Специальные выпуски
Столетие Великой Октябрьской социалистической революции Россия не отмечает никак. «А в связи с чем это нужно праздновать, объясните мне?» — вопросом на вопрос журналистов ответил пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков.
Очередной опрос ВЦИОМ показал, что нынешнее поколение юношества мало знает о событиях вековой давности. Полагая, что в октябре 1917 года большевики свергли царя, многие не могут отличить Ленина от Керенского. Вероятно, это говорит об отсутствии интереса к истории собственной страны.
Хотя не все с этим согласятся. По словам учителя истории 58-й хабаровской школы Светланы Фисуненко, старшеклассники, конечно, больше интересуются современностью, смотрят новости, им это важней и ближе.
— Но в прошлом году мы изучали революцию 1917-го, и ребята очень активно обсуждали те события. Мы делали сравнительные таблицы лидеров, партий и требований. Знаете, ребята посчитали, что либеральные программы были симпатичнее социалистических, — говорит она. — Приди к власти другая партия, кто знает, как бы оно было… Порассуждать об этом с молодежью, послушать, что они думают, очень интересно.
Победителей не судят
…Летом 1917 года еще ничто не предвещало, что скоро граждане одной страны начнут убивать друг друга, взрывать церкви, расстреливать священников. Как этот прекрасный народ-богоносец в одночасье превратился в толпу агрессивных хамов? Об этом еще долго будут спорить потомки. Но никто нам не расскажет подробностей. Нет на свете ровесников тех событий. Остались только письменные свидетельства, которые победители написали так, как посчитали нужным. Да и их выдавали дозированно в течение этих ста лет.
«Исторической правды не бывает», — уверен Владимир Хотиненко, режиссер фильма «Демон революции». Он признается, что при подготовке к съемкам узнал множество неизвестных ему ранее фактов о событиях и героях тех лет.
Питер. Которые тут временные, слазьте!
В феврале 1917-го на политической арене Ленина даже близко не было. Большевики в этот период вообще считались маргиналами. А кто уж был так был, так это Александр Керенский, земляк и заклятый враг Владимира Ульянова. При самом деятельном участии Керенского в России закончилась монархия. Благодаря харизме и хорошо подвешенному языку он вошел в состав временного правительства и стал фактически главой государства.
Но взять власть легче, чем удержать ее. В стране нарастал хаос. И к октябрю единственной силой, которая действовала логично и решительно, оказались большевики. 25 октября 1917 года они совершили вооруженный захват Зимнего дворца и важнейших хрестоматийно революционных объектов.
Временное правительство свергли, Керенский на автомобиле американской дипломатической миссии покинул Петроград*.
Хабаровск. На мягких лапах
В нашем городе 1917-й протекал гораздо тише и цивилизованнее, чем в центре, но со своими особенностями. Не было вооруженного противостояния между сторонниками и противниками самодержавия, а все действующие органы власти плавно перешли во власть новую.
— Накануне Октября в городе активно действовала большевистская организация, — рассказывает Алексей Шестаков, старший научный сотрудник отдела истории Хабаровского краевого музея им. Гродекова. — Большевистскую фракцию в Совете рабочих и солдатских депутатов поддерживали рабочие «Арсенала» и мастерских базы речного флота, революционные солдаты и матросы, передовая интеллигенция. Но большинство в Совете составляли меньшевики и эсеры. После вооруженного восстания в Петрограде у нас прошли мощные, но мирные демонстрации: рабочие и солдаты требовали, чтобы бал правили большевики.
Интересный исторический факт. Марксизм в России применять было сложно, ведь немцы — отцы-основатели теории о пролетарской революции — не зря называли ее «пролетарской». Они считали, что революция возможна только в индустриально развитой стране. Россия же была преимущественно аграрной. Так что Ленин слегка подкорректировал Маркса, провозгласив союз рабочих и крестьян. А вот в Хабаровске все было как раз по классику, ведь с крестьянами у нас тут жидковато.
Цель оправдывает средства
Откуда здесь, на краю матушки-России, появилась такая концентрация политически подкованных людей? Все просто. Их в ту пору много возвращалось из эмиграции на родную землю. Бунтовщики всех мастей между революциями 1905 и 1917-го бежали за границу, в основном в Америку и Китай. А теперь эсеры, меньшевики и большевики стремились назад, в центр страны через Владивосток. Но кое-кто остался вершить революцию здесь. Это были умелые организаторы, поднаторевшие в ораторском искусстве. Многие события на Дальнем Востоке проходили под их руководством.
Почему при таком раскладе победили именно большевики? Потому что они смогли предложить народам России внятную программу. Ленин был далеко не глуп. Он понимал, что политик обязан уметь говорить просто: никаких расплывчатых формулировок и неработающих посылов. «Свобода, равенство, братство», «Мир хижинам — война дворцам» — это все лозунги Великой французской революции, взятые на вооружение большевиками. Ну а свой лозунг «Земля — крестьянам» стал просто гвоздем в гроб всех остальных политических партий. И неважно, что все это оказалось враньем. Важно, что пока конкуренты дискутировали о будущем России, большевики взяли власть.
Караул устал и хочет спать
Сразу после октябрьского переворота состоялись выборы в Учредительное собрание России. Это было очень демократическое мероприятие. Избирателем мог стать любой гражданин от 20 лет либо солдат от 18 лет. А еще к выборам допустили женщин, что было в диковинку не то что для России, но и для большинства стран.
От Дальнего Востока избрали восемь депутатов, из них только одного от большевиков — бывшего политэмигранта Арнольда Яковлевича Неймуда. Правда, история Учредительного собрания закончилась быстро и бесславно. Его лихо разогнал матрос-анархист Железняк: «Попрошу прекратить заседание, караул устал и хочет спать». Эта фраза вошла в историю.
В декабре в Хабаровске открылся 3-й съезд Советов Дальнего Востока, провозгласивший советскую власть на всей его территории. Избрали Дальневосточный краевой комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и самоуправлений (краевой исполком), а председателем стал большевик и еще один бывший политэмигрант Абрам Моисеевич Краснощеков**. В Смольный из Хабаровска полетела телеграмма: «Власть в руках Советов».
Парад интервентов на Муравьева-Амурской
Ах, если бы на этом можно было поставить точку! Но после 1917 года основные события здесь только начались.
Весной 1918-го в соседней Манчжурии копили силы остатки белогвардейцев. Лидеры хабаровских эсеров обратились к странам Антанты и Японии со слезной просьбой водворить порядок на Дальнем Востоке. Красноармейцы Хабаровска сражались на многих фронтах, то и дело гасили тут и там вспыхивающие мятежи, но к концу лета 1918-го интервенты и белогвардейцы имели десятикратный перевес. В начале сентября Хабаровск был захвачен калмыковцами*** и интервентами.
До 1920 года наш город несколько раз переходил из рук в руки. Представьте, по Муравьева-Амурской, главной улице Хабаровска, проходили парады иностранных войск!
А еще в наших суровых краях тогда водились партизаны.
— Они воевали как против красных, так и против белых, — рассказывает Алексей Шестаков. — Вернее сказать, были оппозицией всем, бандитами, которые, впрочем, себя таковыми не считали. Уходили в зимовье, совершали налеты, грабили, грызлись между собой. Это уже потом большевики отправляли к ним эмиссаров, пропагандировали за Советскую власть и в результате под бандитские вылазки подвели идеологию.
Всегда по одному сценарию
История свидетельствует: ни один переворот, ни одна революция не сделали страну сильнее. Наоборот: ослабляли, обескровливали, стирали блеск цивилизации.
— Революция всегда проходит по одному сценарию вплоть до судеб ее героев, я утверждаю это как историк, — говорит директор Многопрофильного лицея Ольга Кодина. — Она сжирает их всех. Если ты запускаешь раковою опухоль в организм, будь готов погибнуть с этой опухолью. Мы мним себя вершителями судеб, но неподчинение законам природы, законам человеческим и божьим убивает страны и народы.
«Сегодняшней молодежи очень легко объяснить, что тогда, в середине 1917 года, происходило в нашей стране, — пишет историк и общественный деятель Армен Гаспарян. — Посмотрите на Украину. Внимательно посмотрите. И подумайте, что вот ровно все это, только в еще более чудовищном виде тогда творилось в нашей стране».
* Керенский не переодевался в женское платье. Это было придумано, чтобы унизить поверженного соперника, окончательно уничтожить его авторитет. Керенский умер в Нью-Йорке в 1970 году. Он вел папку с надписью «Ненависть». Миф о его побеге в платье занял в ней почетное место.
**Краснощеков позже, в 1919—20 годах, преследовался, кочевал по тюрьмам Сибири и чуть в них не сгинул. А в 1920 воскрес как Феникс и был одним из самых известных организаторов Дальневосточной республики.
*** Калмыков — атаман казачьего отряда. Прославился своей необычайной жестокостью.
Подготовила Елена ТИХОНОВА. Редакция благодарит за сотрудничество Валентину Редчун и Алексея Шестакова, старших научных сотрудников отдела истории Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова.