Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Медведь, орел, ладони

Два немецких художника, братья Томас и Йенс Хевельты, падают на колени перед забором, зажимая баллончики под углом. Третий, Зигфрид Мюллер, огибая их ботинки, почти бежит к другому краю со стремянкой.

Единственный представитель Хабаровска в этом творческом квартете Артем Андрианов выглядит еще живописнее: почти с головы до ног покрыт цветными крапинками. Он сжимает пестрыми руками стаканчик с кофе, окидывает себя удивленным взглядом, пытается отряхнуться (безуспешно).

— Ну вот, теперь у вас дизайнерская куртка!

— Скорее, теперь она рабочая,  — устало улыбается Артем и, отставив стакан, возвращается к своему участку: на нем поверх зеленого фона уже вырастают лиственницы — привычный дальневосточный пейзаж.

Такое вот давление

Этот перфоманс развернулся прямо на центральной улице города, возле «Дома Одежды». Посмотреть мог любой желающий — практически спектакль, разве что почти немой: отвлекать творцов вопросами нельзя, каждая минута у граффити-команды была на счету. На роспись масштабной поверхности отводилось всего несколько часов, а после обеда их уже ждали с мастер-классом воспитанники дома-интерната № 4.

Вообще трио Werkstattgeflüster (это можно перевести как «Шепот в мастерской») из германского города Хагена вместе с хабаровским коллегой взяло на себя основную долю «оживляжа» юбилейных ХХ Дней российско-немецкой культуры. Пока другие читали серьезные лекции об истории Реформации и играли классику на роялях, они сначала устроили первую в городе международную выставку граффити, потом пленэр без мольбертов (на огромных холстах рисовали спреями), а затем и вовсе хип-хоп-вечеринку с рэпом в музее археологии.

Роспись забора возле «Дома Одежды» стала одновременно веселым завершающим аккордом и большим памятным подарком. Сначала, правда, планировалось, что таких объектов будет два (второй — стена возле Дальневосточного художественного музея). Но, видимо, слишком плотным оказался график.

— Только представьте себе: мы рисовали в арке Гродековского музея и даже не успели окинуть взглядом Амур, —объяснил Артем. — Лишь в последний день пленэра я повел Зигги на Утес, он сказал: «Ничего себе! Какая красота! Столько тут работать — и не увидеть». И это называется, ребята приехали к нам в отпуск…

— Успели ли мы посмотреть город? О да! Пока бежали из гостиницы до места, много фотографировали на лету, — улыбнулся Том Хевельт. — Но хотелось бы после недели, проведенной здесь, полюбоваться наконец знаменитой рекой.

Вообще-то они привыкли к энергичному темпу работы, быстро рассказал художник во время короткого перерыва. На европейской родине у трио мастерская, они оформляют здания и помещения. Но все же не на таких скоростях.

— Что касается граффити-стиля, то это зависит не от страны, а от индивидуальности райтера, — добавил он. — Но вот краски у нас с вами разные. Пришлось приноравливаться — совсем другое давление в баллончиках и непривычные насадки. Хорошо, что мы привезли свои.

Значение импульса

Поверхность, кстати, выпрашивать не понадобилось — ее предложил под роспись сам магазин. Стройка на Карла Маркса будет вестись еще несколько лет, так что красивое обрамление не помешает.

— Менеджеры разместили заявку в Интернете, я откликнулся и объяснил, насколько наш вариант уникален: вряд ли ребята еще раз доберутся до Хабаровска,  — отметил Артем Андрианов. — В принципе, после этого они вообще могли нарисовать что угодно.

Но так, конечно, не поступили. С композицией определились накануне вечером: на фоне дальневосточной тайги разместятся русский и немецкий символы (медведя и орла выбрали уже на месте), а в центре — рукопожатие как символ дружбы народов и культур. Ну и конечно, шрифты и надписи — у граффити тоже есть своя классика.

— Очень хотелось, чтобы результат не выглядел как заказ, а мы работали в удовольствие, — продолжил Артем. — Все-таки это творчество.

Задача, прямо скажем, оказалась нетривиальной, учитывая, что подобные концепции очень характерны, например, для патриотических конкурсов, где о свободе и креативе речи обычно не идет.

Однако у международного квартета все получилось искренне и естественно. И теперь на центральной улице краевого центра медведь распахивает пасть в приветственном рыке, орел строго смотрит круглым глазом, а рукопожатие совсем не выбивается из общей композиции.

И этот подарок без лишних слов доказывает: живой творческий импульс преображает даже растиражированные образы. И вместо клише мы получаем стрит-арт.


 

Красота в порту

В пятницу в столице Приморья завершилась IX Владивостокская международная биеннале визуальных искусств. Показали себя на ней и хабаровчане.

Четыре программы. Пятнадцать площадок. Восемь стран-участниц. Московский музей современного искусства в официальных партнерах. А в качестве куратора основной программы — Сян Липин, глава выставочного отдела первого китайского государственного музея современного искусства Power Station of Art и представительница ТОП-50 лучших кураторов мира в своей области.

То есть масштаб события уступал знаменитому кинофестивалю «Меридианы Тихого», но ненамного. Почти на месяц весь город буквально стал одним большим арт-центром. Выставки проходили в галереях и университетах, в торговых центрах, антикафе и на военных батареях Русского острова. Параллельно именитые специалисты в области искусства читали лекции для всех желающих, а мастера и профессионалы проводили мастер-классы для детей.

Кроме того, в этом году биеннале объединилась с международной выставкой-конкурсом молодых художников «Арт Владивосток». И здесь среди победителей мы увидели знакомые имена.

Девичий десант

И они, к слову, женские. Вторая премия среди профессиональных художников в области декоративно-прикладного искусства досталось учителю изо и технологии хабаровской гимназии № 4 Олесе Дубининой за серию характерных кукол. Дальневосточную столицу они покорили еще в прошлом году, а теперь сильно выделялись на фоне полотен и графических работ своей неукротимой иронией. В Приморье приехали тройка смешных рыбаков, аллегория педагогики в виде молотка в костюме и группы загнутых гвоздей, креативный автопортрет, сильно напоминающий кучерявую лошадь (именно так, по признанию самой художницы, выглядит уставший учитель), и еще несколько созданий.

Под линогравюрами графика Александры Анюхиной (на снимке) теперь написано «Владивосток» — хабаровчанка переехала ближе к морю, чтобы учиться: мастер, работающий в редком для дальневосточного пространства жанре офорта, нашелся именно здесь. Но листы, которые принесли ей третью премию в номинации «Графика», сделаны еще в нашем городе.

— У меня и в Хабаровске среди молодежи особо конкурентов не было, — рассказывала она в интервью. — В вузе у ребят были попытки попробовать материал, но чтобы заняться этим серьезно, торчать у станка по 6—8 часов — я одна была такая сумасшедшая…

«Сумасшествие» Александры, кстати, неизменно ценится: она часто участвует в конкурсах и очень редко остается без призовых мест.

Терпкая Камчатка

Еще один наш земляк, фотограф-путешественник Дмитрий Куликов, и вовсе удостоился персональной выставки в рамках специальной программы, да еще и дал мастер-класс.

Экспозиция «Заповедная Камчатка. В поисках нового «экватора» объединила 20 снимков. Медведи, вулканы, гейзеры — природная красота, уверен блогер, гораздо лучше рукотворной.

— Когда приезжаю в новое место, очень часто останавливаюсь в одной точке и просто оглядываюсь по сторонам, — делился Дмитрий профессиональными секретами. — Так я могу сделать 30—50 снимков с разных ракурсов. А если снимаю в движении, например из машины или вертолета, обязательно привязываю камеру к запястью, иначе ее просто вырвет ветер.

Он рассказал, как ночевал в горах и лихорадочно искал водителя, чтобы заснять вершину Казбека в рассветных лучах. Как перепутал сезон и, поехав на север Въетнама в знаменитую деревню близ Сапы осенью, вместо ярчайших красок застал холод и ненастье.

Эти истории с большим интересом слушали не только местные гости, но и известный британский фотограф Рольф Гобитс, также участник специальной программы.

Такое внимание к любительской (!) съемке, по мнению куратора биеннале Юлии Климко, вполне закономерно. Потому что искусство существует не только для профессионалов.

— Это еще и возможность прикоснуться к прекрасному, познать себя и окружающий мир, — объяснила она. — А фотография нацелена как раз на это. Потому мы очень рады, что Дмитрий согласился на этот проект.

Мы, впрочем, тоже рады.


 

Шоу-лица ДВ столицы

12 ноября. Виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский. Городской дворец культуры.

В 2011 году исполнитель вошел в российскую книгу рекордов как лучший в мире балалаечник. До начала сольной карьеры, Алексей играл в известных коллективах, в том числе в ансамбле «Россия» под руководством Людмилы Зыкиной.

15 ноября. Оркестр государственной академической симфонической капеллы России. Краевая филармония.

Коллектив выступит в Хабаровске впервые. Главный дирижер и художественный руководитель оркестра — народный артист России, лауреат государственных премий Валерий Полянский.

18 ноября. Наргиз. Дворец культуры профсоюзов.

В 2013 году певица практически прошла на американский проект X-Factor. Но, не дождавшись звонка от организаторов, вернулась в Россию, отправилась на шоу «Голос» — и заняла там второе место. В числе достижений Наргиз — «Дуэт года — 2017», по версии «Золотого граммофона» и «Песни года», за совместную с Максимом Фадеевым песню «Вдвоем».

27 ноября. «Пой, цыганская душа!». Городской дворец культуры.

Для хабаровских зрителей выступят прима московского музыкально-драматического театра «Ромэн» Ольга Янковская,  «Лучшая цыганская скрипка Европы — 2012» Борис Тарасов и другие. В репертуаре — известные романсы, частушки и страстные танцы.

28 ноября. Шоу ирландских танцев Rhythm of the Dance. Дворец культуры профсоюзов.

Программа, состоящая из танцев, театра, музыки и спецэффектов, входит в тройку лучших ирландских шоу современности. Ежегодно артисты дают около 200 представлений, особенно их любят в Европе — там за время существования коллектива шоу посетили более 2 миллионов зрителей.

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Арина МАРТОВА. Фото Дарьи УЛАНОВОЙ и из архива

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)