Специальные выпуски
Морозова устойчивый формат
Хабаровский учитель придумал социальное школьное шоу, в котором дети вылезают из шкафа, пытаются есть бумагу, пьют валерьянку и раздеваются. И это хорошо.
А еще он умеет преподавать историю и обществознание с помощью компьютерных и настольных игр. Причем так хорошо, что победил в городском конкурсе «Учитель года». Это все Дмитрий Морозов из школы № 38.
Не храпи на конференции
Если прийти в это учебное заведение часика в три, можно наблюдать уникальное природное явление — одиннадцатиклассников, с удовольствием оставшихся после уроков.
— Заходите, мы как раз закончили репетировать! — Никита Ильиных и Лиза Горлова бодры, веселы и прочь от парт особо не торопятся. — Наш Jam!Speech вышел на городской уровень, готовимся.
Jam!Speech — это нечто среднее между научным слэмом, стэндапом и дискуссионным клубом. Такой формат пришел на ум учителю истории и обществознания Дмитрию Морозову в прошлом году после того, как он сам поучаствовал в научном слэме (и, кстати, выиграл его), а потом посидел на обычной школьной конференции.
— Там было 15 человек, и они выступали на темы, которые не были интересны ни им самим, ни жюри, ни другим выступающим, — вспоминает он. — Закончилось все тем, что парень на задней парте просто уснул. И я в очередной раз подумал, что так делать точно не надо.
Вот и сделал по-другому, а его ученики сразу откликнулись. Еще бы: наставник, который прямо посреди учебного процесса режется с тобой в «Манчкин»* (с пользой для дела!) и учит писать эссе для экзаменов на примере компьютерных стратегий, плохого не предложит.
Это личное
— Так вот они, ваши методические пособия, — киваю на гору коробок с настолками, занимающую почти всю среднюю полку на стеллаже. «Диксит», «Имаджинариум», «7 самураев» — ассортименту позавидует любое молодежное антикафе.
— Да-да-да, они самые, — смеется педагог. — По тому, как небрежно они навалены друг на друга, легко понять, что сегодня ими уже пользовались. А вот для примера наши учебники.
Дмитрий указывает рукой в другой конец кабинета. Там на подоконнике высится образцово аккуратная стопка.
— В компьютерные игры тоже играем, — продолжает он. — Да, прямо на уроках. Например, на основе одной из стратегий можно изучить историю Древнего Египта. А если что-то идет не так, это же отлично! Есть возможность закричать: «Ага! Историческая неточность: в Египте ячмень не выращивали».
В общем, найдя альтернативу учебной скуке, учитель взялся за скуку внеурочную. И попал точно в цель, потому что главное в проекте Jam!Speech — личности выступающих.
— Это не совсем научный слэм, — к разговору присоединяется Лиза. — Мы сделали ставку на уникальный опыт, который есть у каждого, и наши спикеры рассказывают о том, что их действительно волнует. Были у нас и курьезные выступления, и разговоры на серьезные темы. Так что юмор есть не всегда, зато обязательно присутствует личная история.
На первый джем (так команда называет свои мероприятия) пришли больше 20 зрителей. На последний — около 90. Из-за такого наплыва его даже пришлось перенести в школьный коридор. Ажиотаж понятен, когда каждый спикер изо всех сил пытается сделать так, чтобы было не скучно.
— Я, например, вылезал из шкафа с бутылкой, играл на гитаре, пил валерьянку и раздевался, — подхватывает Никита. — И все это в одном и том же выступлении! О чем говорил? О биткоинах, виртуальных деньгах. Но на самом деле не столько о них, сколько о том, как я боюсь выступать. Вот и делал все, чтобы преодолеть свой страх.
Сомнений хочется!
Можно ли ускорить изучение иностранного языка? Чем плохи стандарты красоты? Как найти баланс между готом и кадетом? Может ли прогресс вредить жизни? Это только малая часть тех вопросов, которые за прошлый учебный год успели обсудить участники Jam!Speech. Пять мероприятий, 22 спикера, и как итог — повышение уровня… подготовки к урокам: когда видишь, какую феерию можно сделать из доклада про финансы, как-то стыдно просто бубнить у доски.
— А теперь мы решили поделиться этой крутой штукой со всем городом, — говорит Дмитрий Морозов. — Да, было боязно — все-таки у нас тут домашняя дружественная атмосфера. Но мы почувствовали, что уперлись в потолок, а хочется, чтобы интерес не потерялся.
Место для первого общегородского джема предоставил коворкинг «Точка кипения». Туда и приглашают всех желающих 27 октября в 14 часов. Сначала, правда, нужно зарегистрироваться по ссылке leader-id.ru/event/11274, но тем, у кого вдруг не получится, обещают помочь на месте.
— Темы проанонсируем прямо перед событием, — обещает Лиза. — Их можно будет найти в нашей группе «ВКонтакте» vk.com/jamspeech.
— А есть такие, на которые еще не говорили, но очень хочется? — интересуюсь я.
— Скорее, есть интересные люди, которых мы еще не нашли, — отвечает Никита.
— Например, подросток, который испытывает сомнения по поводу своей дальнейшей жизни, — добавляет Дмитрий. — Было бы здорово, если бы он ими поделился.
— А общая мечта есть?
— ЕГЭ в стиле джема! — хором кричат ребята.
И вздыхают:
— Жалко, что так нельзя.
* «Манчкин» — ироничная карточная игра со смешными героями и дурацкими монстрами.
Для собственной культуры
Осенью 1873 года, 145 лет назад, в Хабаровке появилась первая школа.
Больше 15 лет с момента своего основания пост Хабаровка провел вообще без учебных заведений. Грамоте местных жителей обучал священник при Иннокентьевском храме в свободное от служб время.
Дело благородное
— Ситуация изменилась, когда селение посетил великий князь Алексей Романов, — рассказывает лектор-экскурсовод музея истории Хабаровска Светлана Коваль. — Во время своего визита он предложил нашим купцам позаботиться о создании образовательного учреждения. Нужно было воспитывать русских людей, хабаровчан, иначе в соседстве с мощной чужой культурой можно было остаться без собственной. Взамен им обещали благородные титулы.
Михаил Чардымов, Андрей Плюснин и Илиодор Рафаилов решительно взялись за дело. Первый выделил на содержание школы личные средства в размере 700 рублей в год, второй пожертвовал дом с участком, а третий взялся за организацию учебного процесса.
В конце сентября 1873 года одноклассное смешанное училище распахнуло двери, и за парты сели десять мальчиков.
— Великому князю была отправлена телеграмма с просьбой назвать его Алексеевским в честь высокого визита, — продолжает Светлана Викторовна. — Где точно находилось это деревянное здание, сейчас неизвестно. Предположительно, на улице Шевченко, на подъеме от нижнего рынка (ныне речной вокзал) к Соборной (теперь Комсомольской) площади.
Алексей Романов также сдержал слово. В музее истории города есть документ о присвоении Чардымову потомственного почетного гражданства именно за это благое дело.
Серебряное усердие
Организаторы содержали училище десять лет. В 1884 году его передали городскому бюджету. А в 1888-м на работу туда приняли молодую учительницу Наталью Чернявскую, с именем которой связана вся дальнейшая история учреждения.
В 1889 году училище стало двуклассным женским. Наталья Елеазаровна преподавала с большим усердием. Она также вела занятия у воспитанниц Иннокентьевского приходского училища и даже была его попечительницей. И труд не остался незамеченным: в 1895 году генерал-губернатор Сергей Духовской объявил ей благодарность, а в 1899-м она получила серебряную медаль с надписью «За усердие».
Примерно еще через десять лет училище преобразовали в четырехклассную прогимназию, а ее начальницей единогласно избрали Наталью Чернявскую, которая к этому времени преподавала уже 20 лет и заслужила уважение многих горожан.
В 1910 году прогимназия получила новое здание, в 1915-м — статус гимназии, а к 1917-му — второй этаж. Между этими датами в 1913 году общественность широко отметила 25-летие педагогической деятельности Натальи Чернявской. В ее честь городская дума учредила две стипендии для учениц из числа бедных.
— Наталья Елеазаровна была уникальным человеком, — говорит Светлана Коваль. — Она продолжила работать и после революции, когда учебное заведение стало женской гимназией № 2, а в 1923 году, уже при новой власти, получила звание «Герой труда».
Умерла Наталья Чернявская в 1944 году. Перестала существовать и гимназия. А вот ее здание — небольшой двухэтажный дом сразу за театром драмы — стоит до сих пор и выполняет все ту же функцию: сейчас там находится центр технического творчества.
Не путай Азию с Евразией
В России стартовало национальное исследование качества образования по географии.
В нем участвуют более 50 тысяч детей из 80 регионов, в том числе 185 семиклассников и 204 десятиклассника из восьми школ Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Ванинского, Амурского и Хабаровского районов.
Тесты назначены на сегодня и 18 октября соответственно. Учеников седьмых классов будут проверять на знание крупных географических объектов, материков, океанов, частей света и особенностей природы нашей планеты, умение работать с географической картой, таблицами, графиками. В десятых классах больше внимания уделят специальным терминам, таким как плотность и естественный прирост населения, миграция, формы правления.
Цель исследования — повысить уровень преподавания предмета и в целом по стране, и в отдельно взятых регионах и школах. При этом наказаний или отрицательных отметок за низкие результаты не предусмотрено — организаторы хотят получить объективную картину уровня школьных знаний.
В ближайших планах также исследования по физкультуре (апрель 2019 года) и математике (октябрь 2019 года).
Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива. Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru