Специальные выпуски
Когда есть место для искусства
В краевом центре снова произошло уникальное событие. Заместитель председателя правительства и министр культуры Александр Федосов открыл самую масштабную в истории города художественную выставку… в мебельном магазине.
И это на самом деле здорово. Не разместись экспозиция «Современное искусство в интерьере» среди люстр, диванов и кухонных гарнитуров, неизвестно, нашлись бы еще где-нибудь такие большие площади (700 кв. м!) и сумела бы хозяйка галереи «Лист» Татьяна Шендерович совершить невозможное: объединить на одной площадке художников из двух конкурирующих цеховых объединений — Союза художников России и Творческого союза художников.
Ушел и помог
— Обычно они не выставляются вместе, а порой даже конфликтуют, — говорит Татьяна. — Но нам удалось собрать их всех, можно сказать, совместить несовместимое.
Саму выставку, впрочем, можно охарактеризовать точно так же. Какой-то определенной концепции от нее ждать не стоит. Зато можно получить почти всестороннее представление о том, как и что творят дальневосточные художники, причем не только местные: работы пришли с Сахалина и Камчатки, из Благовещенска и Ванино и т.д.
Жанры тоже никто не ограничивал: живопись, графика, скульптура, куклы, гобелены, батик, фотографии. Тут есть все: от керамического горшка до космического пейзажа, от эмалевой композиции до чугунного подсвечника. Ни одна городская галерея столько всего не вместит.
— С пространством нам неожиданно повезло, — признается Татьяна Шендерович. — Один из арендаторов центра «Гранд Салон Альянс» съехал, и его директор Олег Пономаренко пришел ко мне с предложением: «А давай организуем выставку». Конечно, я согласилась.
Смысл, слой, сердолик
Несмотря на то, что к развеске всего этого художественного богатства подошли кропотливо, создавая гармоничные сочетания, любопытные соседства в экспозиции все же попадаются. Например, традиционный, слегка декоративный пейзаж с потоком воды и камнями, а рядом — нечто со светящимся шаром внутри, похожее одновременно на паука, инопланетянина и голову с дредами, расчищает себе тропу в лесу. Причем обе картины одного автора.
Еще более любопытно, что с художниками можно пообщаться вживую: они по очереди работают тут же, в выставочном пространстве. Мне, например, удачно попался создатель парадоксального дуэта Александр Красный.
— Стараюсь никогда не выставлять работы просто так, а сопровождать из лекциями, — рассказывает он. — Когда можно послушать? Да прямо сейчас! Вот, например, для вас это просто зеленый пейзаж. А на самом деле это историческое место на нижнем Амуре близ Чныррахской крепости. Здесь отливали те самые пушки, которые сейчас стоят возле Гродековского музея.
На соседней картине с пауком-инопланетянином живописец изобразил ни много ни мало смысл жизни:
— Я хотел показать движение, трудное, через препятствия, потребление, которое свойственно всем нам, и то, как мы оставляем после себя след.
И это вполне емкая метафора.
Следующее полотно, «Внешнее разнообразие», стало обложкой для фантастической повести Александра Красного «Балансируя над бездной».
— Люблю урбанистические виды, и они необязательно должны быть земными, — отметил художник.
А в работу «Мерцание сокровищ» он вложил много ценного — в прямом смысле:
— Здесь сердолики в оправе, стразы, купюры. Я старался показать культурные слои, к которым в итоге сводится каждая эпоха, как можно более выразительно. Сначала, правда, не знал, что использовать. К счастью, мне подарили огромный декоративный крест с камнями, пришлось разломать…
Альянс будет
Наверняка у каждого из авторов таких историй в запасе множество. И даже только ради них «Современное искусство в интерьере» на ул. Некрасова, 44 стоит посетить (вход свободный). Выставка продлится до середины апреля, а еще организаторы обещают мастер-классы — информацию о них можно найти на сайте галереи «Лист» list27.ru.
Кстати
Среди участников много именитых творцов: Владимир Бабуров, Анастасия Номар, Константин Гречанов и др. Представлен здесь и главный художник города Сергей Пеньков, а точнее, его живопись и художественные фото, с которыми хабаровчане совсем не знакомы.
Дуэт с нюансами
«Хабаровский кирпичный стиль» — так называет наше своеобразие историк архитектуры Николай Крадин. И уверенно говорит: аналогов нет нигде в мире. О чем он?
Конечно, о сочетании красного обожженного и серого необожженного маньчжурского кирпича на фасадах зданий конца XIX — начала ХХ века. Наша особенность интересует туристов как из западных регионов России, так и, например, из Китая и Японии. И именно это, конечно, первым делом стоит показывать гостям из других городов, подтверждая уникальность дальневосточной столицы.
Тем более что далеко ходить не надо: самые значимые примеры сосредоточены буквально в паре кварталов вокруг Комсомольской площади. Мы выбрали для вас несколько деталей, на которые стоит обратить внимание.
Железный ангел
Военно-исторический музей ВВО, или бывший государственный банк на ул. Шевченко, 20 постройки1907 года, кроме красно-серого кирпичного дуэта интересен металлическим оформлением парадного крыльца. Ажурный полукруглый козырек опирается на две колонны, украшенные фонарями, а венчает его крылатый лик ангела, который, кстати, мало кто замечает, а зря.
«На первый взгляд, в сравнении с чугунным литым узором оград Летнего сада в Петербурге они проигрывают, — пишет в своей книге журналист и фотограф Владимир Кузнецов. — Но в том-то и дело, что это не литье, а ручная ковка».
После такого уточнения смотришь на эти застывшие кружева совсем другим взглядом.
Исторические жалюзи
Здание Дальневосточной государственной научной библиотеки, или доходный дом Плюсниных, в начале улицы Муравьева-Амурского считают самым известным, а многие — и самым красивым в Хабаровске. Нюансы кирпичной кладки, оформление окон с элементами русского стиля можно рассматривать бесконечно. Но также на крайнем окне первого этажа сохранились уникальные металлические жалюзи, которым, между прочим, уже 115 лет.
До реставрации они были и на других окнах — сейчас, к сожалению, остались только части механизмов. Но один «рулончик» все еще можно демонстрировать удивленным гостям и, надеемся, так будет еще долгие годы.
Каменная «елочка»
Дом Пьянкова на ул. Истомина, 53, где до 1938 года находилась квартира маршала Блюхера, выглядит скромнее предыдущего образца. Это и понятно: здесь авторы проекта взяли курс не на избыточный русский стиль, а на гораздо более лаконичный модерн.
Но декоративная зигзагообразная кладка, оформляющая второй этаж, пожалуй, самая оригинальная в городе. Особенно в сочетании с закругленной вверху формой окон. А еще над входом сохранились элементы кованого оформления, напоминающее два тонких деревца. Удивительный контраст.
Это, конечно, далеко не все. Таких «дуэтных» зданий в дальневосточной столице осталось точно больше десятка. Какое из них ваше любимое?
Кстати
В начале ХХ века в городе работало 14 кирпичных заводов (в основном китайских), на которых использовалась глина разных цветов. Они располагались по окраинам Хабаровска прямо под открытым небом.
Шоу-лица ДВ столицы
6 марта. Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» им. Людмилы Зыкиной. Хабаровский краевой музыкальный театр.
Коллектив, созданный великой русской певицей 40 лет назад, с успехом выступает на главных концертных площадках страны и достойно представляет русскую народную музыку за рубежом. Он успел записать более 30 дисков и множество саундтреков к фильмам, в том числе к знаменитому «Отелю «Гранд Будапешт» режиссера Уэса Андерсона.
10 марта. The Rasmus. Ночной клуб Velicano.
Знаменитая группа сформировалась в 1994 году в Хельсинки, а мировую известность получила благодаря песне In the Shadows с альбома Dead Letters 2003 года. По всему миру было продано более 3,5 миллиона его копий.
На данный момент The Rasmus выпустили восемь студийных альбомов, два сборника и 24 сингла. Девятый диск, Dark Matters, выйдет 22 сентября после пятилетнего молчания.
11 марта. Театр кошек Куклачёва. Дворец культуры профсоюзов.
Единственная в мире (!) труппа усатых-полосатых представит танцевальный спектакль «Страна Кошландия». Премьеру в дальневосточную столицу везет режиссер и хореограф-постановщик, младший сын Юрия Куклачева Владимир.
В действе, которое объединяет драматический театр, классический балет и цирк, участвуют 38 артистов-кошек, 10 артистов-людей и две собаки. Создатели уверяют, что такого сочетания в истории искусства еще не было.
16 марта. Нуки (Дария Ставрович). Ночной клуб Velicano.
Одна из самых необычных участниц вокального шоу «Голос» и солистка альтернативной группы «Слот» начала свой сольный проект летом 2012 года. Уже в декабре вышло дебютное видео «Бойся» из первого альбома «Живы». В 2015-м увидел свет второй, «Пыльца Лунной Бабочки», а в декабре 2017-го — третий, «Исключения».
23 марта. Венский филармонический Штраус оркестр. СЗК «Платинум Арена».
Известный коллектив исполняет музыку австрийской столицы XIX века. Основу репертуара составляют шедевры Гайдна, Брамса, Моцарта и представителей династии Штраусов. Он успешно гастролирует по Европе, активно сотрудничает с зарубежными музыкантами.
Главный дирижер Андраш Дэак был назван одним из лучших на Международном телевизионном конкурсе имени Яноша Ференчика и выступал с ведущими оркестрами мира.
Подготовила Дарья УЛАНОВА