Специальные выпуски
Тимуровец на колесах
К добровольческой деятельности начали привлекать инвалидов.
В Хабаровске заработал проект инклюзивного волонтерства «Мы вместе» на базе молодежного центра «Поколениум». Он направлен на вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в волонтерскую деятельность для их социализации, развития творческих и коммуникативных навыков. Кроме того, ребят обучат основам проектной деятельности, впоследствии любой из них сможет участвовать в грантовых конкурсах. Помимо образовательной части разработана культурная программа: походы в кино, музеи и театры.
— Приглашали воспитанников более 30 заведений. В итоге около 10 учреждений не смогли принять участие — там дети младше 14 лет. Но заявок от ребят 12—13 лет поступило много, поэтому сейчас обсуждаем возможность снизить возрастное ограничение, — рассказала Анна Кальницкая, начальник отдела разработки и внедрения социальных и грантовых программ центра «Поколениум». — Проблема и в том, что многие боятся выходить в мир: пугают новые мероприятия, знакомства. Поэтому к нашему предложению поначалу относились с опаской. Переживали и родители, звонили, уточняли, кто-то пришел вместе с ребенком.
Чтобы развеять последние опасения аудитории, с мотивационной речью выступил один из сотрудников центра, а также участник проекта Станислав Матушевич. Он перенес тяжелую черепно-мозговую травму, из-за чего испытывает проблемы с координацией и речью, но это не мешает ему полноценно жить и работать.
Обмен опытом
За каждым участником проекта закреплен куратор. В основном это студентки Хабаровского педагогического колледжа, многие из которых пришли не только делиться знанием и опытом в волонтерской деятельности, но и получить профессиональные навыки.
Девушки обучаются на специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании». И как признаются, для них это способ убедится в выборе профессии, а также набраться ценного опыта. Так, начинающие сурдопереводчики специально просили приставить их к слабослышащим участникам.
А вот для будущих волонтеров это способ поверить в себя и стать смелее в обществе.
— В детском доме с удовольствием помогал в любой общественной деятельности с малых лет, — вспоминает Виталий Ракшин, выпускник Хабаровского промышленно-экономического техникума. — И этот проект рассматриваю как возможность начать всерьез заниматься любимым делом. Здорово, что ребятам с ограниченными возможностями здоровья дают шанс быть на равных. У меня самого диагноз связан с нервной системой. Не раз меня пытались как-то оскорбить, но я все равно занимаюсь волонтерством и не обращаю внимания на негатив.
Идеи для старта
Присоединиться к проекту «Мы вместе» решило довольно большое количество инвалидов, однако вместить всех «Поколениум» не смог. Поэтому организаторы планируют провести еще три ознакомительные встречи.
— Отдельно пригласили ребят из ТОГУ, у них довольно большая делегация из 30 человек, — рассказывает Анна Кальницкая. — Также предстоит решить вопрос с колясочниками. К сожалению, мы не можем пригласить их в наш центр. Несмотря на то, что есть пандус и перила, туалет не оборудован должным образом.
После обучения участников торжественно посвятят в волонтеры, тогда они смогут принимать участие в различных краевых и городских мероприятиях. В качестве пилотных проектов станут конкурс инновационных социальных проектов, краевой конвент «Молодежь Востока России: здоровьесбережение», «Чемпионат кейсов» (командное состязание по решению практических задач) и зимний фестиваль «Снежные гонки» (состязания на санях).
Кстати
Идет поиск волонтеров для участия в проекте Хабаровской епархии «Особенное счастье», направленном на поддержку семей с детьми-инвалидами. Будет организована работа семейного клуба в Свято-Елисаветинском храме, планируется открыть инклюзивные классы в воскресных школах, а еще наладят регулярное посещение детского дома-интерната в п. Березовка. Желающие принимать участие в поездках могут обращаться по телефону 8-914-187-16-70.
Посадил дед репку...
Месячник, посвященный Международному дню инвалидов, открыли театральной постановкой в центре внешкольной работы «Планета взросления».
Состоялась премьера спектакля «Репка», роли в котором исполнили дети с ограниченными возможностями здоровья.
Нескучная учеба
К двухминутной постановке готовились с начала осени. Репетиции не всем давались легко — некоторых ребят пришлось обучать игровым навыкам. Трудно было и с запоминанием последовательности и реплик.
— Начинали с настольного театра, с помощью макета с декорациями и фигурок прорабатывали роли, потом учились держать руку, используя пальцевые куклы, — рассказывает Оксана Отрокова, педагог дополнительного образования центра. — Особый прогресс заметен у детей, которые не говорят полными фразами. И то, что они смогли выучить несколько реплик для роли, — огромное достижение. Правда, со сцены речь никто так и не услышал, но мы заранее записали фонограмму с ребятами.
Как отмечают специалисты центра «Планета взросления», кукольный театр — это не просто успешный метод социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, но и отличный способ развития речи. В игровой форме ребята быстрее улучшают этот навык.
Дети солнца и дождя
Успех воспитанников — заслуга не только педагогов, но и родителей. Они не остались в стороне и при подготовке к театральному выступлению — вместе с чадами сделали ширму для кукольных постановок. В дальнейшем декорации будут использовать для других спектаклей. На очереди «Теремок» и новая версия «Репки», вместо кукол детям достанутся маски с изображением персонажей. Так стать актерами смогут даже воспитанники с самыми тяжелыми диагнозами.
Скрытые трудности
Развитие проекта требует участия специалистов разного профиля.
— Насколько хватит ресурса у ребенка освоить ту или иную деятельность — один из частых вопросов от родителей. Например, синдром Дауна имеет разные степени тяжести, и у деток с одним диагнозом разные возможности, — говорит педагог-психолог Марина Цыбиктарова. — Родители делают огромную ежедневную работу, их вклад в воспитание не может заменить работа со специалистом. Однако даже в самых любящих семьях есть угроза эмоционального выгорания. На проработку навыков, которые у здоровых детей формируются практически сами собой, нужно много времени и сил. Кроме того, приобретенные умения необходимо ежедневно поддерживать, иначе они угаснут. А эмоциональная отдача от ребенка минимальна либо ее нет вовсе. Особенно это касается тех, у кого диагностировано расстройство аутистического спектра. В такие моменты опускаются руки.
Хрупкий мир
За душевным состоянием и настроением родителей в центре внимательно следят. Как признаются специалисты, если в семье нет психологического комфорта, то работа с ребенком даст минимальные результаты, а в некоторых случаях приведет к регрессу.
— Хорошо, если ребенком занимаются все члены семьи, но ведь нередка ситуация, когда с проблемой остаются один на один, — продолжает Марина Викторовна. — И тут может проявиться одна из самых больших проблем — неприятие. Что ребенок не такой, как другие, возможности ограничены, а мир принимает его иначе. Это болезненное знание для родителя. Над этим нужно работать, иначе останется только злость и обида.
В «Планете взросления» проходят индивидуальные консультации и занятия для родителей, где раскрывают тонкости воспитания любимых чад с особенностями здоровья, а также оказывают психологическую поддержку.
Белая трость
13 ноября в мире отметили Международный день слепых.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в 2018 году около 1,3 миллиарда человек в мире живут с той или иной формой нарушения зрения. Легкие формы отмечаются у 188,5 миллиона человек, от умеренных до тяжелых — у 217 миллиона, а 36 миллиона человек поражены слепотой. Причем чаще всего недуги появляются уже после 50 лет.
Приблизительно 80 процентов всех случаев нарушения зрения, отмечающихся в мире, считаются предотвратимыми. Однако ВОЗ предупреждает: в связи с ростом и старением населения возрастает риск того, что нарушения зрения будут развиваться у большего числа людей.
Подготовила Юлия БОЛОШЕНКО, фото автора