Добрый город
logo

Специальные выпуски

Добрый город

В дебрях Паутины

Если каких-нибудь лет двадцать назад родители пугали детей злодеями, подстерегающими за пределами двора, то теперь тем, что таится во Всемирной паутине. Реклама наркотиков, романтический флер вокруг алкоголизма, не так давно отгремевшие «синие киты» — и вот уже Интернет кажется не помощником, а коварным врагом.

Для начала вспомним недавнюю общеизвестную историю, ставшую уже : «Живодерки из Хабаровска». Юные девушки мучили животных и оскорбляли чувства верующих плясками на крыльце церкви. История с ними, вызвавшая огромный общественный резонанс, уже окончена: преступницы осуждены и отправлены отбывать срок. Но, как ни пугающе это звучит, у них появились последователи.

— Еще тогда, на волне этой страшной популярности по стране то здесь, то там начали всплывать подобные случаи, пусть и меньшего масштаба, — рассказала уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Виктория Трегубенко. — Беда, как говорится, пришла откуда не ждали — вроде и очевидно всем, что так делать нельзя, но… Столкнулись с этим и мы, накрыв в социальной сети «ВКонтакте» группу так называемых клонов, которые хвастались подобной деятельностью и даже выкладывали фото и видео издевательств над животными. Группу немедленно закрыли, конечно же. Но вопрос о том, с кого берут пример наши дети, какую информацию получают и во что могут ввязаться, закрыть пока не можем.

Критикуешь — предлагай

Деятельность соответствующие органы ведут обширную: за тем, чтобы дети и подростки не попали под влияние негативного контента, следят и Роскомнадзор, и ОВД, и Роспотребнадзор и еще десятки организаций.

— Мы всегда призываем пользователей сразу же сообщать нам об обнаруженных сведениях в Интернете, будь то аморальные публикации, призывы к суициду, пропаганда наркотиков или алкоголя и прочее, — объясняет заместитель руководителя управления Роскомнадзора по Дальневосточному Федеральному округу Ольга Шахматова. — Можно обращаться в органы полиции, а можно и напрямую к нам, ведь в итоге все жалобы попадают именно под наш контроль. В то же время обвинять нас в несправедливой блокировке контента не стоит: в первую очередь мы связываемся с администраторами сайтов, и меры принимают уже они по нашему запросу.

Но не все так гладко в веб-королевстве: соответствующие органы признают, что полностью негатив, который может повлиять на детское и подростковое сознание, заблокировать нельзя — любые тексты и фотографии моментально сохраняются, копируются и появляются на других сайтах, поток информации не остановить никому. Поэтому заходить приходится с другой стороны — плохой контент заменять хорошим.

— На данный момент у нас в стране создаются проекты, предполагающие обязательные квоты на производство хорошего кино, мультфильмов и прочего, — сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Олег Герасимов. — Как минимум по десять детских мультфильмов и фильмов в год. Мы обязаны создать правильную альтернативу дурно влияющим роликам и сделать Интернет добрым для наших детей.

Имеет место инициатива действовать не запретами и конфликтами с подрастающим поколением, а наоборот призывать их самостоятельно регулировать содержание сайтов и социальных сетей, заботясь о себе и сверстниках.

— В школах проводятся уроки «Безопасный Интернет», молодежь инструктируется, куда в случае чего обратиться и подать жалобу, существуют «патрули счастливого детства», которые также отвечают за киберграмотность, — обрисовал ситуацию член комиссии общественной палаты по поддержке молодежных инициатив Хабаровского края Евгений Мотлохов. — Но давайте не будем забывать, что все наши меры действуют только на сознательную, благополучную молодежь. Те самые группы риска все эти занятия просто игнорируют, а значит, корень проблемы куда глубже.

Одинокие в Сети

И действительно, трудно оспаривать, что проблемы начинаются и до поступления в школу, и до регистрации в социальных сетях. Ведь дело совсем в другом.

— При всей опасности негативной стороны Интернета, нельзя забывать, что даже увидев сцены наркомании, педофилии или еще чего-то недопустимого, те дети, которые воспитаны правильно, отнесутся к этому изначально как к отрицательному. — считает заместитель председателя Общественного совета Александр Хорошев. — Как руководство к действию это никто не воспримет, если изначально предпосылок не было.

Исходя из этого, решение проблемы ложится именно на родителей. И подразумевается тут не только компьютерные фильтры родительского контроля, но и правильное, аргументированное объяснение, что можно делать, а что нельзя. Как рассказали в Управлении МВД по Хабаровскому краю, сплошь и рядом случаются ситуации, когда мамам и папам попросту плевать на своих детей. Склонности к суицидальному поведению игнорируются, работа с отклонениями перекладывается на школу и так далее.

— Корень всех бед в том, что с детьми изначально не ведутся нужные разговоры, им не объясняют по-доброму с малых лет минимальные нормы поведения, — сетует Александр Хорошев. — Ребенку, окруженному любовью и заботой, даже в голову не придет подсаживаться на наркотики, всерьез думать о суициде и прочее. Так что Интернет — это не причина, а следствие.


 

Борьба за позитив

Написать семь видов сценария,  проснуться в пять утра, чтобы снять рассветное солнце. Для создания социальной рекламы ребята с интернет-телевидения FREE-TV готовы на многое.

За двадцать секунд Вита, Антон и Женя рассказывают зрителям о пагубных зависимостях, которые заменили по-настоящему значимые и ценные вещи, а потом черно-белое видео сменяется цветным — ребята возвращаются к счастливой жизни. Девушка заводит собаку, о которой долго мечтала, Женя проводит время с друзьями, а Антон  путешествует.

— Переломный момент, а точнее переход, старались сделать индивидуальным, например у Виты расширяются зрачки, — объясняет редактор интернет-телевидения Елена Радецкая (на снимке). — Так бывает, не только когда принимаешь запрещенные вещества, но и при встрече с тем, кто нам симпатичен. А Женя смеется, сначала он кажется нездоровым, а потом добрым и жизнерадостным.

Ноты вдохновения

Над созданием трудились долго. Только сценариев было написано семь вариантов.

— Работала за закрытой дверью в одиночестве и тишине,  настроиться помог кинокомпозитор Ханс Циммер, под его музыку я многое написала, в воображении просто неописуемые вещи рождаются, — признается Елена. — Параллельно рисовала раскадровку, указывала все, вплоть до нужных цветов. 

Для одного ролика пришлось ехать на Воронеж-1, другой снимали туманным и холодным утром на сопке Двух братьев.

— Специально привезли квадрокоптер, чтобы запечатлеть рассветное солнце, а оно, как назло, скрылось за облаком, мы тогда очень расстроились, — вспоминает собеседница. —  Через некоторое время нам повезло, мы получили заветные кадры, но все же нам хотелось чистое небо.

В ролике снимали своих ребят. Антон — студент ТОГУ, Женя — корреспондент FREE-TV. А харизматичную Виолетту помнили еще со времен вокального реалити-шоу «Я так пою», которое ранее делало FREE-TV. Кстати, не последнюю роль в выборе героини сыграл Фрэнк — добродушный лабрадор Виты. Он снялся в ролике вместе с хозяйкой.   

Эксперимент с дымком

Цикл рекламы «НаркотикамНет» можно увидеть в кинотеатрах, на уличных экранах и в социальных сетях. Его FREE-TV  создало по заказу краевого молодежного центра «Поколениум».

Это не первая успешная работа. Около двух лет назад на свет появился ролик о влиянии пассивного курения на окружающих. Авторы посчитали, сколько «выкуривают» малыши, находясь рядом с любителями табака. В главных ролях выступили дети сотрудников ТОГУ.

— Это был наш первый опыт создания социальной рекламы, сняли довольно быстро, а вот на монтаж потратили дня три, — вспоминает Елена. — Пытались сделать особый эффект: появляющиеся из дыма буквы. 

Именно это видео заняло второе место на всероссийском конкурсе социальной рекламы «Новый взгляд» в 2018 году. В скором времени выйдет еще один совместный продукт с центром «Поколениум» — ролик, посвященный кибер-мусору.

Иной путь

Кроме того, полным ходом идет подготовка к конкурсу «25-й кадр». Ребята хотят создать добрую позитивную рекламу.

— Мне не нравятся хайп и шок-контент: умирающие дети, покалеченные животные. Такая реклама эффективна, она долго не забывается, заставляет плакать, переживать, но, по-моему, это грязный путь, — продолжает Елена. — Хочется воздействовать на людей с помощью позитива и юмора. Пока, конечно, в нашей рекламе это не так заметно, но мы только учимся и обязательно к этому придем. А возможно, когда-нибудь сделаем кинематографичный, шикарный ролик со спецэффектами, где режиссура, монтаж и съемки на высоте.

Кстати

Цикл социальной рекламы «НаркотикамНет» подготовлен интернет-телевидением FREE-TV совместно с краевым молодежным центром «Поколениум».

МКУ «Городской центр по организации досуга детей и молодежи» ежегодно проводит конкурс социальной рекламы «Акцент».


 

Твори добро

Акция в помощь бездомным животным пройдет в дальневосточной столице.

24 февраля в центре йоги «Шанти» (ул. Комсомольская, 78) запланировано благотворительное занятие йогой, а также акция «Собака-обнимака». Все желающие сфотографируются с хаски, маламутами, самоедами. Также будет выступление дрессированных животных и лотерея.

Собранные деньги пойдут на содержание, лечение и стерилизацию подопечных приюта для бездомных животных «Теремок».

Кроме того, в Дальневосточном институте управления РАНХиГС студенты начали сбор средств гигиены для воспитанников домов ребенка: кремов, шампуней, мыла, подгузников и др.

Пункт сбора — студенческий совет вуза (каб. 201). Прием вещей ведется по понедельникам, средам и пятницам с 12.50 до 13.20. Акция продлится до конца февраля.

Подготовили Юлия БОЛОШЕНКО и Арина МАРТОВА

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)