Специальные выпуски
Выбирай с детства
Профориентация юных хабаровчан недавно стала темой одного из итоговых заседаний городского думского комитета по социальным вопросам.
По словам начальника управления образования администрации Хабаровска Ольги Лалетиной, сегодня эта работа в системе образования начинается с дошкольной ступени, причем сразу с прицелом на инженерное образование:
— В шести детских садах (№ 1, 126, 137, 167 «Родничок», 202 и «Родничок» проводятся дополнительные занятия по научно-техническому направлению. Примерно 530 ребят занимаются информатикой, программированием и конструированием в кружках «Леготехника», «Роботенок», «Юный техник», «Легостудия», «Техно-робототехника».
Профориентационная работа с учениками проводится во всех муниципальных школах. Около 80 процентов учеников 1—8-х классов участвуют во встречах с людьми интересных профессий, начиная с 7-го класса ребята посещают дни открытых дверей в вузах и ссузах, с 8-го — участвуют в мероприятиях с привлечением центра занятости и открытых уроках на хабаровских предприятиях.
— Образовательные учреждения сотрудничают с хлебозаводом «Колос», пожарной частью № 4, заводом «Амуркабель», локомотивным депо, ООО «Транснефть — Дальний Восток», судостроительным заводом и так далее, — отметила Ольга Сергеевна.
Также в школах вводится новая, а точнее, хорошо забытая практика — совместно с ссузами организуются элективные курсы, по результатам которых старшеклассники получают профессиональную квалификацию.
Так, лицей «Ступени», школа № 51 и экономическая гимназия сотрудничают с Хабаровским техническим колледжем по профилям «делопроизводство», «сварочное дело» и «основы электромонтажа». Школы № 6 и 32 имеют такой же договор с колледжем отраслевых технологий и сферы обслуживания по направлениям «3D-моделирование», «управление станками» и «автодело».
Кроме этого, популярны физико-математическая и архитектурная школы при ТОГУ и школа юного медика при городской больнице № 10. Последнюю в 2017/18 учебном году посещали 60 старшеклассников, 36 из которых поступили в медицинский колледж и университет.
Для формирования интереса к рабочим профессиям в городе проводится конкурс профмастерства JuniorSkills. В этом году в нем приняли участие 39 команд из 16 школ. Они соревновались по семи компетенциям, среди которых 3D-прототипирование, системное администрирование, предпринимательство, лабораторный химический анализ и другие.
В общеобразовательных учреждениях функционируют целые образовательные кластеры по шести направлениям: здравоохранение, экономика, педагогика, юриспруденция, инженерно-техническое и военное образование. Последнее, к слову, реализуется в 15 общеобразовательных учреждениях, в шести из них открыты кадетские классы.
Большой вклад в эту сферу, по мнению Ольги Лалетиной, вносит и фестиваль школьных проектов «Хабаровск. НАШ». В 2017/18 году на школьный этап было подано 456 заявок.
Доклад городских депутатов вполне удовлетворил. По их словам, осталось сделать так, чтобы лучшие хабаровские выпускники не покидали родной регион или возвращались после учебы в университете.
Да будет топ!
Экономическая гимназия вошла в 100 лучших школ России (номинация «Лучшая гимназия – 2018»).
Руководитель учреждения Кристина Бакалэ награждена почетным знаком «Директор года — 2018».
Федеральный конкурс проводился уже шестой раз в рамках VII Всероссийского форума «Школа будущего». Организатором выступает независимый общественный совет, в состав которого входят представители комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, комитетов Госдумы по образованию, науке и наукоемким технологиям, директора школ и ссузов и другие.
Форму придумают ученики
В России объявлен национальный конкурс школьника-дизайнера «Талант, согревающий добром».
Он не похож на привычные форматы — главным образом потому, что его вдохновителем стала 12-летняя московская школьница Александрия Лаптева. Притом это не первая инициатива девочки — под таким же названием уже запущен конкурс поэтов-песенников.
На этот раз школьницу заинтересовал вопрос школьной формы, ее качества и доступности. По данным Министерства промышленности и торговли РФ и мониторингов Роскачества, около трети от всех образцов школьной формы, представленных на прилавках, либо произведены с нарушением стандартов, либо вовсе содержат ткани и материалы, оказывающие негативное влияние на здоровье ребенка.
Решить эту проблему она предлагает просто: форму должны создать сами ребята.
— В течение учебного года и на каникулах все, кто дружит с творчеством и хочет нарисовать будущее своими руками, смогут придумать те образы, создать те модели школьной формы, которые им действительно хотелось бы носить каждый день, — подчеркивает Александрия.
Конкурс проводится на всей территории России и за ее пределами в три этапа:
— первый (до 1 октября 2019 года) — прием заявок;
— второй (октябрь — ноябрь 2019 года) — работа жюри;
— третий (ноябрь — декабрь 2019 года) — подведение итогов и награждение победителей.
Участники будут состязаться в трех возрастных группах: 6—9, 10—13 и 14—18 лет. Победителей будут определять в десяти номинациях: лучший эскиз комплекта школьной формы для мальчиков и девочек — учеников начальной школы, средних и старших классов, лучший эскиз комплекта для занятий спортом, для трудовой и внеклассной деятельности, а также лучший эскиз галстука, принта, знака-нашивки и школьного рюкзака.
Работы в бумажном или электронном виде нужно отправить оргкомитету конкурса, снабдив эти материалы описанием, фотографией и координатами автора. Они принимаются по электронной почте konkurs@alexandriamusic.ru с темой «Конкурс школьника-дизайнера» или по адресу: 626026, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 44д, оф. 1703.
Стало сложнее
Сто из 2 681 одиннадцатиклассника краевого центра в нынешнем году не справились с итоговым сочинением.
Это 3,7 процента — больше, чем прошлой зимой. В крае незачет получили 7 процентов школьников (в 2017 году — 2 процента). Судя по этой статистике, новые задания явно дались нашим старшеклассникам сложнее.
Самой популярной в регионе стала тема «Почему жестокость разрушительна?». Ее выбрали 41,2 процента участников. Второе место у вопроса «Какого человека можно назвать праздным мечтателем?» — он заинтересовал 21,1 процента школьников. Тему «Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?» предпочли 17,1 процента ребят.
На выполнение работы давалось 3 часа 55 минут. При написании можно было пользоваться орфографическим словарем, однако не все ограничились только им: двух школьников в крае пришлось удалить за наличие мобильного телефона и шпаргалки.
— Кроме того, 21 хабаровский одиннадцатиклассник писал изложение, — добавила главный специалист городского управления образования Анна Скачкова. — Это подростки с ограниченными возможностями здоровья или пребывающие в закрытых учреждениях. С ним справились все.
Ребята, получившие незачет, не написавшие работу по уважительным причинам и удаленные с сочинения, имеют право на вторую попытку 6 февраля или 8 мая 2019 года.
Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото из архива