Специальные выпуски
Оплата по факту
За неделю до празднования юбилея Татьяна З. решила отказаться от услуг ведущего праздника, чтобы избежать лишних расходов. Но когда она сообщила в агентство, что расторгает договор, и потребовала вернуть внесенный аванс, ей отказали. Менеджер объяснил, что сотрудник уже провел подготовительную работу, написал сценарий, подобрал минусовки для музыкальных конкурсов, приготовил костюмы для поздравления юбилярши. На ее оплату и пойдет аванс.
Тогда женщина обратилась в сектор по защите прав потребителей с просьбой помочь ей вернуть аванс.
— Статья 32 закона «О защите прав потребителей» дает право расторгнуть договор на предоставление услуг на любой стадии. Но исполнитель вправе удержать часть стоимости пропорционально выполненной работе, — сообщила Светлана Ткаченко. — На руках у гражданки договор, и в нем четко прописана стоимость услуг по подготовке и проведению праздничного вечера, которые берется предоставить агентство. Часть работ исполнитель уже выполнил. Причем сценарий написан для конкретного человека, с учетом его особенностей, а значит, использовать его для другого мероприятия не получится. И заказчик должен оплатить эту работу.
Не ответил? Отказал
Еще в декабре хабаровчанка приобрела платье, в котором планировала встречать Новый год. Но, постирав обновку, она очень расстроилась: ткань полиняла, цвет изделия изменился. На следующий же день покупательница обратилась к продавцу с требованием вернуть ей деньги за некачественный товар. Но до сих пор не получила ответа.
Свою нерасторопность продавец объяснил длинными выходными, отпуском юриста и необходимостью провести экспертизу. Но в секторе по защите прав потребителей горожанке посоветовали не ждать, а действовать. Когда товар некачественный, покупатель вправе выдвинуть одно из четырех требований, и в законе прописаны сроки исполнения каждого из них. Если это возврат денег или соразмерное уменьшение цены, то продавец должен дать ответ в течение 10 календарных дней, в которые входят и проверка качества, и экспертиза. Замену товара он должен произвести за 7 дней, если же требуется дополнительная проверка, то максимум за 20 дней. На выполнение гарантийного ремонта отводится не более 45 дней. Если заявление подано, а ответа в установленные сроки нет, это считается отказом, и покупатель смело может требовать выплату неустойки в размере одного процента от стоимости товара за каждый день. А далее подавать иск в суд.
Не было ни одного …
На праздник и сын, и дочь подарили мне прибор для измерения давления. Они оба знали, что мой тонометр сломался, и решили порадовать, не сговариваясь. Но два мне ни к чему. Я отправила сына, чтобы он один прибор вернул, ведь мы даже не открывали коробку, но в аптеке ему отказали. Почему?
Анна Гавриловна
— По закону вернуть качественный товар нельзя, его можно только обменять на другой, при условии, что первый не подошел по размеру, форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации. И только при отсутствии подходящего товара покупатель может требовать возврата денег, — подчеркнула Екатерина Можейко. — Но постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 определен перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену на аналогичный товар или возврату. И в первом же пункте этого перечня указаны «товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты)». Прибор для измерения давления входит в этот перечень.
Доктор вне зоны доступа
В одной из страховых компаний договор автогражданского страхования с пожилым хабаровчанином согласились заключить только при условии, что он оплатит услугу «Доктор на связи». Мужчина согласился, рассчитывая, что сможет в удобное время получить консультацию врача. Но разобравшись, выяснил, что предоставляется услуга через Интернет, а у него нет даже компьютера. Что делать и как быть? За советом он обратился к специалистам.
— Ситуация, знакомая многим, — заметила Екатерина Можейко. — Но автолюбители должны помнить, что они могут отказаться от навязанной услуги. По закону исполнитель не вправе обуславливать приобретение одних товаров и услуг другими. Если же это все-таки произошло, ненужное можно вернуть. Причем с 1 января 2018 года с 5 до 14 календарных дней увеличен так называемый период охлаждения, в течение которого гражданин вправе отказаться от навязанной страховки. Надо обратиться к страховщику, написать заявления и потребовать возврата уплаченных за ненужную страховку денег.
Продавец в ответе
Обнаружив на новом кухонном гарнитуре царапины, хозяйка предъявила претензии мастеру, который его устанавливал, но тот сказал, что дефекты были изначально.
Подобные жалобы, по словам Светланы Ткаченко, сегодня не редкость. Горожане активно покупают модульную мебель для кухни, гостиной или спальни. В магазине они, как правило, платят за комплект мебели, его доставку, сборку и установку. И если на каком-то этапе на модулях обнаруживается дефект, то это надо сразу фиксировать и предъявлять претензию продавцу. Так же необходимо поступать в том случае, когда сборку и установку покупатель производит самостоятельно.
— В период действия гарантийного срока именно продавец отвечает за качество товара, а потом он должен установить причину возникновения недостатка и, если есть необходимость, провести экспертизу, от результатов которой и будут зависеть дальнейшие действия, — разъяснила Светлана Станиславовна. — Если эксперт установит, что дефект производственного характера, то покупатель вправе потребовать замены товара, уменьшения его цены, ремонта или расторжения договора купли-продажи. Все требования надо выдвигать в письменном виде.
Без этикетки не продать
В подарок дочери 20 декабря купили костюм. Прежде чем преподнести его, срезали все этикетки и ярлыки. Но дочке обновка не приглянулась. В первые же дни нового года отправились в торговый центр, но бутик оказался закрыт. В итоге с продавцом смогли пообщаться лишь 8 января, когда 14 дней, отведенных на обмен, истекли. Мы все равно озвучили свою просьбу, но получили отказ не только по причине пропущенного срока, но и из-за срезанных этикеток. Вправе ли мы обменять такую покупку, ведь ярлыки имеются?
Инна К.
— По закону покупатель имеет право на обмен отдельных видов товаров при условии, что они не были в употреблении, сохранены их товарный вид, фабричные ярлык и этикетки, последние должны быть закреплены на изделии производителем, — прокомментировал ситуацию Алексей Кондратьев. — Согласитесь, если сделать это вручную, то другой покупатель вряд ли согласится приобрести эту вещь. Продавец отказал по закону, так как потребитель не выполнил одно из обязательных условий. Если же говорить о нарушенных сроках, то мы советуем, увидев закрытый бутик, обратиться к администратору торгового центра с соответствующим заявлением, чтобы он сделал отметку, что покупатель приходил, но не смог своевременно выдвинуть свое требование.
Читаем, но не запоминаем
В одном из магазинов стройматериалов увидела объявление, что товары, оплаченные широко рекламируемой банковской картой, возврату не подлежат. Законно ли такое заявление продавца?
Наталья Ж.
— Магазин реализует товар и несет ответственность его качество, — разъяснил Алексей Кондратьев. — И покупатель вправе предъявить претензию по качеству товара, выдвинув, в том числе, требование о расторжении договора купли-продажи и возврате денег. Если же товар надлежащего качества, но не подошел по цвету, размеру, фасону, габаритам или комплектации, то гражданин вправе потребовать его обмена на подходящий, а при отсутствии — возврата денег. И неважно, каким способом он этот товар оплатил. Статья 16 закона «О защите прав потребителей» гласит, что условия договора, ущемляющие права потребителей, признаются недействительными, даже если во время покупки гражданин с ними согласился. Единственный нюанс, который необходимо помнить: если товар оплачен банковской картой, то и деньги в случае отказа от покупки возвращаются на нее.
Если данные не те
Картридж, выбранный на сайте по заданным параметрам и приобретенный непосредственно в магазине, к принтеру в итоге не подошел. Но вернуть этот товар покупатель не может.
Ситуация, по информации городского сектора по защите прав потребителей, неоднозначная. На сайте магазина мужчина указал параметры своего принтера и выяснил, что данный картридж к нему подходит. Когда в магазине он оплатил заказ и получил товар, то увидел, что на упаковке марка его принтера не указана. Засомневавшись, покупатель обратился к продавцу-консультанту, который его заверил, что все подходит, хотя и не написано. Дома, распаковав покупку, мужчина попытался установить картридж, но ему это не удалось. На следующий день он обратился с товаром в магазин, но в обмене и возврате ему отказали.
— В законе указано, что при продаже товара продавец должен предоставить полную и достоверную информацию о нем в письменном виде (в технической документации либо на упаковке), — уточнил Алексей Кондратьев. — Но, с другой стороны, получается, что неверная информация на сайте магазина. В данной ситуации еще предстоит разобраться, но покупателям советуем внимательно изучать информацию о товаре, а не верить продавцам на слово.
Подготовила Нина ЖИГУНОВА совместно с сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска