Специальные выпуски
Сложнее, чем Вася
В городе новый конфликт вокруг уличного искусства: на этот раз сняли скульптуру из металлических прутьев, которую художница Анастасия Шаргородская установила в обшарпанной нише на улице Пушкина.
Спор с пенсионерами-собственниками возник еще на этапе монтажа. «Такие сооружения призваны украшать город, а это уродует», — считает жительница дома С. Мальцева. Однако молодые художники не согласны. Они, похоже, теперь не хотят делать «красиво» — им это больше не интересно.
Искаженные лики
Все началось примерно два года назад, когда на стенах, гаражах и заборах стали появляться странные вытянутые лица-маски и надписи «100%». Нарисованные небрежно, парой движений, они вызвали у горожан очень бурную реакцию.
— Мне эстетически неприятно, почему я должна на это смотреть? — возмущается преподавательница русского языка и литературы Наталья Солдатова.
— А мне, наоборот, очень интересно, — говорит выпускница школы культурной журналистики PRO ARTE Светлана Гордиенко. — Это что-то типа тайной переписки. А еще все это сырое, случайное, спонтанное — мне нравится, что есть живое присутствие.
Пока люди спорили и гадали, что означают лица-маски, автор странных граффити Никита 100% успел поучаствовать в четырех художественных выставках (инкогнито), попасть в исследование для триеннале российского современного искусства и получить приглашение расписать европейский музей.
Не бейте художника
— Что за лица? Это в каком-то роде автопортреты, — объясняет Никита. — Неосознанно получилось, правда.
Искореженное изображение, наскоро впечатанное в унылый пейзаж, — автопортрет? Такое вот впечатление от своего присутствия в городе? Заставляет задуматься. Но это простая история для быстрого диалога со зрителем. Есть и более сложные граффити, выполненные в местах, где никто не отвлекает, или на холстах.
— Они тоже без четких контуров, очень экспрессивные, на любителя, — говорит молодой художник. — Например, в Чехии, где я жил год, у меня купили несколько картин — там люди к такому более открыты. А вот когда делал перфоманс для Дальневосточного художественного музея, один из гостей даже хотел со мной подраться, настолько ему не понравилось…
Местные художники, впрочем, к Никите благосклонны — возможно, потому, что знают, где корни его стиля. Здесь много от неоэкспрессионизма 1970-х и образов Жана-Мишеля Баскии — знаменитого представителя течения. Он тоже начинал с граффити.
— Мне много откуда пишут: ребята с запада России, например, люди из Италии, Испании, — рассказывает граффитист. — Из Чехии приходило приглашение музей расписать. Но не получилось: туда ведь еще нужно добраться на какие-то деньги. У меня тогда их не было.
Он признавался, что в Хабаровске его мало кто понимает, а потому этой весной все-таки перебрался в Питер. И уже успел появиться на западных выставках.
Треугольные звери
Неоднозначных личин в городе почти не осталось — закрасили. Теперь их место заняли странные животные: два треугольника — тело и голова, линии вместо лап. Больше всего они напоминают лисиц.
— Вообще-то, это собачки, — поправляет меня 19-летняя Ксюша (Xusha), их создательница.
Летом она поступила на бюджет по специальности «Архитектура и дизайн» с очень высокими баллами по академическому рисунку. Так что изобразить кувшин с цветами или древнегреческий профиль может легко. Но не хочет.
— Пейзажи еще люблю писать — будто медитируешь, — говорит девушка. — Но это личный процесс, результаты которого я не очень стремлюсь показывать. Граффити — совсем другое. Это как повесить картину в общественном месте. И еще, конечно, бунт, мол, вот я какой опасный.
Для таких целей, по ее мнению, лучше всего подходит как раз течение, которое называют «грязным граффити» (dirty graffiti): диковатые, примитивные, но эмоциональные рисунки, как будто художник-неумеха очень хотел выразить переполняющие его чувства, зачеркивал, переделывал, а потому получилось неровно, с лишними линиями и деталями.
Хотя она и утверждает, что бэкграунд у них с Никитой разный, тоже уважает авторов-семидесятников:
— Только мне ближе не Баския, а Кит Харинг, его товарищ. Он менее известен, но тоже очень крутой. Не могу сказать, что я на них ориентируюсь, просто это моя опора, моя почва.
Не задевает ли ее, что люди считают такие работы уродливыми?
— Ну, они много что таким считают, — пожимает плечами Ксюша. — А я, например, думаю, что это красиво. И не одна я. Хотите честно? Все эти тщательно прорисованные работы вообще не кажутся мне актуальными. По крайней мере, не помню ни одной, которая меня задела бы. Хабаровский стрит-арт должен быть более наивным и душевным.
Послесловие
В городе она не одинока: в похожем стиле рисуют, к примеру, Влад Шуба (его знаки — кобра и горшки с цветами) и Сергей Mawzer. И их посыл сложнее, чем «здесь был Вася». Волей-неволей напрашивается мысль: может, эти ребята со своими наивными рисунками просто нас… просвещают?
Кстати
— Такие объекты должны согласовываться с администрацией города и собственниками дома, а авторы — заранее представить, что это будет, — не раз обозначал официальную позицию главный архитектор Хабаровска Аркадий Корзун.
Как ни странно, граффитисты согласны с таким строгим отношением. Ведь если их начнут одобрять, культура потеряет свою суть.
Летопись на YouTube
Видеопередача о дальневосточной музыке с благородным названием «Отоночё» открыла второй сезон.
Идея совместить живые концерты с неформальными интервью и записать все на камеру пришла к музыканту Игорю Антоненко и оператору Виталию Векслеру в прошлом году. С этого момента они смонтировали 10 выпусков об исполнителях и группах из Хабаровска, Владивостока и даже Магадана.
— Сейчас никто этим не занимается, а у нас были все возможности: аппаратура и помещение, — говорит Игорь, перешагивая через провода с небольшой камерой на треноге.
Его команда в этот момент устанавливает микрофоны и осветительные приборы — в арт-пространстве Platonnika стартуют съемки нового выпуска. Только вот зрителей теперь нет и имена героев не раскрываются.
— Это потому, что мы решили сделать второй сезон… внезапным, — объясняет автор проекта. — Каждый выпуск будет как сюрприз. Хотя есть и вполне земные причины: помещение у нас маленькое, когда приходит много людей, всем становится неудобно. К тому же, теперь мы снимаем и на репетиционных точках: у многих музыкантов тяжелое оборудование.
Те же, кто выступает налегке (в этот раз задействованы всего два синтезатора), приходят в гости к съемочной команде. Здесь их потчуют сначала вкусным кофе, а потом — задиристыми вопросами: Игорь ведет каждую передачу сам и явно тщательно готовится.
— Конечно, каждый раз мне очень многое не нравится и в моей собственной работе, и в съемках, — признается он. — Но всему свое время. От выпуска к выпуску мы растем, и это видно.
Расти, по его словам, будет и возраст гостей. Если в первом сезоне упор делался в основном на молодую музыку, то теперь в планах пригласить группы со сценическим опытом в 20 лет и более. Какие — конечно же, секрет.
— Как попасть в передачу? Ну, у нас есть традиция: каждая команда или исполнитель, которые попали на съемки, прямо в ходе интервью приглашают к нам кого-то из коллег, — продолжает Игорь. — Хотя бывают и те, кого мы зовем сами.
А вообще, планы, по его словам, уже расписаны на год вперед. Тем более что теперь у «Отоночё» появились еще и новости. Их можно найти в группе проекта «ВКонтакте», где есть и видео (vk.com/otonocho), или в сети Instagram (@otonocho).
«Мона», «Восточное Шоссе», «Лев, Шиншилла, Батискаф»… Хорошо, если вы успели услышать эти хабаровские коллективы вживую. Теперь они доступны только в записях. Так что «Отоночё» — это еще и своеобразные летописцы региональной музыкальной истории.
— Да, по сути, этим мы и занимаемся, — отмечает Игорь Антоненко. — А почему нет? Нам не лень.
Шоу-лица ДВ столицы
4 ноября. «Платинум Арена». «Хор Турецкого».
Коллектив под руководством народного артиста России Михаила Турецкого признан рекордсменом по популярности. Кредо музыкантов: на сцене звучат только живые голоса. И какие! Десять исполнителей представляют всю палитру мужского вокала и способны заменить оркестр. Прибавьте мощную энергетику артистов и доверительное общение с публикой — все это позволяет называть группу музыкальным феноменом 21-го века.
8 ноября. Игорь Бутман. Хабаровский краевой музыкальный театр.
Самый известный российский джазмен, признанный за рубежом. Президент США Билл Клинтон говорил о Бутмане: «Мой самый любимый из ныне живущих джазовых тенор-саксофонистов». Народный артист России, лауреат Госпремии, обладатель медали ЮНЕСКО «Пять континентов» и бесчисленных профессиональных наград, неоднократно выступал в Карнеги-холле, Линкольн-центре и на других престижных площадках мира. Игорь Бутман известен и тем, что является организатором международных фестивалей, где молодые музыканты имеют возможность заявить о себе.
10 февраля. Танцевальное шоу Ляйсан Утяшевой Bolero. «Платинум Арена».
Эта театрально-танцевальная постановка не поддается точному жанровому определению. Классический театр и живое искусство, музыка, перформанс и современный танец переплетаются с гимнастикой. Музыку для проекта написал Райан Оттер, автор идеи и вдохновитель, исполнительница главной роли — гимнастка и телеведущая Ляйсан Утяшева.
22 ноября. Народный грузинский хор «Сулико». Хабаровский краевой театр драмы.
Коллектив при Тбилисском государственном театре оперы и балета им. З. Палиашвили давно приобрел известность во Франции и Германии, Швейцарии и Бельгии, России и Израиле, выступая с сольными концертами. В составе ансамбля ведущие солисты театра, в репертуаре классические оперные и хоровые произведения, народный и городской фольклор, церковные песнопения.
23 ноября. Группа «БИ-2». «Платинум Арена".
Белорусская альтернативная рок-группа и ее основатели — Шура и Лева — в 2017 году выпустили альбом «Горизонт событий» и уже презентовали его более чем в сорока городах России. В Хабаровске песни из альбома прозвучат впервые. Специально для выступления разработана уникальная сценография, новое световое и видео-шоу, в корне отличающиеся от того, что группа делала в последние годы.
Подготовили Дарья УЛАНОВА и Екатерина СПЕРАНСКАЯ. Фото Дарьи УЛАНОВОЙ и из архива.