Специальные выпуски
Происхождение неизвестно
«На механические дефекты наша гарантия не распространяется, поэтому обменивать товар или возвращать деньги мы не будем». Такой ответ получил горожанин на свою претензию по поводу некачественного автомобильного двигателя.
Контрактный двигатель на автомобиль он приобрел вполне официально. Продавец даже предоставил десятидневную гарантию. Перевозкой и установкой занималась другая фирма. Но после завершения всех работ выяснилось, что эксплуатировать двигатель невозможно из-за большой трещины. Автовладелец обратился к продавцу, так как гарантийный срок не истек, но тот сказал, что выданная гарантия распространяется на скрытые производственные дефекты, а механические недостатки можно было выявить при осмотре.
— Ситуация неоднозначная, — считает Екатерина Можейко. — Определить, что данный дефект был при продаже, а не возник во время перевозки или установки проблематично. По закону у покупателя есть право потребовать от продавца проведения независимой экспертизы. Поэтому рекомендуем тщательно осматривать товар во время покупки на наличие механических дефектов.
Продавец без магазина
Новенький комплект постельного белья после первой же стирки полинял и поблек, но помочь хозяйке, пользуясь Законом «О защите прав потребителей», специалисты не смогли.
— Женщина обратилась к нам с просьбой составить претензию к интернет-магазину, в котором ей продали некачественное постельное белье, — рассказала Екатерина Можейко. — Когда же мы стали разбираться, то выяснили, что комплект ей продала гражданка, которая в соцсетях организовала группу, принимала заявки от подписчиков и оптом закупала у производителя товар. Факт покупки заявительница подтверждала чеком «сбербанка онлайн», в котором получателем денежных средств указано физическое лицо. Когда обе стороны сделки являются физлицами, Законом «О защите прав потребителей» такие отношения не регулируются. Мы разъяснили женщине ее права и посоветовали обратиться в суд, но руководствуясь уже статьями Гражданского кодекса РФ.
Уверен? Докажи!
Два года проносив кожаные берцы и изрядно их истрепав, мужчина решил, что причина потери вида в ненадлежащем качестве. И обратился в магазин с требованием вернуть деньги.
По словам Светланы Ткаченко, закон дает потребителю право предъявить претензию по качеству товара в течение двух лет, даже если установленный продавцом гарантийный срок истек. Но в этом случае доказать причину дефекта должен именно покупатель. В Хабаровске это можно сделать, обратившись в Торгово-промышленную палату и оплатив услугу. Если эксперты установят, что товар действительно имеет производственный дефект, то на основании выданного акта продавец должен вернуть потребителю уплаченные за изделие деньги, а также возместить расходы на проведение экспертизы. В противном случае затраты покупателю никто не компенсирует, но за ним остается право обратиться в суд.
А отбивную упакуйте
Еще в начале октября заказали новогодний банкет в ресторане, внесли предоплату, но в ноябре нам поступило более привлекательное предложение. Мы сообщили, что отменяем заказ, и попросили вернуть предоплату, но нам отдали только половину — 7,5 тыс. руб. Администратор объяснила, что ресторан отказал обратившимся после нас посетителям и тем самым потерял клиентов, поэтому 7,5 тыс. руб. они оставляют в качестве компенсации упущенной прибыли. Законно ли это?
Арина У.
— Согласно статье 32 Закона «О защите прав потребителей», гражданин вправе на любой стадии расторгнуть договор на оказание услуг и потребовать возврата предоплаты, фактически оплатив уже понесенные исполнителем расходы, — подчеркнула Екатерина Можейко. — Но свои расходы исполнитель должен обосновать. В данной ситуации заявление об упущенной выгоде несостоятельно. До даты еще больше месяца, а значит, у заведения достаточно времени найти новых клиентов. Когда же заказчик отказывается за день-два до банкета, то, возможно, какие-то заготовки уже сделаны, и расходы необходимо оплатить, но при этом потребитель может забрать продукты или готовые блюда. Если в добровольном порядке исполнитель отказывается вернуть всю сумму, есть основание обратиться в суд.
Сезонное летоисчисление
В январе 2017-го купила норковую шубу. Продавец выдал чек, в котором указал, что гарантийный срок данного товара — два года. Но этой осенью обратила внимание, что швы на изделии расползлись и посыпался мех. Я обратилась к продавцу, но тот даже слушать меня не стал, заявив, что шубу проносили уже два сезона. А так как это сезонный товар, гарантийный срок в два года уже истек. Как быть в этой ситуации?
Екатерина Балкова
— Для нас, конечно, стало открытием, что продавец считает гарантийный срок товара сезонами, — заметила Светлана Ткаченко. — Таких норм в законодательстве нет, в расчет берется только календарный год, по которому гарантийный срок истекает в январе 2019-го. Поэтому отказ продавца неправомерен. Покупательница должна написать претензию, а продавец принять товар, провести экспертизу и установить причину недостатков. Если эксперт подтвердит их производственный характер, то магазин должен вернуть деньги. Отказывается действовать по закону? Обращайтесь в суд.
Почта вам в помощь
Писать заявление о том, что у него не принимают заявление, предложили мужчине в одном из салонов сотовой связи Хабаровска.
Как разъяснил горожанин, обратившись в сектор по защите прав потребителей, он купил смартфон, который в период действия гарантийного срока вышел из строя. В салоне некачественный товар забрали на ремонт, сообщив, что на устранение поломки потребуется 45 дней. Через пару дней хозяин гаджета решил вновь обратиться в салон, чтобы на время ремонта попросить другой телефон. Он написал соответствующее заявление, но продавцы отказались его принимать. А на вопрос мужчины, что же тогда делать, предложили написать заявление о том, что они отказываются принимать заявление.
— Мы посоветовали потребителю направить свое заявление почтой с уведомлением, — сообщила Светлана Ткаченко. — А на будущее рекомендуем в претензии по качеству товара выдвигать не только требование об устранении недостатков, но и о предоставлении товара с такими же потребительскими свойствами на период ремонта. На исполнение последнего требования закон отводит продавцу 3 дня. В случае нарушения срока неустойка составляет один процент от стоимости товара за каждый день.
Постановлением Правительства РФ утвержден перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. В него включены транспортные средства, мебель, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета (фен, бритва, щипцы для завивки волос и прочее) и для обработки пищи (чайник, микроволновая печь, миксер и другие), а также гражданское оружие и его элементы.
Теория с практикой
Отличное знание законодательства обеспечило командам победу в городском конкурсе по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний среди студентов.
В финал конкурса по итогам заочного этапа тестирования вышли 15 команд: 7 ссузовских и 8 вузовских.
Как рассказал Алексей Кондратьев, с тестированием лучше всех справились команды Хабаровского колледжа отраслевых технологий и сферы обслуживания и Российского государственного университета правосудия. В первой команде на все сто вопросов правильно ответили пять ребят, во второй — двое.
Команда колледжа безошибочно ответила и на вопросы горячей линии, чем в итоге обеспечила себе победу в конкурсе среди команд учреждений среднего профессионального образования. Второе место у ребят из промышленно-экономического техникума, которые лучше всех справились с домашним заданием, а третье — у команды Хабаровского автодорожного техникума.
Среди вузов победа досталась студентам Российского государственного университета правосудия. Второе и третье места у команд Хабаровского государственного университета экономики и права с факультетов международных отношений и юридического соответственно.
За договором в офис
Заплатив деньги, горожанка так и не дождалась обещанной услуги.
Обратившись в сектор по защите прав потребителей, женщина сообщила, что через социальные сети нашла фирму, которая занимается перетяжкой кожаной мебели. Она позвонила по указанному телефону, озвучила свой заказ, а также уточнила, зарегистрирован ли данный предприниматель, имеет ли он юридический адрес и офис. Получив утвердительные ответы, женщина сказала, что подъедет в офис для оформления заказа. Но мужчина заметил, что у них много работы, застать их на месте сложно, поэтому он сам приедет к ней домой. Приглашать незнакомца в квартиру заказчица не решилась, а потому они оговорили нюансы и подписали договор непосредственно в автомобиле исполнителя. Получив 100 процентов оплаты (70 тыс. руб.), предприниматель обязался в течение 14 дней перетянуть два кожаных кресла и такой же диван. Но ни через две недели, ни через три работа не была выполнена. Мужчина отвечал на звонки, от заказа не отказывался, объясняя задержку большой загруженностью. Когда же горожанка, составив претензию, приехала по указанному в договоре адресу, то никакого офиса там не нашла.
Специалисты сектора посоветовали ей обращаться в полицию, потому что на лицо признаки мошенничества. А потребителям напоминают, что нельзя верить на слово. Если планируете воспользоваться услугой предпринимателя или предприятия, то договор надо заключать непосредственно в офисе, прежде лично убедившись, что у исполнителя есть документы о регистрации. И конечно, не стоит сразу отдавать всю сумму, правильнее внести предоплату, а полностью рассчитаться, когда работа будет выполнена.
Подготовила Нина ЖИГУНОВА совместно с отделом защиты прав потребителей администрации г. Хабаровска