Щит и меч потребителя
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя

Короче и уже

 «Заказала кровать одного размера, а получила другого. Можно ли ее вернуть?» — с таким вопросом в городской сектор по защите прав потребителей обратилась Екатерина Г. 

Девушка объяснила, что в интернет-магазине выбрала кровать, которая подходила по всем параметрам. Оплатила покупку, и через неделю товар доставили домой. Параметры кровати (длина, ширина и высота), указанные в документах, которые прилагались к товару, полностью соответствовали тем, что были в заказе, а вот сама кровать — нет. Она оказалась немного уже и короче.

Как объяснила Светлана Ткаченко, в этой ситуации надо руководствоваться статьей 12 закона «О защите прав потребителей», согласно которой покупатель вправе потребовать замены или уменьшения цены либо вовсе вернуть качественный товар, если продавец не предоставил полную и достоверную информацию о нем.


Что написано пером

Устно заявив о своем требовании, хабаровчанин уже два месяца ждет, пока оно будет удовлетворено.

Дома, внимательно рассмотрев приобретенный в магазине спиннинг,  Павел А. увидел дефект, который не позволит долго эксплуатировать снасть, и уже на следующий день обратился в магазин с требованием вернуть деньги. Продавец с претензией согласился, записал реквизиты карты, которой хабаровчанин оплачивал покупку, и заверил, что через три дня деньги вернут. Прошло почти два месяца, а средства за спиннинг на карту так и не поступили. Что делать и как быть?

— Никаких устных договоренностей, только письменные, — убеждена Екатерина Можейко. — Если вы купили товар с дефектом, то надо обратиться к продавцу с письменным заявлением и выдвинуть свое требование. Это может быть замена товара, уценка, ремонт либо расторжение договора купли-продажи и возврат денег. Причем для каждого из требований законом установлен свой срок, в случае нарушения которого покупатель вправе претендовать на выплату неустойки в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки. На возврат денег и уменьшение цены закон отводит продавцу 10 календарных дней, на замену — 7 дней (при необходимости дополнительной проверки до 20 дней), на гарантийный ремонт — не более 45 дней.       


Докажешь — получай

Осенние туфли приобрела весной 2017-го, благополучно относила их три сезона, а этой осенью обнаружила, что появились потертости, которых на кожаном изделии (в чеке и на коробке указано, что туфли кожаные) быть не может. Вправе ли я предъявить продавцу претензию и вернуть товар? 

Алиса У. 

— Закон дает покупателю право предъявить претензию по качеству товара в течение двух лет, — сообщила Екатерина Можейко. — Но если гарантийный срок закончился, то проводить экспертизу и доказывать, что товар некачественный,  должен покупатель. В случае, когда эксперт подтвердит наличие в товаре производственного дефекта, потребитель может потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы.


Три часа и… рассыпался

 Новенький шуруповерт радовал хозяина всего два дня, а на третий работать отказался.

Мужчина обратился в сервис, где инструмент довольно быстро восстановили. Хозяин забрал его, но уже на следующий день вынужден был отнести обратно, так как шуруповерт вновь вышел из строя. Специалисты мастерской, изучив неполадки, вынесли вердикт: в изделии рассыпался подшипник, а это уже не гарантийный случай, так как данный агрегат является комплектующей, значит, ремонт выполняется за счет покупателя. Хозяин инструмента с такой постановкой вопроса не согласился и обратился за консультацией в городской сектор по защите прав потребителей.

— Возмущение покупателя вполне понятно: выходит,  что комплектующие данного инструмента рассчитаны максимум на три часа работы, но в качественном товаре такого  быть не может, — поделился Алексей Кондратьев. — Мы посоветовали мужчине обратиться в магазин, где был куплен шуруповерт, и выдвинуть требование о замене некачественного товара.  Далее решать продавцу, если он посчитает  нужным, то может провести экспертизу, чтобы установить причину неполадок. Окончательное решение будет зависеть уже от ее результатов.


В сервис после

Купил автомоечный комплекс «Керхер», через полгода он начал протекать, а потом и вовсе сломался. Товар еще находится на гарантии, но в магазине сказали сразу нести его в сервис. Как надо поступать в такой ситуации?

Юрий Г.

В городском секторе по защите прав потребителей посоветовали в случае проявления дефектов в товаре  в период действия гарантийного срока сначала с заявлением, в котором обязательно указать свое требование (ремонт, замена, возврат или снижение стоимости), обратиться к продавцу. После этого товар можно оставить в магазине, а можно самому доставить в сервисный центр. Там, прежде чем приступить к ремонту, проведут диагностику, и далее все зависит от ее результатов. Если покупатель с ними не согласится, то он вправе потребовать от магазина проведения экспертизы. Пока товар находится на гарантии, экспертиза проводится силами продавца и за его счет. 


Сам продал, сам вези

 Кто должен доставить в сервис некачественный  телевизор (холодильник, духовку или микроволновку) в период действия гарантийного срока? 

Об этом хабаровчане часто спрашивают специалистов городского сектора по защите прав потребителей.

— Порядок доставки товара весом более 5 кг или крупногабаритного для уценки, ремонта, замены и возврат его покупателю прописан в статье 18 закона «О защите прав потребителей», — подчеркнул Алексей Кондратьев. — Сделать это должен продавец (изготовитель) своими силами и за свой счет. Если у него такой возможности нет, то покупатель может доставить сам, и тогда продавец обязан возместить ему понесенные расходы. При этом закон не устанавливает ограничений расстояния по доставке крупногабаритных товаров ненадлежащего качества.  


Бесполезные ожидания

Почти год новоселы не могут приобрести и установить мебель в квартире, потому что застройщик, выполнявший ремонт, не желает устранять недостатки.

Пятна на обоях, появившиеся по причине не просохших стен, и дефекты укладки ламината не позволяют установить встроенную мебель. А на все обращения хозяев квартиры ответ у исполнителя один — «подождите».

В городском секторе по защите прав потребителей советуют в такой ситуации действовать строго по закону. Начинать надо с письменного заявления с требованием об устранении недостатков и указанием конкретных сроков. Составляется такой документ в двух экземплярах, один из которых остается на руках у заказчика. Если в установленный срок недостатки не будут устранены, то потребитель вправе выдвинуть иное требование, в том числе расторжение договора и возврат уплаченных средств, а также потребовать выплаты неустойки за каждый день просрочки в размере трех процентов от стоимости услуги, но не более нее.       


Нужные знания

Сразу пять участников первого этапа городского конкурса по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний среди студентов получили максимальный балл.

В этом году конкурс проходит уже в 13-й раз, но впервые за все время в нем участвуют сразу 29 команд, из которых 10 ссузовских, а остальные от высших учебных заведений.

Как рассказала председатель жюри Светлана Ткаченко, в первом этапе конкурса — тестировании — по семь человек из каждой команды должны ответить на 100 теоретических вопросов, касающихся законодательства о защите прав потребителей. Впервые сразу семь конкурсантов, пятеро из них являются студентами ссузов, а двое получают высшее образование, ответили верно на все вопросы.   

По итогам тестирования жюри конкурса определило 15 команд, вышедших во второй тур, семь ссузовских и восемь вузовских. Порадовали университет экономики и права, так как  сразу три команды этого вуза (разные факультеты) вышли в финал, а также медицинский, участвующий впервые и сразу показавший отличный результат тестирования. 

Второй этап конкурса состоится 1 и 2 ноября  для ссузовских и вузовских команд соответственно. Там студентов ждут три испытания: визитка, горячая линия и домашнее задание, тема которого в этом году «Бизнесмен дорогой, потягайся ты со мной».


Ищи причину

Купил в магазине шесть энергосберегающих лампочек в одной упаковке. К ним прилагался вкладыш, в котором указано, что гарантийный срок — два года.  Но две из них перегорели буквально через неделю. Могу ли я вернуть их в магазин как некачественный товар? И еще такой нюанс: в чеке, выданном продавцом при покупке, указан гарантийный срок — 12 месяцев.

Евгений А. 

— Такое право у покупателя есть, — разъяснил Алексей Кондратьев. — Необходимо написать претензию продавцу, который вправе провести экспертизу и установить причину. Если лампочки перегорели, например, из-за перепада напряжения, то деньги не вернут. А если будет установлено, что товар ненадлежащего качества, то покупатель может обменять его на качественный или потребовать возврата денег.

Что касается гарантийного срока, указанного в чеке магазина, то это не имеет силы. По закону продавец не может установить гарантийный срок меньше определенного производителем: либо такой же, либо больше.   

Подготовила Нина ЖИГУНОВА совместно с сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска

    




Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)