Специальные выпуски
И остави нам долги наши
Каждая рабочая неделя в комитете по управлению Индустриальным районом начинается с заседания комиссии по задолженности за коммунальные услуги.
Сработала «напоминалка»
Представители управляющих компаний имеют шанс встретиться и поговорить с жильцами, игнорирующими платежки. У каждого юриста свой список с фамилиями и суммами долга. Цифры впечатляющие — народ бесплатно живет в квартирах годами!
— Общий долг жителей Индустриального за коммунальные услуги уже приближается к миллиарду, — говорит Ольга Ткаченко, начальник отдела по ЖКХ комитета. — Причины, по которым люди перестают платить, разные. Кто-то действительно попадает в трудную жизненную ситуацию, но в таком случае человеку достаточно обратиться в свою управляющую компанию и объяснить. Можно рассмотреть вариант с рассрочкой долга, но главное — не прятаться и взаимодействовать с коммунальщиками. Часть граждан просто не считает нужным оплачивать услуги. Бывает, что на комиссию попадают вполне обеспеченные люди, которые гасят задолженность, когда им напоминают. Считают, что за коммуналку платить не обязательно. В прошлый раз пришла бизнесвумен, как только узнала, что могут выселить, оплатила счета.
Стыдно-то как…
В среднем на комиссии за раз успевают побывать до тридцати человек. Приглашения посетить комитет получает гораздо больше хабаровчан.
Первая же пришедшая горожанка затевает долгий спор с юристом своей компании, доказывая, что платит регулярно и не понимает, почему ее вызвали на ковер. Постоянства в оплате коммунальщики добились через суд — у дамы удерживают с пенсии суммы на погашение долга, при этом текущие счета остаются без внимания.
— У вас долг за 17 месяцев уже 194 тысячи, — объясняет ей юрист. — Мы подадим документы на выселение. Поймите, с такой задолженностью легко сменить благоустроенную квартиру на помещение, пригодное для проживания.
Стороны остались при своем, женщина собрала разложенные веером пожелтевшие от времени квитанции и удалилась.
— Стыдно-то как, — едва не плачет сменившая спорщицу пенсионерка. — У меня дочь попала в реабилитационный центр, а мне внучку подкинула. Денег совсем не хватает… Я готова платить, но большие суммы мне не потянуть.
Пожилой женщине предложили разбить долг на части, чтобы не оказаться на улице.
Есть ли жизнь в подвале
— Да я за год рассчитаюсь потихоньку, — уверенно заявляет житель Южного микрорайона. — Сейчас на вторую работу устроюсь и все погашу. У меня просто семеро в квартире прописано, а платить мне одному. Дети не хотят помогать.
— Ваш долг 300 тыс. руб., вы уже в списке на выселение на сентябрь значитесь, — доводит до сведения юрист. — До сентября надо платить минимум по 15 тысяч. И поставьте счетчики: если вас проживает меньше, чем прописано, будет выгодно.
Перспектива вынужденного переезда гражданина не обрадовала, и он пообещал сделать все возможное, чтобы покинуть черный список.
— Подумаешь, напугали, — спокойно реагирует следующий постоянный клиент комиссий. Его препирания с коммунальщиками длятся больше двух лет, а долг накопился в 222 тыс. руб. — Вот вы все счетчики мне предлагаете ставить, а кто за них платить должен? Как? И устанавливать за свой счет? Нет уж, вам надо — вы и обеспечьте меня. А про выселение сказки другому рассказывайте. И в подвале можно достойно прожить…
Из-за должников коммунальщики не имеют возможности оказывать услуги в полном объеме — висящие на доме долги не позволяют. В качестве отрезвляющих мер используют даже заглушки на канализацию. Правда, нерадивые граждане уже нашли способ, как разблокировать унитаз. Одна надежда, что у народа все-таки проснется совесть.
Выставочный зал в… огороде
Почти все экспонаты частного музея, расположенного в поселке Красная Речка, старше владельца. Хабаровчанин Андрей Юречко — страстный коллекционер, разыскивающий экземпляры по всей стране.
Его двор в частном секторе отличается от соседских. Под деревянным навесом вдоль забора стоят старые автомобили и мотоциклы. Большинство из них современники Юречко видели только в советских фильмах.
Машина — зверь
— Помните картину «Три плюс два»? — спрашивает Андрей Николаевич и подходит к самой маленькой машинке небесно-голубого цвета, зажатой между двумя «запорожцами»: брутальным сельского варианта и привычным для рожденных в Советском Союзе лупоглазым «запором». — Герой Миронова приехал на «Волге», а девушки как раз на таком «Запорожце». Он восстановлен и на ходу, хоть сейчас можно на нем кататься. Его собратьям пока повезло меньше, но на каждый есть свои, родные детали, поэтому обязательно вернем им изначальный облик.
Над внешностью «селянина» когда-то поработали колхозники, заменив брезент на металлическую крышу и превратив его в консервную банку на колесах. Все это исключительно из практических целей — так удобней было использовать его для перевозки предметов. Внутри, конечно, находиться тяжело: только представьте, какой чудной может быть поездка внутри железной банки жарким летним днем! Сейчас, после выхода на заслуженную пенсию, колхозный «запор» ждет реинкарнация.
— «Запорожцы» — нормальные автомобили, — уверяет Юречко. — Их не зря же зверями называли. Мои звери еще побегают!
Коляска с пулеметом
Рядом на площадке больше десятка различных мотоциклов и машин родом из прошлого века. У каждого своя история и своя судьба.
— Как думаешь, для чего на коляске этого мотоцикла небольшая труба? Подсказка: раньше он принадлежал военным.
— Ну-у-у, может, они туда флаг вставляли?
— Нет, в коляске находился стрелок, и сюда устанавливали пулемет, — торжествует Юречко. — Сзади тоже такая стойка, если надо отстреливаться от врага. На баке сохранилась инструкция, как правильно крепить оружие. Если мотоцикл заносило, водитель мог отсоединить коляску, нажав на рычаг. Его называли мотоциклом-разведчиком. Был на вооружении до 1970 года. Он тут практически самый молодой, ему около сорока лет.
ИЖ-49 — старожил района. Его учетные документы оформляли еще в Сталинском районе Хабаровска — так до 1961 года назывался Индустриальный.
Наводнение — не война
Гордость коллекции — ЗИС, прошедший Великую Отечественную. Его хабаровчанин приобрел у жителей Амурской области. Когда-то грузовик списали и планировали сдать на металлолом, а потом забыли. Так он и простоял много лет у кого-то в огороде, покуда новые хозяева участка не решили избавиться от ненужного им автохлама. Своим ходом машина идти не могла, развалилась бы по дороге от груза прожитых лет. Вез 1 200 км на эвакуаторе под вспышки камер телефонов проезжающих мимо автомобилистов.
В 2013-м, когда на территорию Юречко пошла вода, спасать от паводка первым делом кинулся ЗИС. Операцию по спасению ретроавто транслировали даже в соседнем Китае.
— Урал ЗИС-355 производства завода имени Сталина почти восстановлен, — открывает со скрипом деревянную дверь кабины. — Войну пережил, а наводнение едва не сгубило. На Дальнем Востоке таких машин больше нет. Несколько досок поменял, а крепления, радиатор, бак и коробка родные.
С конвейера сталинского завода также сошел еще один экспонат музея под открытым небом — холодильник ЗИС, недавно справивший 64-летие. Он новичок коллекции.
Приходите в мой дом
Все экспонаты хранятся по разным местам: флаги, вымпелы, портреты Сталина и Ленина в масле и графика. Небольшая скульптурка Маяковского, вдохновляющая Юречко. В планах обустроить для них отдельный ангар, где можно будет расставить по тематике и по годам.
В коллекции есть место и музыке — пластинки для обычного проигрывателя и для патефона, на которых записаны песни в исполнении Лидии Руслановой. Старый радиоприемник, исправно ловящий волны. Вся техника в рабочем состоянии — включай и слушай. Трофейный столетний баян, привезенный с фронта и оказавшийся ненужным внукам ветерана. Электрофон — переносной проигрыватель пластинок. Старые книги…
— Есть у меня немецкая каска, простреленная насквозь. А из Белоруссии передали флягу интересную, — показывает Юречко. — Советский боец снял ее с немца. Тогда было принято на трофейных вещах выбивать свое имя и год. Вот, видишь, значится «Курочкин Иван, Орша 1944 год». Это как раз операция «Багратион». Ее пулей пробило, возможно, бойца ранило, а потом, судя по виду фляги, он попал под взрыв. Судьба владельца неизвестна, скорей всего, погиб. Похоронили где-нибудь в братской могиле, может, и родственники не знают даже...
Искореженную фляжку даже просто взять в руки — прикоснуться к истории. Затем уже на работе забиваю в поисковике данные, нацарапанные советским бойцом. По одной из ссылок нашелся запрос от внучки Ивана Андреевича Курочкина, пропавшего без вести в 1944 году. Рядовой числился в составе Первого Белорусского фронта. Ему было 35 лет…
Идею открыть музей под открытым небом Юречко не оставляет, хотя планам сильно помешало наводнение. Средства, которые можно было потратить на коллекцию, ушли на восстановление хозяйства после потопа.
— Проводить экскурсии я и так могу, — говорит коллекционер. — Готов рассказывать часами о своих экспонатах. Если найдутся люди, желающие помочь в восстановлении, буду только рад. Вместе мы смогли бы создать общедоступный музей истории, расположенный в Индустриальном районе.
Что? Где? Когда?
Давай гулять! Веселые мероприятия — «Праздники двора» проходят в жилмассиве в течение всего лета. В июле детвору приглашают 7-го (ул. Артемовская, 132), 14-го (ул. Фурманова, 2—4), 21-го (пер. 3-й Путевой, 3—5) и 28-го (ул. Сысоева, 12). Начало в полдень.
Не выйти сухим из воды. Развлекательная игровая программа «День Нептуна» запланирована на 14 июля в Доме культуры для молодежи и населения (ул. Световая, 9). Старт в 10.00.
Сетка! Открытое первенство района по пляжному волейболу соберет спортсменов и болельщиков в зоне отдыха «Амуркабель» 22 и 23 июля. Матчи начнутся в 11.00
Каша от Нептуна. 29 июля в 12.00 в зоне отдыха «Дельфин» состоится праздник, посвященный Дню Военно-Морского Флота. В программе соревнования по водно-моторному спорту и традиционное угощение солдатской кашей.
Подготовила Ирина ТРОЦЕНКО при содействии комитета по управлению Индустриальным районом. Фото автора