Специальные выпуски
Транспорту — дорогу!
Одна из самых важных для полноценной жизни города отраслей — транспортная. Именно от ее слаженной работы зависит, как задастся день у тысяч хабаровчан, не опоздают ли на службу и учебу, с каким настроением они отправятся домой.
— Все, что намечали на 2018-й, удалось выполнить, — говорит Сергей Суковатый, начальник управления транспорта администрации Хабаровска. — Сто процентов подвижного состава подключено к автоматизированной системе оплаты проезда. Пятнадцать новых автобусов российского производства компании VOLGABUS, работающих на газомоторном топливе, приобретено за счет городского бюджета на сумму 87,8 млн руб. Обновляют парк коммерческие перевозчики. Всего в уходящем году в обновление подвижного состава вложено более 1,2 млрд руб.
В течение года практически весь подвижной состав подключен к автоматизированной системе учета и оплаты проезда «Электронный проездной — Хабаровск». На электротранспорте введены в систему электронные проездные.
Самые открытые
Наладить конструктивный диалог между пассажирами и транспортниками пытается ассоциация «Независимый союз пассажирских перевозчиков Хабаровска» (НСПП).
2018-й — год активного наступления ассоциации по всем фронтам. Начался он с борьбы за остановочные пункты, захваченные автомобилистами. Из-за припаркованных машин автобусы не попадали в карман, а 33-й маршрут и вовсе мог намертво застрять посреди бульвара. На самых проблемных остановках — возле ДК профсоюзов и на Уссурийском бульваре — появились знаки, запрещающие парковку личного транспорта. Сейчас ассоциация ставит перед собой задачу добиться модернизации остановки «Большая». Ее, по мнению перевозчиков, надо сделать закрытой — по типу соседней «Павленко», чтобы оградить общественный транспорт от остального потока.
Одно из важных направлений в деятельности НСПП — открытость для пассажира.
— Мы хотим, чтобы хабаровчане видели ту реальную работу, которую делают перевозчики, — говорит Елена Шадуя, исполнительный директор ассоциации «НСПП». — Как-то сложилось, что транспортников принято ругать, не разбираясь в причинах. Мы готовы выстроить общение с пассажирами. Что-то случилось: не подошел вовремя автобус, произошел конфликт с кондуктором или водителем — от человеческого фактора не застрахован никто, и часто всем происшествиям находится объяснение, но все это надо разбирать, чтобы избегать проблем в дальнейшем. Посмотрите сегодня на нашу транспортную отрасль: и коммерсанты, и муниципалы стараются обновлять подвижной состав. Закупаются автобусы, работающие на газе, чтобы легче было дышать и не наносился вред окружающей среде. Предпочтение отдается низкопольным машинам, куда удобно войти маломобильным гражданам, инвалидам и мамам с колясками. Салоны отвечают современным требованиям: наличие автоинформаторов, голосовой связи, видеокамер. Перевозчики обеспечивают материальную сторону, но нам важно знать и мнение пассажиров, вместе с ними развиваться, работать над созданием комфортного климата. Для этого у нас постоянная горячая линия, куда вы можете позвонить по любым вопросам, касающимся транспорта. Проводятся круглые столы с перевозчиками и представителями ГИБДД, где обсуждаются в том числе и поступившие на линию вопросы.
Пионер Юрий
В советские годы к перевозчику Васильеву накрепко приклеилось бы звание «передовик производства».
Он первым из хабаровских коммерсантов начал закупать автобусы, соответствующие всем современным требованиям. Только в течение 2018 года несколько раз презентовал новые партии «китайцев», которые сменяли на боевом посту стареньких «корейцев».
— Наша компания более двадцати лет занимается перевозками пассажиров, — говорит в своем видеообращении на сайте Юрий Васильев. — Специалисты компании и команда управленцев не раз доказывали свое право на определенную часть рынка в сфере этих услуг. В очередной раз мы подтвердили его на конкурсе городских маршрутов.
Согласно требованиям конкурса перевозчик приобрел низкопольные автобусы, оборудованные местом для инвалида-колясочника, оснащенные информационным дисплеем, устройством для объявления остановок, камерами наблюдения. Он заключил контракт с заводом-изготовителем на 1 млрд руб. на поставку автобусов.
— По техническим параметрам автобусы китайской фирмы ZHON TONG — самые подходящие для города машины, — уверен Юрий Васильев. — В первую очередь по габаритам. Длина 10,5 м удобна для маневрирования, не занимает много места на дороге. Экономный расход топлива.
Под конец года Васильев выкупил на аукционе земельный участок в Южном микрорайоне на улице Малиновского, где планирует построить газозаправочную станцию.
— Юрий Васильев первым начал вводить форму для экипажей, — отмечает Сергей Суковатый, начальник управления транспорта администрации Хабаровска. — Это не прихоть: форма дисциплинирует, положительно сказывается на повышении культуры обслуживания. Также Васильев первым поддержал управление транспорта, когда зашла речь о том, чтобы внедрить социальные проездные для малоимущих и слабовидящих. Одним словом, передовик!
Самый яркий
Человек-праздник — так называют Дениса Железнова, водителя автобуса 23-го маршрута. Сейчас поймете почему.
С ним достаточно проехать хотя бы одну остановку, чтобы получить положительный заряд.
— Многие удивляются, откуда во мне столько позитива, — улыбается парень. — Но если у тебя любимая работа, отличное настроение, надо делиться своими эмоциями с другими! Всегда улыбаюсь пассажирам, здороваюсь с ними и желаю хорошего дня. Те, кто с нами часто ездит, уже встречают как доброго друга, издалека машут, приветствуя руками на остановке, когда только подъезжаю. Честно признаюсь, для меня постоянные пассажиры уже как родные. Знаешь, кто и во сколько на какой остановке сядет, куда едет, с кем общается, кто на работу опаздывает. Этот всегда с наушниками, тот с книжками, другой на ходу лекции повторяет — студентов много. Вообще люблю маршруты северного направления, потому что здесь, мне кажется, люди добрее, веселее и отзывчивее.
За рулем автобуса Денис всего полтора года. Пришел в пассажирский транспорт за любимой — познакомился с девушкой-кондуктором, оставил работу водителем большегруза и переквалифицировался, чтобы всегда быть рядом с ней. Теперь Полина его законная жена, и супружеская пара трудится в одном экипаже.
— Прошлой зимой мы с Полиной решили нарядиться в Деда Мороза и Снегурочку, чтобы порадовать пассажиров, — рассказывает Денис. — Украсили салон, купили сладкие подарки и сувенирчики — недорогие, но приятные. Думали, будем детишкам дарить за стишки и песни. Оказалось, что и взрослые не прочь поучаствовать! Одна девушка исполнила полностью песню «В лесу родилась елочка» и сорвала аплодисменты всего автобуса. Ну как оставить человека без подарка? В этом году я снова с бородой и в шубе, Снегурочка моя тоже на посту. Пассажиры признавались, что у них настроения новогоднего из-за отсутствия снега совсем не было, а проедутся в нашем автобусе — и сразу чувствуется праздник! Они радуются, и я рад. Даже простого «спасибо» хватает, чтобы чувствовать: стараешься не зря!
В 2018 году Денис умудрился завоевать сразу несколько наград на конкурсах профессионального мастерства. На общегородском, организованном администрацией Хабаровска, Железнов занял первое место и стал лучшим водителем города. Помимо того, получил звания самого умелого в скоростном маневрировании и самого молодого участника (он и на родном предприятии самый молодой — 25 лет). Вместе с командой коллег взяли кубок в общем зачете. В состязании, которое проводила ассоциация «Независимый союз пассажирских перевозчиков Хабаровска», Железнов снова в лидерах — второе место.
Самый разносторонний
Водитель-универсал — это про Павла Комлева из МУП «ГЭТ».
Больше десяти лет назад Павел устроился работать в третье депо водителем троллейбуса. В мае прошлого года талантливого сотрудника делегировали представлять наш край на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства среди водителей троллейбусов.
— Конкурс проходил в Ялте, мы соревновались в течение трех дней, — рассказывает Павел. — Раньше я участвовал в городских состязаниях, поэтому представлял, что меня ждет. Стандартные задания на знание Правил дорожного движения, приемку машины. Для проверки аккуратного вождения в салон ставили пластиковый стаканчик, наполненный водой. Расплескал жидкость — потерял баллы. Я довез его в целости, правда, допустил другие ошибки. Обидно до сих пор, но это все от волнения. Слишком большая ответственность — представлять свой регион.
По итогам конкурса попал в двадцатку лучших в стране и… сменил место работы. Из транспортной отрасли не ушел, но пересел за баранку газового автобуса, получив новую категорию. Уже в качестве водителя автобуса принял участие еще в двух конкурсах профессионального мастерства и везде стал призером. В состязании, организованном ассоциацией «Независимый союз пассажирских перевозчиков», занял первое место, а в общегородском — третье.
— И на конкурсах, и в обычной жизни сложнее управлять троллейбусом, — уверен Павел. — От тебя требуется постоянное внимание, надо быть асом и иметь хороший глазомер. Профессия водителя вообще не самая легкая, но я очень горжусь своей работой. Нравится, что помогаю хабаровчанам добраться до нужного места вовремя. И приятно, когда пассажиры благодарят, говорят спасибо.
Самый креативный
Это звание по праву достается автобусному маршруту № 8, на котором работает ИП Артамонов.
2018 год начался с обновки — поступили еще четыре газовых белоснежных красавца-НефАЗа. Теперь вместе с веселыми южнокорейскими автобусами с улыбками от фары до фары трудится одиннадцать низкопольных НефАЗов.
— В течение года наше предприятие активно принимало участие в профессиональных конкурсах, стараемся всегда направлять своих водителей, чтобы оттачивали на соревнованиях мастерство, — говорит Данил Артамонов, представитель компании перевозчика. — Наши ребята заняли призовые места как в личном первенстве, так и в командном зачете. В конкурсе «Экипаж-2018» нам достались сразу две номинации — «Лучший из лучших» и «Самый чистый автобус». Это признание важно для нас, потому что в жюри самая требовательная комиссия — пассажиры. Они оценивают, как ты работаешь, выкладываешься. Нам очень приятно, что мы смогли завоевать такую высокую оценку.
Дать высшие баллы восьмерке хабаровчанам есть за что. Обратились пассажиры с просьбой пересмотреть расписание: выходить из гаража пораньше и закрывать рейс попозже. Внесли корректировку на свой страх и риск, но пустыми не ушли — теперь и на эти графики нашелся свой пассажир.
В преддверии дачного сезона посетовали, что дорого будет ездить на дачу — появилась акция для пожилых горожан. Пенсионеры в течение лета до самой осени ездили на восьмерке за половину стоимости. Под Новый год нарядили автобусы, а один украсили фонариками, превратив в настоящий сказочный экипаж, и придумали еще одну акцию: все отличники могли обменять свои пятерки на проездной. Такой возможностью воспользовались 430 учеников.
— Мы будем и дальше приятно удивлять своих пассажиров, — обещает Данил Артамонов. — Скоро подключим в своих автобусах бесплатный Wi-Fi — пусть люди чатятся в пути и едут с удовольствием!
Подготовила Ирина ТРОЦЕНКО при содействии управления транспорта администрации Хабаровска. Фото из архива