Специальные выпуски
«Она была в Париже...»
В этом году театральный фестиваль «Амурская осень» поразил своим размахом.
В дальневосточную столицу съехались звезды общероссийского уровня: Елизавета Арзамасова, Агния Дитковските, Нонна Гришаева и др. А на сценах Хабаровского краевого музыкального театра и Театра драмы показали сразу шесть антрепризных спектаклей.
Среди почетных гостей на хабаровской земле оказалась легенда советского и российского кинематографа Лариса Лужина. Та, которая танцевала запретный твист в Каннах в далеком 1962 году, а пару лет спустя стала музой Владимира Высоцкого.
Мечтами и актерскими секретами Лариса Анатольевна поделилась с «Хабаровскими вестями».
О городе
— Вы уже несколько лет не были в Хабаровске, и вот, наконец, приехали в наш город, посмотрели его. Как впечатления?
— Действительно, в последний раз заезжала к вам года три назад и вижу, что даже за это время многое изменилось. Удалось посмотреть храм (на пл. Славы. — Прим. авт.) — очень красивый! Цветет Хабаровск. Заметила, реставрируют у вас старую архитектуру, дома. Хорошо, что уделяют внимание истории. И Амур — шикарная река. Я благодарна фестивалю за возможность увидеть красоту дальневосточной природы. Несмотря на долгий и сложный перелет, понимаю — оно того стоит.
— В этот раз фестиваль в Хабаровске стартовал с гала-концерта. Это войдет в практику?
— Для нас это не первый опыт. Группа артистов собралась и решила показать хабаровчанам все лучшее, что умеет. Когда готовили программу для выступления, смотрели, кто с чем может выйти к зрителю. Я, например, решила читать стихи, так как вокальные данные у меня скромные. Другие, наоборот, любят петь.
Володя…
— Вам сам Высоцкий песню посвятил. Об этом, наверное, многие мечтали.
— Да, она была написана во время съемок фильма «Вертикаль». Хотя с Владимиром мы были знакомы еще раньше, но близко сдружились именно во время съемочного процесса. Наша актерская труппа состояла из шести человек, и я была единственной, кому удалось побывать за железным занавесом тогда, в 1966 году. К тому моменту успела посетить Францию, Иран, Ирландию, Варшаву, Прагу, Осло и другие города и страны. Обо всех своих поездках я рассказывала ребятам, и они слушали меня. А Володя из тех людей, которые все время в движении, хотят увидеть и узнать как можно больше. Он даже в СССР побывал практически везде, в самых удаленных уголках. Конечно же, ему хотелось выехать за границу, что он позже и сделал. И вот он слушал мои рассказы о том, как живется там, за рубежом, а потом написал такую песню, фактически изложив в ней весь мой маршрут.
— Слухов о вашем общении с Высоцким ходит много. И все-таки, были личные истории?
— Меня все об этом спрашивают. Нет, личных историй не было, мы просто дружили, и все, к сожалению. Дурочкой была, не обратила на него внимания тогда. Хотя, может, это и к лучшему, что ничего между нами не было. Так только хорошие воспоминания о нем остались.
Профессия — актер
— Лариса Анатольевна, когда артист готовится к роли, он правда разучивает наизусть все свои реплики? Или во время работы ему кто-то подсказывает, что надо говорить?
— Разумеется, все наизусть учим! Иначе ничего не сыграть. Все надо пропустить через себя, прочувствовать нутром. Текст не просто знать назубок, его следует прожить, чтобы он стал твоим. С современными ролями проще: если где-то забыл, можно импровизировать. А если надо играть по Шекспиру? Вот там ошибка недопустима.
— В чем секрет феноменальной актерской памяти?
— Этот навык тренируется с института. Не зря нас заставляли скороговорки учить, отрывки, стихотворения. Все откладывается в голове постепенно. Артисты реже других страдают Альцгеймером, потому что мозг все время напряжен, в работе.
— Над чем сейчас работаете?
— Играю в трех спектаклях: «Аккомпаниатор», «Александр III» и «Не такой как все». Вообще я не комедийная актриса, мне ближе жанр трагедии, драмы.
Ничего не жаль
— Если бы была возможность вернуться назад и выбрать другую профессию…
— То ничего бы я менять не стала, так как с малых лет мечтала быть артисткой. И это далось мне непросто: проваливала экзамены, поступила не сразу. В другой профессии я себя не вижу, хотя успела поработать манекенщицей, секретарем в министерстве здравоохранения, на кондитерской и фармацевтической фабриках. Как подумаю о том, что пришлось бы мне остаться на фабрике, так лучше повеситься, честное слово! Вставать в шесть утра, выполнять нормативы… Участи не позавидуешь. Жизнь артистки тоже нелегкая, сложно эмоционально, постоянные перелеты. Но, по крайней мере, интересно, получаешь удовольствие от того, что делаешь.
— Кого еще вы бы хотели сыграть?
— О ролях мне мечтать уже поздно. Нет таких возрастных героинь, которых есть желание изобразить на сцене. Ну, если только Ниловну из романа Горького «Мать».
— Где работать проще: на сцене театра или в кино?
— Везде свои трудности. И на съемочной площадке, и в спектакле ты, прежде всего, на работе, и нужно серьезно к ней относиться, отдаваться полностью, не халтурить. Потому что все это увидит зритель, почувствует, что роль ты через себя не пропустил. И не важно где — на экране или на сцене. Если в первые пять минут не захватил внимание людей, то оставшиеся полтора часа тебя никто слушать не будет.
Страна восходящего солнца
Неделю японской культуры подготовили для хабаровчан в Дальневосточном художественном музее.
С 28 сентября начинает работу выставка «Праздник Мацумото Адзума».
— Экспозиция включает в себя 60 графических работ японского мастера Мацумото Адзума, выполненных в оригинальном направлении котодама-арт*, — изображения акрилом японских иероглифов в абстрактном стиле, — говорит Анастасия Бащенко, специалист по просветительской работе ДВХМ. — В своих произведениях он использует элементы воды, огня, металла, дерева, воздуха, изображая их через форму и цвет. Гости выставки, которая продлится до 14 октября, увидят целые истории на бумаге о проблемах человеческого бытия — любви, рождении, счастье.
Прикоснуться к таинственной культуре Японии горожане также смогут через серию мастер-классов, которые пройдут на базе музея.
— Их проведет госпожа Хироко Суда, художница, представительница одной из старейших школ икебаны, — продолжает Анастасия Бащенко. — Всех желающих она обучит этому искусству. Это одна из древнейших традиций этой страны, которая подразумевает под собой составление композиций из живых растений. В основе икебаны лежит принцип простоты и естественной красоты материала.
Также пройдут занятия по японской каллиграфии.
— Это не просто умение красиво писать. Помимо эстетического, в каллиграфию заложен и философский смысл, — отмечает сотрудник музея. — Каждая линия несет в себе глубокий посыл при создании чего-то прекрасного.
Кроме этого, гости мастер-классов примут участие в чайной церемонии.
— Традиции чаепития оттачивались веками и в наше время носят название «Путь чая». Этот сложный и красивый ритуал — часть государственной культуры. У хабаровчан есть возможность попробовать себя в церемонии приготовления излюбленного японского напитка.
Занятия будут проходить три дня — 27, 28 и 29 сентября с 14.00 до 17.00 в ДВХМ. Количество мест ограничено, поэтому требуется предварительная запись по тел. 31-48-71.
*Котодама — древняя философия, учение о первооснове всего сущего, об особой, священной силе слов и звуков.
Шоу-лица ДВ столицы
С 1 октября. «Цирк зверей». Хабаровский краевой цирк.
В краевой центр прибыли династии Филатовых — Клыковых с новой программой, в которой участвуют большое количество животных разных стран мира: леопарды, медведи, обезьяны, собаки, кошки, питоны, пони, попугаи. Артисты цирка приготовили яркие номера под куполом цирка. Опасные трюки продемонстрируют эквилибристы и акробаты. Сопровождают номера артистки шоу-балета, декорации, лазерное шоу и дизайнерские костюмы.
2 и 3 октября. Открытие сезона ДВАСО. Хабаровская краевая филармония.
В рамках программы министерства культуры «Всероссийские филармонические сезоны» хабаровчан приглашают послушать золотые произведения русской музыки. Свой концертный сезон ДВАСО открывает развернутой программой, рассчитанной на два вечера. Музыканты оркестра исполнят симфоническое вступление из оперы М. Мусоргского «Хованщина», оркестровую сюиту из оперы–легенды Римского–Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и др.
3 октября. Гала-концерт памяти Дмитрия Хворостовского. ГДК.
На сцене Дома культуры выступят три баритона, солисты Большого театра: Константин Сучков, Давид Гвинианидзе, Андрей Бреус. Партия фортепиано прозвучит в исполнении Станислава Серебрянникова. В программе хиты из репертуара Дмитрия Хворостовского: арии из опер, жемчужины камерного жанра, эстрадные песни.
8 октября. Концерт Михаила Шуфутинского. Хабаровский краевой музыкальный театр.
Заслуженный артист России отметит свое 70-летие программой из лучших хитов прошлого и настоящего. Ценителей бардовской песни и русского шансона ожидает праздничное шоу. За время творческой карьеры Михаил Шуфутинский исполнил немало хитов. Народными стали такие песни, как «Две свечи», «Третье сентября», «Пальма-де-Майорка», «Не наточены ножи», «За милых дам» и другие.
11 октября. Диана Арбенина и «Ночные снайперы». СЗК «Платинум Арена».
Группа отмечает 25-летний юбилей большим гастрольным туром длиной в два года. Музыканты создали множество хитов: «31 весна», «Ты дарила мне розы», «Рубеж», «Столица», «Актриса»; записали саундтреки к таким фильмам как «Мы из будущего-2», «Распутин», «Интимный дневник Анны Карениной». Для этого турне коллектив подготовил специальную программу: известные и новые песни, световое шоу и уникальную сценографию.
Подготовила Елена ЯРЕМЧУК, фото из архива