Добрый город
logo

Специальные выпуски

Добрый город

 Сообщество будущего

Пластилин, леденцы от икоты, фруктовый лед, батут, зубная щетка для космонавтов, снегоход, ласты, азбука для слепых… Что общего? Все это было изобретено детьми. Их безграничная фантазия легко рождает вещи, придумать которые взрослые просто не в силах.

Учащиеся хабаровской школы № 12 изобрели устройство, которое поможет слепым и слабовидящим людям совершать покупки в магазинах. Проект победил на Международном конкурсе детских инженерных команд.

Очки-поводырь

 В последнее время в Хабаровске создается более-менее благоприятная социальная среда для людей, имеющих проблемы со зрением: светофоры со звуковыми сигналами, специальная плитка на тротуарах, позволяющая ориентироваться в пространстве. Но  этого недостаточно, считают ребята из коллектива научного сообщества учащихся школы. Их проект нацелен на еще большую оптимизацию городской среды для таких людей — помочь самостоятельно совершать покупки в продуктовых магазинах. Реализацией идеи занялись пять юных инженеров, уже имеющих огромный опыт участия в подобных соревнованиях.

— Форма очков была выбрана из-за эргономичности, - рассказывает Никита Важничин. — Над линзами размещена электроника. Все, что нужно сделать человеку, — надеть очки и сообщить, что он намеревается купить. Устройство это услышит, составит оптимальный маршрут и «поведет» по магазину, подсказывая и предупреждая о препятствиях.

Для того чтобы такие очки работали, в магазине должны быть размещены QR-коды – символы, позволяющие устройству находить нужные продукты. Гаджеты, по задумке ребят, будут доступны для посетителей, как и корзинки для продуктов. Это, конечно, подразумевает социальную ответственность бизнеса, понимают изобретатели. Впрочем, коммерческое обоснование проекта они тоже подготовили. И опробовали свое устройство в местном супермаркете.

Артем Ипатов, один из разработчиков устройства, стал его испытателем. Он признался, что сначала было довольно страшно не видеть ничего вокруг себя и двигаться исключительно по информации, звучащей в наушниках. А потом просто доверился прибору. И все получилось. Хотя осадок в душе молодых людей остался.

- Большинство людей старались уступить дорогу пилоту, - рассказывает Никита Важничин. - Понимали, что человек ничего не видит. Но немало оказалось и тех, кто просто игнорировал или специально толкал его. Было довольно неприятно. 

Финал конкурса состоится в декабре в Санкт-Петербурге. На демонстрации изобретений школьников будут присутствовать потенциальные заказчики. Но даже если такие не найдутся сразу, ребята уверены, что смогут выпустить пилотный образец, который обязательно привлечет инвесторов, и в обозримом будущем проект будет реализован.

Они — будущее Хабаровска

В успехе амбициозных планов молодых людей уверена и руководитель научного сообщества учащихся школы Олеся Артемьева. Это она учит своих воспитанников идти вперед, развивать и обосновывать свою идею, не стесняться – звонить, предлагать, убеждать. И пускай не все получится так, как хотели. В итоге ребята находят себя, считает учитель:

— Пройдя этот путь от идеи до ее воплощения, они уже мыслят по-другому и ведут себя иначе: это спокойные, уверенные в себе и своих возможностях люди. У них есть достижения, а это формирует высокую самооценку. Именно высокую, а не завышенную.

Двери кабинета Олеси Артемьевой открыты до позднего вечера, и учащиеся знают, что к ней можно прийти с любыми идеями: здесь их выслушает взрослый человек и не опустится до снисходительной ухмылки, а подскажет, как фантазии превратить в реальность. И все действительно получается. Ребята, увлеченные журналистикой, написали и выпустили в свет книгу «Мы - это Хабаровск, Хабаровск - это мы!». Самостоятельно звонить, знакомиться, брать интервью у известных горожан было страшно, но справились. Другой проект школьников — соус для рыбы из дальневосточных растений – зимой пройдет апробацию в одной из приморских компаний по производству морепродуктов.

На столе у руководителя научного сообщества школьников несколько толстых тетрадей. В них записаны все идеи ее воспитанников. Одни уже воплощаются, другие еще домысливаются.

— И что интересно, - замечает Олеся Артемьева, - ребята очень любят свой город, и все их мысли направлены на то, чтобы сделать его еще краше, лучше, удобнее, современнее. И готовы работать даром, только бы процветал.


Волонтер в культуре

 Лектор-экскурсовод из Хабаровска получила грант на создание добровольческого центра в музее им. Н.И. Гродекова.

Летом на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида» в  Крыму  сотрудник музея Наталья Лапченко успешно защитила идею создания волонтерского центра при музее.

— Увидеть себя в списке победителей было неожиданно,  - делится выпускница Санкт-Петербургского института культуры. — И только тогда пришло осознание: проект же надо теперь реализовывать!

Музей и раньше привлекал волонтеров для проведения  творческих акций и мероприятий, таких как «Ночь в музее» и «Ночь искусств». Пока в основном выручают друзья и знакомые сотрудников.

— На одном из молодежных фестивалей проводили опрос: чего молодежи не хватает в нашем городе? —  рассказывает Наталья Лапченко. — Большинство респондентов ответили, что у творческой молодежи в Хабаровске нет возможности самореализоваться. Чтобы пробиться, нужны связи, иначе никуда брать не хотят. 

Есть еще одна проблема: молодежь редко приходит в музеи. Волонтерский центр, по задумке автора проекта, должен эту ситуацию исправить. Музей выйдет из роли хранителя коллекции и станет творческой площадкой для тех, кто хочет реализовать свои таланты и способности. Молодые добровольцы будут сами предлагать идеи для выставок и мероприятий, разрабатывать и проводить квесты, интересные программы, мастер-классы. Возможность заявить о себе появится у любого желающего.

Первые добровольцы сейчас проходят обучение в Академии волонтеров и одновременно готовят новогоднее мероприятие в музее. Что это будет, пока держится в тайне.

— К Новому году что-то выдадим, — смеется Наталья. —

Мы намерены серьезно заняться проведением занятий для тех социальных групп людей, которые сами не могут прийти в музей. Одно из важнейших направлений в нашей работе - социально-культурное волонтерство. И нести культуру в массы будем мы.


Учила самостоятельности

В городе появился проект #ПАМЯТНИКЗЕМЛЯЧКЕ, посвященный выдающимся  женщинам Хабаровска и края, достойным собственных монументов. Его цель — рассказать об их вкладе в дальневосточную историю. Мы решили помочь. 

В первом зале музея истории города есть небольшой уголок, посвященный дореволюционному образованию. Там на женском манекене висит старинное коричневое ученическое платье. Такие носили воспитанницы первой женской гимназии, которую основала Екатерина Николаевна Рамзайцева.

Она перебралась в Хабаровск в начале 1890-х из Томска, где работала учительницей и занималась благотворительностью, бесплатно обучая неимущих чтению. В Хабаровске тоже сначала давала частные уроки, но потом набрала несколько постоянных учениц и решила, что ее девочки достойны лучшего.

 «…Была у меня начальница женского училища Рамзайцева с пятью учительницами (все жены офицеров),  — писала в воспоминаниях Варвара Духовская, супруга генерал-губернатора. — Рамзайцева, собственно, и учредительница этого женского училища, которое началось с шести девочек, приходивших к ней на дом заниматься… Теперь строится новое здание для училища, которое, мы надеемся, скоро переименуется в женскую прогимназию; очень бы хотелось нам устроить в ней интернат. В настоящее время в трехклассном училище находится 38 учениц… Я только что избрана почетной попечительницей».

Гимназия открылась 30 августа 1894 года в деревянном доме на улице Протодьяконовской (теперь Фрунзе). Она была рассчитана на 130 воспитанниц и 22 интернатки. Но уже через пять лет было построено новое кирпичное здание. Там же на нижнем этаже расположилась и квартира самой Екатерины Николаевны — она предпочитала лишний раз не покидать свое учреждение.

Но это не значит, что воспитанницы проводили время только за уроками, хотя обучение и считалось консервативным. Екатерина Рамзайцева отлично организовывала праздники и балы.

«Рамзайцева устроила в военном собрании интересный концерт с участием лучших здешних музыкальных сил, — вспоминала княгиня Духовская. — Пели m-me Ивановская, жена инженера, и сапер Викентьев, Дзярский играл на скрипке, военный инженер Жеребцов — на рояле, доктор Романовский — на виолончели, полковник Осовский великолепно прочитал стихи...»

Ну а самодеятельные спектакли с участием ее учениц собирали множество зрителей.

В 1906 году в гимназии открылся профильный педагогический класс. После окончания обучения выпускницы сами могли зарабатывать себе на жизнь преподавательским трудом.

Подготовили Екатерина СПЕРАНСКАЯ и Дарья УЛАНОВА, фото Екатерины СПЕРАНСКОЙ и из архива

  

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)