Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Раз — стежок, два — завиток

Выставкой в Гродековском музее отмечает свое 25-летие Центр развития творчества детей и юношества.

— Вы думаете, это все? — стайка девчонок весело указывает на рисунки над головами. — Ничего подобного! У нас вон там в коридорчике еще столько же плюс стенд с игрушками!

Акварели, аппликации, вышивки, резьба по дереву, куклы из ткани — всего около 60 работ. Это плоды творчества ребят из пяти объединений: «Русский лубок», «Рукодельница», «Бумажный завиток», «Акварелька» и «Школа рукоделия».

Да это же событие!

— Нам самим очень любопытно, мы эту выставку еще не видели, — признается руководитель объединения «Школа рукоделия» Наталья Перевяз. — Но вообще наши работы в музее не впервые: мы выставлялись в рамках международного фестиваля «Океан дружбы и мечты», затем была совместная работа с японской художницей Эмико Хоримото — мы подготовили для нее целую культурную программу!

Теперь вот новый уровень — «персональная» выставка учреждения. По словам заместителя директора ЦРТДиЮ Павла Ермизова, дело в новой воспитательной системе:

— В 2016 году мы получили статус краевой инновационной площадки по реализации событийного подхода. Это значит, что образовательная деятельность строится вокруг подготовки и организации событий, значимых как для коллектива, так и для каждого воспитанника.

А выставиться в одном из главных музеев края почетно. Особенно учитывая, что 25 лет для детского центра — возраст, в общем, молодой. Весьма себе значимое событие.

Сценический квиллинг

Работы, кстати, отбирали сотрудники Гродековского — это для юных рукодельниц, которые порхают между своими экспонатами, еще один повод для гордости.

— У меня здесь работа «Лебеди», это рисунок шерстью, — делится шестиклассница Кристина Федорова из «Школы рукоделия». — Это, конечно, сложнее, чем просто нарисовать картину красками. Я точно знаю — занимаюсь три года: рисую, валяю, делаю аппликации.

Кроме «Лебедей», у нее есть еще одно любимое произведение — «Одуванчики» в технике квиллинг (скручивание тонких полосок бумаги). На выставку оно, правда, не попало, и сейчас находится в частной коллекции… автора.

— В центре устраивали выставку-продажу, — продолжает, улыбаясь, девочка. — И мне настолько понравились мои одуванчики, что я сама же их и купила. За 150 рублей.

Что ж, неплохая цена за первый опыт.

— Мы тоже занимаемся квиллингом, — подхватывает руководитель объединения «Бумажный завиток» Елена Пестерникова. — И когда близился отчетный концерт, директор центра поставила перед нами непростую задачу. «Сделайте, — говорит, — сценический номер».

— С бумагой? — удивляюсь я.

— Именно, — подтверждает Елена Владимировна. — Но мы не растерялись, все придумали: у нас был модно-поэтический показ шляпок. А сейчас Даша вам все расскажет.

Даша Клюева, улыбчивая первоклассница, с радостью описывает ноу-хау:

— У меня была шляпа с большими полями, украшенная цветами и еще роллами — это такие фигурки из полосок бумаги, они похожи на пуговки. Выходила на сцену и читала стихи — их специально придумали педагоги.

Номер, говорят, имел большой успех. А «Бумажный завиток» не останавливается: впереди коллекция сумочек.

Вертикальный бегемот

Дальше меня просто засыпают ворохом художественных секретов. Мелисса Синь из «Русского лубка» объясняет, как с помощью бензина сделать границу на ткани, чтобы краски не смешались. Александрия Кравчук — как расцветить зимнюю тайгу, чтобы она не казалась унылой. А рекордсменка Диана Омельченко (у нее на выставке аж 10 работ) — насколько креативной бывает вышивка гладью.

— Ну а мальчики, мальчики-то у вас есть? — не могу удержаться от вопроса.

— Конечно! — заверяет руководительница «Русского лубка» Людмила Звонкова. — Видели двух деревянных бегемотов? Это как раз работа мальчика, Ивана Егорова.

Уж кого-кого, а бегемотов я запомнила. У этой забавной статуэтки весьма оригинальная композиция: звери стоят друг на друге, при этом нижний кокетливо повернул голову набок, а верхний удерживается на передних лапах практически вертикально! Не всякие люди, знаете ли, смогут.

А куда же все эти сокровища потом?

— Варианты всегда есть, — улыбаются педагоги. — Одни работы становятся украшением центра, а другие — подарками. Например, для ветеранов: мы часто даем для них концерты и проводим акции. Так что ничего не залеживается, и простор для творчества имеется.


 

Заплатим за крышу

В 2018 году школы Хабаровского края впервые смогут получить деньги на ремонт из регионального бюджета.

Раньше эти работы могли оплачиваться только муниципалитетом. В приоритете починка крыш и отопительной системы, установка окон, оборудование санузлов.

Это один из шагов по выполнению указа президента о переходе на обучение в одну смену. Срок до 2025 года, но в Хабаровске и крае обещают решить проблему раньше.  Только в этом году в регионе планируют сдать четыре новые школы (самая крупная — в микрорайоне Ореховая Сопка краевого центра). За 10 лет планируется построить и капитально отремонтировать 30 общеобразовательных учреждений. На реализацию программы необходим почти 1 млрд руб. из муниципальных, краевого и федерального бюджетов.


Профессионалы по требованию

Мехатроника и мобильная робототехника, аддитивные технологии, информационная безопасность автоматизированных систем, маркшейдерское дело — всему этому теперь учат в колледжах и техникумах края.

В нынешнем учебном году в средних специальных учебных заведениях открылись 23 (!) новых направления подготовки. 20 (12 процессий и 8 специальностей) входят в топ-50 самых востребованных в стране, в их числе и те, которые введены специально с учетом потребностей резидентов ТОСЭР. 18 будут преподаваться по новым образовательным стандартам.

— Для нас это не новая ситуация, — объясняет первый проректор краевого института развития системы профессионального образования Евгений Гузман. — За последние пять лет такое было не единожды. На изменения в экономике образовательная система достаточно гибко реагирует.

Решает компьютер

— Евгений Витальевич, каким образом принималось решение о необходимости подготовки по конкретным специальностям, которые вошли в новый перечень?

— Это процесс, конечно, не стихийный. Специалисты нашего института разрабатывают прогноз кадровой потребности для региона. Для этого выборке работодателей (около 600 субъектов малого и среднего бизнеса, а также крупных предприятий и организаций) высылаются электронные анкеты, которые заполняют их представители. У нас есть программный комплекс, который учитывает инвестиционные программы, численность населения, макроэкономические показатели и другие факторы. Туда вводятся данные анкет, а результаты отправляются в министерство экономического развития. Оно принимает официальный документ, который публикуется на сайте правительства края. До сегодняшнего дня мы составляли прогнозы на три года, но наши возможности расширяются, и уже следующий будет рассчитан на пять лет.

— Но ведь к введению каждой новой специальности нужна подготовка…

— Безусловно. Учебному заведению нужно разработать программу, получить на нее лицензию, обеспечить материально-техническую базу и кадры, которые не только будут обладать опытом и знанием нужных предметов, но и навыками работы с новейшим оборудованием. Год уходит на приготовления, а еще три или четыре года мы обучаем будущих специалистов. В общем, это ресурсоемкая и небыстрая работа.

Учитель от станка

— А за счет чего обеспечиваются эти ресурсы?

— Здесь очень важно взаимодействие с реальными производствами. Особенно учитывая, что многие учреждения СПО уже ведут обучение по новым практико-ориентированным технологиям. Предприятия края выступают нашими социальными партнерами: на их базе организуются учебные центры, студенты проходят практику и делают лабораторные работы. Педагогические кадры тоже берутся с реальных производств.

Например, три выпускника хабаровского торгово-промышленного техникума сейчас шеф-повара в ресторанах. Директор ссуза пригласил их на работу совместителями. И это, на мой взгляд, правильно. Не нужно вырывать педагога из производственного процесса: как только он перестанет понимать его изнутри, образование начинает отставать.

— Сколько организаций сегодня вовлечены в систему?

— Всего в крае работают 15 учебно-производственных кластеров, объединяющих предприятия, СПО и школы. Они разделены по отраслям: авиастроение, судостроение, химические технологии, пищевое производство и т.д. В общей сложности задействовано более 50 работодателей.

Поезжайте за романтикой

— Техникумы, колледжи и ПОУ распределены по краю, а университеты сосредоточены в Хабаровске. Все ли новые профессии можно получить в краевом центре?

— Нет. У каждого учреждения есть свои, уникальные направления подготовки. Если вы хотите строить самолеты, нужно ехать в Комсомольск-на-Амуре. Осваивать горное дело — в Чегдомын. Обработке морепродуктов учат только в Советской Гавани. Сельскохозяйственный профиль — у агропромышленного техникума в поселке Хор. Этого не нужно бояться, у наших ссузов есть база для иногородних студентов.

— Можем ли мы дать практические советы абитуриентам: как все-таки выбрать правильную для себя и при этом востребованную профессию?

— Во-первых, есть документы и перечни, о которых мы уже говорили. Это топ-50 самых востребованных в России профессий и специальностей, который легко найти в Интернете, а также распоряжение минобрнауки края № 398 об утверждении подобного регионального перечня на 2017—2020 годы.

Во-вторых, работает краевой портал «Атлас профессий» (atlasprofdv.ru). Там можно не только познакомиться с направлениями подготовки и ссузами, но и пройти профориентационные тесты. Ну а в-третьих, уже на выходных нас ждет масштабный «Обрфест», посвященный профобразованию.

«Обрфест START-UP» пройдет 23 сентября в «Платинум Арене» с 10 до 16 часов. На нем будут представлены 35 из 50 самых востребованных профессий. А уже в середине октября состоится еще одно подобное мероприятие, на этот раз городское — парад профессиональных образовательных организаций «Выбор-27».

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива. Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru

 

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)