральские пельмени». Уже спустя пару лет она отправилась на фестиваль в Сочи, а 2000 год принес ей звание чемпиона Высшей лиги. После окончания карьеры кавээнщиков артисты продолжили свое дело: они снимаются в развлекательных программах, а с 2009 года работают над одноименным юмористическим шоу.

11 июня. Группа «Ленинград». СЗК «Платинум Арена».

Коллектив себя называет не группой, а группировкой.

С первых лет существования «Ленинграда» за музыкантами закрепилась репутация хулиганов. За 20 лет коллектив, бессменным лидером которого является Сергей Шнуров, выпустил 15 альбомов. На сцену «Ленинград» выходят с разным количеством участников — от 4 до 14: в концертах задействованы не только вокалисты, барабанщики и гитаристы, но музыканты, играющие на трубе, саксофоне, тромбоне, тубе.

15—18 июня. Гастроли Московского Губернского театра. Хабаровский музыкальный театр.

Художественным руководителем театра является народный артист России Сергей Безруков.

Это молодой театр: он создан в 2013 году. В Хабаровске актеры представят два спектакля — «Маугли» и «Нашла коса на камень» по пьесе Александра Островского, в которой главную роль сыграет Дмитрий Дюжев. А Сергей Безруков прочтет сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери под музыку Камиля Сен-Санса, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Подготовили Светлана ТРУСОВА и Юлия БОЛОШЕНКО. Фото Ольги ЭЙСМОНТ и Юлии БОЛОШЕНКО

 

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)