Специальные выпуски
Чем бы дитя ни тешилось...
Хабаровские психологи отмечают, что воспитание детей стало носить соревновательный характер: умнее, выше, сильнее.
Такой подход поспособствовал появлению большого количества развивающих курсов, где предлагают прокачать различные способности ребенка.
«Хабаровские вести» сделали подборку наиболее необычных детских образовательных программ.
Игры разума
Нейротренинги для хабаровских родителей диковинка. Эта услуга появилась в городе полтора года назад и лишь совсем недавно начала завоевывать доверие взрослых.
— Эта разработка пришла к нам из Америки, где уже давно и успешно используется. В работе задействована нейрогарнитура, которая чем-то напоминает шапочку для процедуры ЭЭГ. Она не подает никаких импульсов или излучения, а просто считывает активность мозга ребенка, — объясняет Евгения Спицына, педагог по нейротренингам в Хабаровске. — Сначала полчаса мы тратим на упражнения, а потом надеваем гарнитуру, чтобы на специальных программах отследить, насколько ребенок сконцентрирован при выполнении различных заданий. Большинство детей приходят к нам с дефицитом внимания и гиперактивностью. Нейрогарнитура способствует тому, чтобы поднять внимательность, настроить мозг на рабочий лад, развивает усидчивость.
Царица наук
А знаете ли вы, что такое ментальная арифметика и для чего она нужна детям? Как ни странно, но активное изучение одного из разделов математики не улучшит знания точных наук. От нее другая польза.
— Ментальная арифметика — это способность быстро считать в уме, — рассказывает тренер Ирина Малыгина. — Еще в СССР упор делался именно на устный счет, без использования калькуляторов и так далее. Это мощная тренировка мозга. Есть мнение, что занятия ментальной арифметикой способствуют развитию связи между двумя полушариями. Дети сперва считают на счетах, а потом и вовсе без них. Также вводим режим многозадачности: делать подсчеты в уме, при этом рассказывая стихи или крутя обруч. Развиваются мелкая моторика, внимание, память, концентрация, увеличивается скорость обработки информации. Все эти навыки помогут, например, при изучении иностранных языков.
Чтение — лучшее учение!
В последнее время часто можно увидеть объявления о наборе на детские курсы по скорочтению. Этот навык помогает быстро улавливать суть прочитанного благодаря использованию особых методик. Например, навык поверхностного чтения, при котором совсем не обязательно читать текст целиком. Чтобы понять основную мысль, достаточно найти ключевые слова: вы читаете по 2—3 слова в начале и конце каждой строки и сразу переходите к следующей. Главное, научиться выхватывать из текста основное и пропускать несущественное. Еще одна методика — подавление внутреннего чтеца (субвокализации), то есть привычки проговаривать текст про себя. Для этого при чтении книги можно, к примеру, слушать музыку, отстукивать пальцами какой-нибудь ритм или считать от 1 до 10.
Кстати, в Хабаровске некоторые организаторы курсов предлагают бесплатные пробные уроки, чтобы родители сами могли убедиться в эффективности метода.
Мальчишки оценят
В дальневосточной столице работает школа элегантных манер. Инициаторами выступили педагоги хабаровского многопрофильного лицея.
— Мы столкнулись с проблемой: школьницы не умеют себя вести, дошло до того, что мальчишки их просто не воспринимают как девочек, — говорит Юлия Рамазанова, директор школы элегантных манер. — Поэтому запустили такие курсы в рамках дополнительного образования. В нашей школе 15 дисциплин: деловой этикет, дресс-код, верховая езда, флористика, актерское мастерство и т.д. Преподаем классическую хореографию, чтобы научить танцевать. На дефиле ученицы узнают секреты красивой походки и ровной осанки. С девочками занимается психолог, проводит тренинги, помогает лучше узнать себя. В рамках фотостайлинга учимся позировать на камеру, проводим фотосессии. Во время уроков стиля разбираем гардероб, делаем укладки, макияж, консультируемся у косметолога. Наша цель — воспитать не просто девочку, а леди.
Рейтинг лучших и помощь облака
Министерство образования и науки Хабаровского края осталось довольным итогами ЕГЭ-2018.
Основной этап проходил в регионе с 28 мая по 2 июля. Единые госэкзамены сдавали 6 033 человека, 5 589 из них — выпускники этого года. Хабаровчан, по данным городского управления образования, среди последних было 2 580.
Внезапный прорыв
В крае действовало 92 пункта проведения экзаменов (ППЭ) с системами видеонаблюдения, металлоискателями и оборудованием для распечатки контрольно-измерительных материалов (КИМов) — в нынешнем году их получали из принтера в каждой аудитории.
Почти во всех случаях процесс прошел без сбоев и эксцессов.
— Было единственное любопытное происшествие, — поделился заместитель министра образования и науки края Виктор Москвин. — В одном из ППЭ нам не удалось использовать диск с КИМами. Однако мы оперативно загрузили материалы из облака в Интернете по защищенным каналам и ни на минуту не задержали экзамен. Это, наверное, технологический прорыв. Возможно, в следующем году мы обойдемся даже без дисков.
Максимальные 100 баллов по русскому языку, истории, физике, химии и информатике удалось набрать 39 экзаменуемым (среди них 22 хабаровчанина, в том числе одна выпускница прошлых лет).
— Хочется отметить, что последние годы четыре школы региона стабильно готовят стобалльников, — подчеркнула министр образования и науки края Алла Кузнецова. — Это хабаровские школа № 80, лицеи инновационных технологий и «РИТМ», а также школа № 16 города Комсомольска-на-Амуре.
Учителя главнее
Доля высокобалльных (больше 80) результатов год из года растет. На этот раз она увеличилась по шести предметам: русскому языку, обществознанию, истории, физике, химии и биологии.
— В крае каждый третий выпускник в 2018 году получил больше 80 баллов на ЕГЭ по английскому языку, а каждый пятый — по русскому, — заметила Алла Геннадьевна. — Также у нас есть 12 школ, в которых 80 баллов и выше по русскому получили более половины учеников.
В почетном списке хабаровские гимназии № 6 и 8, лицеи математический, «РИТМ» и инновационных технологий, школы № 80 и 30. А возглавляет его средняя школа поселка Селихино Комсомольского района.
— Этот факт, на мой взгляд, ставит точку в вопросе про то, чьих заслуг больше в хороших результатах ЕГЭ: учителей или репетиторов, — добавила министр образования и науки. — Вряд ли ученики сельского образовательного учреждения много занимались дополнительно.
Есть в регионе и школы с низкими результатами. Но, по словам Аллы Геннадьевны, в нижней части рейтинга всегда происходит ротация: отстающие учебные заведения меняются, и это радует.
В этом году не преодолели минимальный порог баллов по двум обязательным экзаменам (математике и русскому) всего четыре выпускника края. Еще 31 не справился с одним из основных предметов. Они не получили аттестаты, но смогут попытаться еще раз в сентябре.
А вот те 11 человек, которые были удалены из пунктов за пронос шпаргалок и телефонов, в этом году к тестам уже не вернутся. Четверо из них хабаровчане.
— Могу сказать, что шпаргалок стало гораздо меньше, — отметил Виктор Москвин. — Хитрые выпускники тоже осваивают новые технологии. Как им удалось обойти металлоискатели, мы, конечно, не расскажем. Зато знаем, на что в следующий раз обратить внимание.
Кстати
Среди новшеств, которые предлагают ввести на ЕГЭ в ближайшем будущем, есть предложение добавить в список экзаменов по выбору китайский язык, ограничить участие выпускников прошлых лет с высшим образованием и не допускать нарушителей порядка к повторной сдаче не год, а два года. Никаких конкретных решений по ним пока не принято.
Наука под солнцем
Узнать больше о местных ученых предложили на каникулах студентам учреждений среднего профессионального образования (СПО).
Для ребят из техникумов, колледжей и профессиональных образовательных организаций краевой институт развития системы профессионального образования создал специальную летнюю школу «Ученые Хабаровского края».
— В регионе работают десятки научно-исследовательских институтов и лабораторий, — объясняет координатор проекта Диана Кузнецова. — Но если западные ученые более-менее известны широкой публике, то местные — нет, хотя их достижения не менее значимы.
Школа должна исправить эту досадную несправедливость. В ее рамках студенты учреждений СПО знакомятся с ведущими учеными Хабаровского края и берут у них интервью под чутким руководством наставника — руководителя студенческого научного объединения, а также принимают участие в менторских встречах.
В помощь каждый участник получает так называемый методологический пакет: каталог научно-исследовательских организаций, в которых студент сможет найти ученого схожей со своей профессии, гид для проведения интервью и координаты горячей линии (так можно получить консультацию, организовать разговор по скайпу и т.д.).
По итогам школы издадут информационно-аналитический каталог «Ученые Хабаровского края: интервьюер — студент профессиональной образовательной организации». Выпустить его в свет планируется уже в октябре в качестве подарка к 80‑й годовщине со дня образования Хабаровского края.
Подробности о проекте можно узнать по телефонам: 46‑15‑09, 8‑914‑157-87‑22.
Подготовили Дарья УЛАНОВА и Елена ЯРЕМЧУК, фото Семена СИМОНЕНКО и из архива.
Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru