Специальные выпуски
Главного глазами не увидишь
О том, как создать комфортные условия для посетителей с инвалидностью, обсудили на очередном занятии «Школы экскурсовода» в Дальневосточном художественном музее (ДВХМ).
Подняться по довольно крутой уличной лестнице могут только люди без проблем с опорно-двигательной системой, остальным требуется пандус. Однако статус исторического здания создает ряд сложностей для обеспечения условий для маломобильных групп населения. Так, в музее маловероятно появление лифта для колясочников, нельзя даже заменить межкомнатные двери, проемы которых недостаточно широки.
— К сожалению, без сопровождения люди на колясках не могут посещать наш музей, — рассказывает Анастасия Бащенко, специалист по просветительской деятельности ДВХМ. — Причем если мы предлагаем помощь сопровождающих из числа сотрудников, то часто отказываются. Для инвалида коляска — это часть личного пространства, поэтому обычно рядом кто-то из друзей или близких.
Ценные знания
И хотя путь от дома до музея не всегда легок, инвалиды в заведении культуры частые и желанные гости. И будущим экскурсоводам нужно учиться находить индивидуальный подход к каждому такому посетителю. Например, если человек потерял зрение в течение жизни, ему легче объяснить цвет, чем тому, кто его никогда не видел. Придется подключать воображение, использовать ассоциации или сравнивать с эмоциями.
— Неужели среди слепых востребовано визуальное искусство? — удивляются начинающие специалисты.
— Эта категория людей — внимательные слушатели, они с удовольствием получают новую информацию о мире, — продолжает лектор. — Расскажите им не только о картинах, но и о жизни художника, историю создания. Кроме того, это ценная возможность дополнительного общения и новых знакомств.
Искусство под пальцами
На самом деле музеи уже давно проводят специальные тактильные экскурсии, причем популярны они среди всех категорий посетителей. С помощью специальных перчаток (без защиты частые прикосновения повредят ценные экспонаты) можно почувствовать особенности фактуры или температуру изделия. А креативные экскурсоводы могут даже предложить принять изображенную позу, чтобы сильнее проникнуться искусством.
В хабаровском музее подобного опыта не было. Однако специалисты настроены оптимистично и даже предполагают, что в качестве первых экспонатов могут выступить народные игрушки из методического фонда или деревянные скульптуры одного из местных мастеров.
А чтобы сделать искусство еще доступнее и понятнее, в музее планируют набрать в «Школу экскурсовода» слабослышащих людей. Инклюзивная группа может появиться уже в феврале. Также скоро начнется подготовка к визиту слепоглухих людей. Они первыми посетят учреждение в апреле следующего года.
— В музее нет ставки сурдопереводчика, в принципе, в учреждениях культуры это большая редкость, — отметила Анастасия Бащенко. — Специалистов по жестовой речи приходится привлекать со стороны, однако они не всегда способны должным образом передать слова экскурсовода. Все зависит от словарного запаса слушателей и переводчика.
Бумажное творчество
Также в рамках занятия начинающим экскурсоводам рассказали о тактильной копии картины Кузьмы Петрова-Водкина «Дочь рыбака». Ее специально достали из запасников музея на время проведения всероссийской инклюзивной акции «Музей для всех!».
Рельефная репродукция создана по специальной технологии, благодаря четко очерченным границам персонажей и объектов слепые и слабовидящие знакомятся с искусством с помощью пальцев.
В рамках акции для посетителей музея обустроили мастерскую художника, где каждый желающий мог потрогать материалы и инструменты, необходимые для создания картин. Участниками стали посетители краевой специализированной библиотеки для слепых.
— Рвали бумагу на мелкие кусочки и складывали из них картинку, я сделала вот такую елочку. А еще закрашивали отпечаток ладони и рисовали пальцами, — рассказывает хабаровчанка Юлия Махровская. — И хотя я очень люблю рукоделие: плету макраме и занимаюсь бисероплетением, рисовать особо не пробовала. Но оказалось, это очень интересно. Теперь хочется заняться этим всерьез.
И хотя акция «Музей для всех!» прошла всего второй раз, к ней присоединилось более 300 культурных учреждений, в том числе и музей им. Гродекова. Для инвалидов провели бесплатные экскурсии.
Инклюзивное искусство
Декаду инвалидов закрыли творческим занятием в краевой специализированной библиотеке для слепых.
В нем участвовали обычные школьники и ребята с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники школы-интерната для глухих и слабослышащих привезли с собой поделки: цветы из бисера и бумаги, тряпичные куклы, расписные деревянные изделия. Среди ребят много одаренных рукодельников.
Не менее талантливы и ученики школы-интерната № 2, которые создают пластилиновые мультфильмы, несмотря на проблемы со зрением. Их работы нередко побеждают в краевых конкурсах. В копилке достижений и два третьих места на фестивале «Новые имена стран Азиатско-Тихоокеанского региона».
— Мы давно планировали подобное инклюзивное мероприятие, чтобы дети научились лучше понимать друг друга, — рассказала Ирина Домбровская, заместитель директора библиотеки. — В рамках мероприятия, посвященного закрытию декады инвалидов, прошли мастер-классы по изготовлению оберегов и новогодних матрешек. А представители одного из клубов технического творчества привезли модели роботов-сумоистов.
Отскрипели качели
Уже несколько лет ребятам из детского сада, созданного при школе-интернате № 1 для детей с нарушениями слуха, негде играть на улице.
Еще 14 лет назад были навес, качели и песочница. Со временем изношенные конструкции демонтировали, чтобы обезопасить ребят, но новые так не установили.
Мне сложно оставаться равнодушным, когда вижу детей на пустой игровой площадке. Тем более что мой ребенок посещал этот детский сад в 2000-х. Я до сих пор благодарен сотрудникам за воспитание и заботу и поэтому много раз предлагал им свою помощь. Договаривался с владельцами крупной хабаровской торговой сети о приобретении бытовой техники и электроники, с городским управлением культуры — об установке детских горок. Однако руководство детского сада отказывается принимать любую помощь, но и своими силами ничего не решает.
При этом с другой стороны заведения расположена полностью оборудованная площадка для воспитанников школьного возраста. Почему хотя бы там нельзя гулять с детьми?
Почти четыре года пытаюсь изменить ситуацию. Обращался в различные инстанции на уровне города, края, писал уполномоченному по правам ребенка, но пока безрезультатно. Неужели дети-инвалиды так и не получат детскую площадку?
В.Н. Морозов
Сила мысли
Протестирован новый нейроинтерфейс* для парализованных людей.
Мозговой имплант BrainGate2 позволяет инвалидам сидеть в Интернете, отправлять электронную почту и слушать музыку — устройство переводит мозговые сигналы в инструкции для компьютера в реальном времени.
В исследовании приняли участие три полностью парализованных человека, которые смогли использовать обычные планшеты для отправки электронной почты, прослушивания музыки. Двое других испытуемых общались в чате в реальном времени. А еще им удалось заказать продукты в онлайн-магазине и сыграть на цифровом пианино.
Добровольцам, участвовавшим в исследовании, были имплантированы электроды в область мозга, которые помогают контролировать движения. При определенной мозговой активности курсор на дисплее планшета передвигался.
Технология имплантирования в мозг микрокомпьютеров существует уже несколько лет. Однако в этом исследовании американским ученым удалось задействовать мозговую активность для управления не модифицированными, а обычными гаджетами.
Результаты могут оказать существенное влияние на жизнь людей, страдающих неврологическими заболеваниями, травмами или потерей конечностей.
* Нейроинтерфейс — система, созданная для обмена информацией между мозгом и электронным устройством.
Азбука на пальцах
Разработан видеокурс «Русский жестовый язык для детей».
Он создан по заказу Министерства труда и социального развития РФ для формирования базовых практических навыков общения на русском жестовом языке с детьми с нарушением слуха.
Видеокурс ориентирован, в первую очередь, для слышащих родителей малышей с нарушениями слуха (до трех лет). Также он может быть полезен тем, кто интересуется русским жестовым языком, в том числе студентам и педагогами.
Обучающие материалы размещены на интернет-портале «Жить вместе» — это официальная страница государственной программы РФ «Доступная среда».
Подготовила Юлия БОЛОШЕНКО, фото Юлии БОЛОШЕНКО, Владимира МОРОЗОВА и Анастасии БАЩЕНКО.