Специальные выпуски
2019 год для автомобилистов, ни чем не будет отличаться от предыдущих — нас опять ждут новые изменения в ПДД, КоАП, ОСАГО и многом другом.
А теперь подробнее о самых интересных грядущих нововведениях.
Обязательное страхование автогражданской ответственности
В 2019 году автомобилистов ждет самая крупная реформа автогражданки за последние несколько лет. Изменения готовили сразу несколько ведомств, включая Центральный банк и Министерство финансов России. Новшества вызывали множество споров, но в итоге все пришли к консенсусу и 9 января в силу вступили следующие нормы.
— Изменились границы минимального и максимального базового тарифа ОСАГО. Теперь она составляет 2746—4942 руб., вместо 3 432—4118 руб. Пороги изменили на 20 процентов, чтобы избавиться от усредненной цены полиса по стране. Раньше выходило так, что автомобилисты из безубыточных регионов оплачивали расходы страховщиков на выплаты водителям из убыточных краев и областей. Расширение границ тарифа, по мнению экспертов, позволит в «плохих» регионах стоимость ОСАГО поднять, а в «хороших» снизить, что сделает ситуацию более справедливой.
ЦБ и Минфин в будущем готовы еще раз сдвинуть рамки тарифа: в сентябре 2019 на 30 процентов, еще через год на 40 процентов в обе стороны.
— Появился новый коэффициент «возраст-стаж». Раньше при расчете стоимости полиса применялось четыре значения «возраст-стаж». Получалось, что всех водителей гребли под одну гребенку. Теперь градаций станет аж 58 (и стаж, и возраст разбили на более мелкие отрезки), то есть тариф стал более индивидуальным. Из-за этого примерно половине нынешних автомобилистов полис обойдется чуть дороже, чем в прошлом году, для части не изменится, а для некоторых, например, пенсионеров, и вовсе подешевеет.
Пример: В 2018 году для водителя 27 лет и стажем 8 лет, коэффициент составлял — 1, то в 2019 году — 1,04. То есть для него стоимость ОСАГО вырастет.
— С 1 апреля изменится расчет еще одного коэффициента — «бонус-малус». Это скидка человеку за безаварийную езду. Ранее, КБМ часто могли рассчитать неправильно или при разных факторах (обращение в другую страховую компанию, обмен водительских прав и прочее) могли сбросить его, и весь безаварийный стаж сгорал. Теперь КБМ будут выставлять один раз в год, и привяжут к водителю так, чтобы всевозможные скидки сохранялись за ним.
Следующий этап поправок в закон об ОСАГО хочет внести Минфин. Пока непонятно, когда это случится: часть из них хотят запустить с сентября 2019, часть отложить на ближайшие годы.
Специалисты ведомства предлагают страховать не машину, а непосредственно водителя. Тогда в прошлое уйдут открытый и закрытый полис ОСАГО, а также территориальный коэффициент и коэффициент мощности автомобиля. Последний уже сейчас, по оценкам экспертов, не особо влияет на аварийность, а территориальное разделение опять же создает ситуацию, когда честный житель, например, Москвы, платит гораздо больше, чем злостный нарушитель из Севастополя. По своей сути, эти предложения шаг к индивидуальному тарифу, который будет высчитываться только для конкретного человека, без усредненных показателей.
В словах чиновников и представителей страховщиков есть правильные идеи, но, в конце концов, все будет меряться рублем. Как все изменения скажутся на цене полиса? Большая часть экспертов сходится во мнении, что рядовому автомобилисту стоит ждать увеличения цены полиса на 1-2 тыс. руб. Хотя в январе 2019 специалисты Российского союза автостраховщиков провели опрос компаний, и выяснили, что те уже снизили цену для трети своих клиентов.
— Такое изменение тарифов лидерами рынка ОСАГО свидетельствует, что опасения о том, что тарифы на обязательную «автогражданку» повсеместно вырастут, не оправдались, — заявил на сайте РСА президент союза Игорь Юргенс. — Как мы и ожидали, страховщики подняли их в тех регионах, в которых они или фиксируют высокую убыточность по ОСАГО, или в которых не работают по каким-либо причинам.
Хабаровский край наряду с Сахалинской, Самарской, Тверской и Оренбургской областями, вошел в список регионов, где стоимость ОСАГО пока не поменялась.
Отмена лимита в 20 км/ч
Разговоры об отмене «скидочного» ограничения скорости пошли чуть ли не сразу после его введения в 2013 году. Спустя шесть лет страна дозрела. В декабре 2018-го Правительство России поручило Минтрансу и МВД подготовить предложение по усилению санкций за нарушение ПДД в срок до 1 марта 2019-го. Одним из главных вопросов стал возврат штрафа за превышение скорости на 10 км/ч. В Госдуме, что интересно, на предложение ответили резкой критикой. Первый зампред комитета нижней палаты по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков выступил в защиту граждан, которым государство, по его словам, вновь пытается залезть в карман. Позже свое мнение высказал глава ГИБДД России Михаил Черников. Он посетовал на водителей, привыкших ездить с превышением на 20 км/ч, но при этом пояснил, что прежде чем менять лимиты, нужно провести ревизию дорожно-уличной сети.
Эксперты во мнениях разошлись. Одни считают, что данная мера провоцирует автомобилистов превышать, а отсутствие жесткого требования компрометирует все Правила дорожного движения.
Другие же считают, что данная мера направлена лишь на увеличение поборов с водителей ради наполнения бюджета и кошельков частных владельцев комплексов видеофиксации.
Ужесточение процедуры техосмотра
В конце 2018 года депутаты Госдумы РФ в первом чтении приняли законопроект о совершенствовании системы техосмотра. В новом году автомобилистов ожидают следующие сюрпризы. Главное, что процедура прохождения ТО теперь будет фиксироваться на фото и видео, диагностические карты станут электронными с электронной подписью проверяющего. Контроль за станциями ТО и прохождением осмотра разделят между РСА и МВД.
Также депутаты увеличили ответственность за езду без ТО до 2 тыс. руб. Появился штраф и для тех, кто выдает диагностическую карту в «серую»: от 5 до 10 тыс. руб. должностному лицу, от 100 до 300 тыс. руб. фирме. Тем, кто проводит ТО без аккредитации оператора техосмотра, грозит уголовный срок до 5 лет.
По словам замминистра экономического развития РФ Саввы Шипова, стоимость ТО для автомобилистов увеличится незначительно, взрыва цен ожидать не стоит.
Новая система техосмотра появилась из-за сложившейся ситуации, когда большинство автомобилистов просто покупали карту у частников, даже не заезжая на пункт ТО.
Увеличение штрафа за повторную езду без прав
Такую идею предложили в ГИБДД. В частности, глава ведомства Михаил Черников на одной из пресс-конференций заявил, что его сотрудники все чаще фиксируют подобные нарушения. По мнению экспертов дорожной полиции, нынешнее наказание в размере от 5 до 15 тыс. руб. не работает. В ГИБДД хотят увеличить штраф от 20 до 30 тыс. руб., плюс административный арест до 15 суток и обязательные работы от 100 до 200 часов.
Новые номера
В 2019 году россиян ждет большая реформа, связанная с автомобильными номерами. Первая ее часть должна была вступить в силу уже с 1 января, но по просьбе ГИБДД ее перенесли на 4 августа.
Суть в следующем — впервые с 1993 года в стране поменяют ГОСТ на номера. Для разных типов автомобилей разработали 10 вариантов знаков, разного размера. Они будут иметь такие же данные (три буквы, три цифры, код региона), но расположены по-другому. Сделано это для удобства людей: отныне не придется гнуть знак, чтобы втиснуть его в нестандартное крепление. Появятся и новые номера для мотоциклов и мопедов, а также ретро-автомобилей и спорткаров. На самих знаках выбьют 12-значный код, по которому инспектор сможет определить, где, кем и когда был изготовлен номер.
Кроме этого, Минэкономразвития готовит Постановление о введении в России аукциона для покупки красивых номерных знаков. Эта идея давно обсуждалась, и призвана устранить коррупцию в ГИБДД. Сам процесс аукциона и его схема пока находятся в стадии обсуждения.
Коротко
Помимо перечисленных выше, в 2019 году можно ожидать и других изменений. Например, судебным приставам могут разрешить взыскивать малые суммы штрафов (до 3 тыс. руб.) напрямую с банковской карты должника. Льготный период оплаты штрафов продлили. Продолжится реформа Электронных паспортов транспортных средств. В частности, появится возможность регистрации новых автомобилей в салоне дилера. Депутаты Госдумы предложили отменить транспортный налог для машин ценой ниже миллиона рублей и старше десяти лет. На ряде трасс, возможно, увеличат скоростной лимит со 110 км/ч до 130 км/ч.
Новости
Взяли паузу. Минфин отказался от ряда поправок в закон об ОСАГО, чтобы не тормозить принятие остальных. Речь идет о двух вещах. Первое предложение — три варианта покрытия полиса ОСАГО: стандартный (до 400 тыс. руб.), расширенный (до 1 млн руб.) и максимальный (до 2 млн руб.). Второе предложение — возможность покупать полис сразу на три года. В Российском союза автостраховщиков отказ от этих идей поддержали.
Нам нужно больше камер! Количество комплексов видеофиксации в России увеличилось до 11 тыс. штук. Такие данные опубликовало ГИБДД. За прошлый год число стационарных комплексов выросло на 20 процентов, передвижных - на один. С помощью современных систем удалось зафиксировать 106 миллионов нарушений, что составляет 82,7 процента от общего числа штрафов.
Б/У растет. Продажи подержанных машин в России выросли. За 2018 год на вторичном рынке удалось реализовать 5,4 миллиона бывших в употреблении машин. Правда, это всего на 2,4 процента больше, чем в 2017-м. Четверть от общего объема продаж приходится на «Ладу», на втором месте идут автомобили «Тойота», на третьем «Ниссан». В рейтинге продаж подержанных машин на 1 000 человек в среднем лидирует Приморский край. Хабаровский находится на восьмой строчке.
ДТП через Интернет. Правительство РФ разрабатывает требования к мобильному приложению, с помощью которого можно оформлять мелкие аварии. Это упростит задачу водителям, попавшим в ДТП, и переведет весь документооборот со страховой компанией в электронную форму. Доступ в программу человек будет получать через систему госуслуг. Планируется, что приложение в тестовом режиме запустят уже в 2019-2020 годах.
Подготовил Михаил КОНДРАТЬЕВ