Автовести
logo

Специальные выпуски

Автовести

 Используй, но не владей

Каршеринг и карпулинг - стремительно развивающиеся и крайне популярные способы передвижения на машинах во всем мире, в том числе и в России. Правда, многие до сих пор не знают, что это за услуги.

Для начала разберемся в терминах. Каршеринг — это краткосрочная аренда автомобилей. Насколько краткосрочная? Да хоть на пару минут.

Карпулинг — это совместная поездка на автомобиле, когда все участники делят траты между собой.

Теперь подробнее о каждом явлении.

Каршеринг

Этот бизнес зародился на Западе, а потом уже перекочевал в Россию. Его появление связывают с развитием такого явления, как совместное владение. Молодое поколение, не желая брать на себя функцию обладания чем-либо (а значит, нести все расходы по содержанию и обслуживанию), тем не менее хочет этим пользоваться. В нашем случае — машиной.

Если вам, например, нужен автомобиль, чтобы съездить на выходных за продуктами или к родственникам в деревню, зачем тратить огромные суммы на налог, страховку, заправку, мойку, покупку резины и прочего? Да и в принципе отдавать немалые деньги, приобретая автомобиль в собственность. Взял машину в аренду на пару часов - и не беспокоишься ни о чем другом.

По сути, каршеринг — это еще один вид общественного транспорта, только более комфортный.

Российский лидер в этом сегменте, конечно же, Москва. В столице такие услуги предлагают почти два десятка компаний с автопарком более 10 тысяч машин. Хотя каршеринг есть и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Уфе, Грозном и других городах.

Как это работает?

Вы регистрируетесь в одном из сервисов. Как правило, необходимо предоставить  водительское удостоверение, паспорт и заключить договор. Сделать все это можно с телефона, отправив скан или фото документов. Правда, у некоторых компаний есть определенные требования: возраст не ниже 21 года или водительский стаж не менее года.

После регистрации вам доступен любой автомобиль. Приложение на смартфоне покажет, где находится ближайший свободный. Бронируете, и у вас есть 20 минут, чтобы добраться до него, затем  начинает начисляться плата за парковку — около 2—3 руб. в минуту. Подходя к машине, вы проверяете ее внешний вид, состояние, если есть проблемы, сообщаете оператору. Проверяете наличие документов в бардачке, после чего можете ехать. В конце поездки оставляете автомобиль там, где удобно вам. Хоть возле дома. Главное, чтобы в разрешенном месте, не на закрытой парковке или в гараже. Автомобиль становится доступным для следующего клиента.

Цена вопроса

Машину можно брать на несколько минут, часов или дней. Стоимость - от 3 до 8 руб. в минуту, в зависимости от вашего тарифа и времени суток. Взять на день - от 2 000 тыс. руб.

Все штрафы по вине водителя оплачивает пользователь, штрафы по вине компании (например, отсутствие аптечки) — владельцы автомобиля.

При ДТП многие сервисы ограничивают выплаты пользователя 25 тыс. руб. при условии, что водитель не был пьян или не совершил тяжелое правонарушение.

Большая часть автопарка — бюджетные седаны от «Хендай», «Кио», «Фольксваген». Сейчас многие компании запускают премиальный сегмент, где можно арендовать престижный БМВ или «Мерседес». Каждое авто оснащено множеством датчиков, по которым операторы отслеживают положение машины, скорость и другие показатели.

А что у нас?

В Хабаровске как такового сервиса каршеринга нет. Существуют компании, которые сдают автомобили в аренду, но минимальный срок - сутки. Самые дешевые варианты начинаются от 1,3—1,5 тыс. руб. за «Тойоту Пассо»,  «Витц», «Белту», «Ниссан Алмерию». «Фольксваген Поло», «Киа Рио», «Хендай Солярис» обойдутся уже в 2—2,5 тыс. руб. Кроссоверы от 5 тыс. руб., а люксовые автомобили от 10—20 тыс. руб. в сутки.

Как правило, сервисы каршеринга открываются в городах-миллионниках или близких по населению к ним. Поэтому в ближайшее время появления подобного сервиса в Хабаровске вряд ли стоит ожидать. А жаль.

Карпулинг

Сейчас это очень популярный и удобный способ добраться куда угодно. Есть он и в Хабаровске, водителями выступают обычные люди. Суть такова: едет гражданин, например, из Хабаровска во Владивосток на машине. Одному ему скучно, да и траты выйдут от 2 до 4 тыс. руб. только на бензин. А с помощью сервисов карпулинга он может взять с собой несколько человек и разделить траты между всеми. Соответственно, экономят все: и водитель, и пассажиры. Например, добраться из Хабаровска во Владивосток на машине в сервисах предлагают от 1,3 тыс. руб. с человека. Дешевле поезда или самолета!

Карпулинг безопаснее автостопа, потому что ты сам выбираешь водителя, видишь его рейтинг и отзывы. Многие девушки выбирают только те автомобили, где за рулем указана девушка. Оплачивать можно наличными, переводом на карту или как договоришься с водителем. Также можно уговорить автомобилиста заехать за тобой или довезти до подъезда.

Если водитель попытается обмануть, то его рейтинг серьезно понизят и сделают отметку, а если не заплатит пассажир, то он больше никогда не сможет воспользоваться сервисом.

А что у нас?

Поездка с помощью карпулинга из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре обойдется в 600-800 руб., во Владивосток — 1,3—1,5 тыс. руб., в Благовещенск — 800—1,3 тыс. руб. А за 10 тыс. руб. можно доехать до Москвы.


Взять по праву?

 Стоите на светофоре в ожидании зеленого света. Тут в окно стучит человек в погонах и требует отдать ему машину для преследования преступников.

В такой ситуации немудрено растеряться. И как поступать, сообразит не каждый.

Кто берет, того и риски

Первым делом давайте разберемся: законны ли вообще такие просьбы?

— Согласно Правилам дорожного движения, сотрудник полиции имеет право потребовать автомобиль у гражданина, — говорит Александр Баранов, старший инспектор отделения по пропаганде ГИБДД Хабаровска. — Кроме него это могут сделать сотрудники государственной охраны, ФСБ, медицинские и фармацевтические работники. Но не стоит думать, что у автомобилиста просто заберут ключи. Скорее всего, водителя посадят рядом.

Просто так реквизировать машину у человека не получится. Для этого необходимы веские причины, которые прописаны в законе «О полиции». Среди них предотвращение преступления, преследование подозреваемого, проезд к месту преступления, перевозка пострадавших в больницу и прочее. При этом страж порядка, когда забирает автомобиль, берет на себя все риски, и в случае ДТП или других происшествий будет отвечать согласно Гражданскому кодексу России.

Кстати

Дипломаты, сотрудники консульств, международных организаций и водители спецтранспорта могут спать спокойно: у них инспекторы ГИБДД забрать машину не имеют права. 

Деньги или помощь?

Автомобилист, в свою очередь, имеет право попросить документы у человека, забирающего машину. А затем потребовать справку, где указываются данные инспектора, пройденный путь, продолжительность поездки. Это в дальнейшем поможет получить компенсацию от государства, если вашей машине причинят ущерб.

А если отказать сотруднику? Все-таки ничего хорошего в том, чтобы из твоей ласточки выжимали все соки, нет. Тем более когда сомневаешься, что перед тобой настоящий сотрудник полиции. Отказать можно, но в таком случае инспектор выпишет штраф в размере 500 руб. и отправится искать другую машину.

Сумма небольшая, поэтому каждый вправе сам решать, помочь полиции или не рисковать.

— В целом такие случаи в России достаточно редки, — подытоживает Александр Баранов. — К счастью, в Хабаровске подобного не происходило.


Пусть беспокоится страховщик

Добропорядочные автомобилисты не должны нести ответственность за нерадивых водителей. Если в аварии у одного из участников нет полиса ОСАГО или он просрочен, это не значит, что второй человек должен остаться без страховых выплат. Так считают депутаты Государственной думы от ЛДПР, предложившие на рассмотрение нижней палате парламента новый законопроект. Согласно ему, страховая компания, в которой автолюбитель приобрел полис, выплачивает положенные по закону суммы, а затем самостоятельно взыскивает с виновника ДТП компенсацию через суд. 

Правых мало

Чуть более 4 миллионов автомобилей с правым рулем насчитывается в России. Такую статистику приводит агентство «Автостат». На 1 июля 2018 года количество машин с «неправильным» рулем составило 4,15 миллиона штук, 3,5 из которых - легковые. В целом это 8,1 процента от всего автопарка страны.  

Б/у на уровне

Рынок подержанных автомобилей растет. За восемь месяцев 2018 года сегмент увеличился на 2,2 процента и составил 3,5 миллиона машин. Больше 25 процентов продаж пришлось на модели АвтоВАЗа. В лидерах также «Тойота» и «Нисан». Новых машин за этот же период россияне купили 1,05 миллиона штук. При этом в сегменте свежих авто самые популярные модели — кроссоверы.

Стало справедливее

Срок скидки на оплату штрафа продлили. Депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки в КоАП, которые позволяют автомобилистам оплачивать штраф с 50-процентной скидкой, даже если письмо с квитанцией пришло позже 20-дневного срока. Продлением занимается судья или должностное лицо, вынесшее решение о штрафе. Для этого гражданину необходимо обратиться к нему с соответствующим заявлением и доказательством задержки.

Повышения не будет. Пока

Центробанк России решил не расширять тарифный коридор ОСАГО для страховых компаний. Первоначально планировалось, что с сентября порог стоимости полиса вырастет на 20 процентов. Это повлечет рост цены ОСАГО в несколько тысяч рублей. Но аналитика рынка показывает, что убыточность по обязательному страхованию в этом году снизилась. Поэтому в Центробанке отказались от каких-либо изменений до тех пор, пока не закончится детальное исследование ситуации.

Радуйтесь, дальневосточники

Тойота объявила о возрождении легендарной модели «Тойота Супра». Первые сообщения о появлении новой модели японского спорткара появились аж в 2007 году, но до конкретных действий дошло только сейчас. Японский автоконцерн обещает запустить продажи новой «Супры» уже в следующем году. А на фоне ажиотажа от реинкарнации одной модели в компании задумались над возрождением другой культовой спортивной машины — «Тойоты Целика».

Подготовил Михаил КОНДРАТЬЕВ, фото из архива


 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)