Специальные выпуски
Ветер, ветер, ты могуч
Смешно звучит фраза «Ветер опасен для машины», тем более когда человек находится внутри автомобиля, в тяжелом, тонну и более весом железном агрегате. Но думать так — значит заблуждаться.
Особенно это актуально сейчас, в конце февраля — начале марта, когда в Хабаровске наступило время ветров до 10—20 м/с.
Как и где
Форма обычного автомобиля неидеальна с точки зрения аэродинамики. Из-за этого возникает эффект «парусности», то есть, немного физических терминов, свойство воспринимать кинетическую энергию ветра. От формы авто зависит, насколько сложно ему будет преодолевать лобовое и боковое сопротивление воздуха.
Чем это опасно? Потерей управления. Если машина сильно «парусит», ее будет качать по дороге, порывы ветра могут сносить авто с пути. При шквальном ветре воздух может давить на машину с силой в несколько тонн.
В таких условиях водителю придется постоянно ловить машину, подруливать и пытаться удержать на траектории. Не справится — окажется в кювете или попадет в ДТП.
И что же в таком случае делать?
Во-первых, понимать, на каком автомобиле вы движетесь. С точки зрения аэродинамики худший вариант — это узкая и высокая машина с высоким центром тяжести. Такая и в повороте неустойчива, и легко может завалиться от сильного ветра. Идеал — низкое и широкое авто. По типу известных спорткаров: Ferrari, Lamborghini и прочих.
Среди привычных для нас автомобилей лучше всего дорогу держат седаны, хуже всего — минивэны. Очень восприимчивы к «парусности» автобусы и грузовые автомобили. Последних спасает вес, но при этом важно правильно закреплять груз в кузове, иначе и тяжеловоз может опрокинуться. Легкие мотоциклы под сильным боковым ветром также могут оказаться на обочине.
Во-вторых, ветер становится опасным, когда автолюбитель движется на высокой скорости. Попасть в порыв на 120—130 км/ч не то же самое, что на 40—60 км/ч. Поэтому в ветреную погоду не стоит гнать, лучше ехать спокойно и неспешно.
В-третьих, нужно понимать, по каким дорогам и через какие участки местности пройдет маршрут. В городе от сильных порывов ветра защищают дома, и большую опасность скорее представляют гнилые деревья, ветки, незакрепленные конструкции.
Также автомобиль вряд ли снесет в лесу, где порывам мешают деревья. Наиболее опасные участки — открытая местность за городом, высокие эстакады и мосты. Нужно быть предельно внимательным, когда выезжаешь с закрытого участка на открытый: резкий порыв ветра — и автомобиль срывает.
В-четвертых, необходимо быть аккуратным возле переходов и тротуаров. Шквалистые порывы могут вытолкнуть на дорогу пешехода.
Подведем краткий итог: управляя автомобилем в ветреную погоду, держите руль двумя руками, не делайте резких движений, действуйте плавно, а также старайтесь не идти на обгон на открытых участках, держите дистанцию, особенно от фур и грузовиков.
Красоты ради
Можно ли самостоятельно доработать аэродинамику автомобиля?
— Нет, в обычных условиях сделать это не получится, — рассказывает Владимир Маркин, механик «Джи Ди Ай Моторс» Хабаровск. — Для этого нужна аэродинамическая труба, которая не у каждого автопроизводителя имеется. На машину можно установить обвесы и антикрылья, поменять бамперы, но все это изменит внешний вид автомобиля. Скажется это и на управляемости, но в худшую или лучшую сторону, угадать нельзя. Да и работать все эти вещи начинают только на скорости свыше 100 км/ч.
Кстати
Эталоном аэродинамической формы автомобиля является капля — она плавно разрезает массу воздуха и аккуратно схлопывает потоки за спиной. В начале двадцатого века такую машину даже построили, но внешний вид и исходящие от этого проблемы с салоном не впечатлили покупателей.
Движение во время сильного ветра может не только быть опасным, но и расточительным. Чем сильнее ветер, тем выше расход бензина.
Глушитель как выражение чувств
За громких автомобилистов взялись всерьез — хабаровские инспекторы ГИБДД выявляют до десяти нарушителей тишины в сутки.
В свое время бороться с шумными машинами было проще. Инспекторы ГИБДД замеряли шум и снимали за это с автомобилей номерные знаки до устранения проблемы. Затем, после введения в 2013 году разрешения на изготовление официальных копий номеров, такая мера стала бесполезной. Ее отменили в 2014-м, оставив лишь штраф за громкий выхлоп. Любители пошуметь такому положению дел только обрадовались: заплатил — и продолжай себе рычать! А обращений от горожан с каждым годом становилось больше. Особенно раздражали ночные гонщики по центральным улицам и основным магистралям Хабаровска.
В конце прошлого года в ГИБДД нашли действенный способ борьбы с такими нарушителями.
— Теперь любые модификации глушителя, делающие машину громкой, считаются незаконным внесением изменений в конструкцию автомобиля, что нарушает пункт 7.18 Правил дорожного движения, — рассказывает Александр Баранов, старший инспектор отделения по пропаганде ГИБДД Хабаровска. — Наш сотрудник останавливает громкий автомобиль и выдает предписание устранить проблемы в десятидневный срок. Если водитель проигнорирует данное требование и снова попадется, то машину отвезут на штрафстоянку. Забрать ее оттуда можно только на эвакуаторе.
Не мешай другим, и будет благо
Изменением в конструкцию признаются все прямоточные модификации глушителя, красиво установленный выхлоп и прочие вещи, мешающие спокойной жизни горожан.
— Автомобилист, получивший предписание, обязан приехать на технический осмотр по адресу: ул. Брестская, 61, где покажет, что нарушение устранено, — продолжает Александр Баранов. — Центр принимает по вторникам и четвергам до обеда. Сейчас мы активно выявляем нарушителей, и в начале февраля сложилась ситуация, когда в очереди на осмотр оказалось аж 60 автомобилей.
А если водитель отказывается возвращать своему автомобилю первозданный вид, то регистрацию машины прекращают, и эксплуатировать ее нельзя. Нашлось даже два хабаровчанина, которые согласились на такие меры, лишь бы не менять облик своего авто.
— Я бы разделил автомобилистов, занимающихся «прокачиванием» своей машины, в том числе устанавливающих громкий выхлоп, условно на три категории, — говорит Игорь Любачевский, клинический психолог и семейный психотерапевт. — Первые — это те, кто отдают дань моде, пытаются следовать веяниям времени и повторять за другими. Вторые через свой автомобиль пытаются идентифицировать и позиционировать себя. То есть показывают свой характер, свое «я», хотят, чтобы их ассоциировали с кем или чем-либо. Например, с любителями уличных гонок, драгрейсинга, охоты и рыбалки. Они часто относятся к машине с любовью и заботой, словно это их дети. Третьи через свой автомобиль пытаются реализовать невысказанные желания, решить внутренние проблемы. получить то, чего им не хватает в жизни. Поставлю громкий глушитель — и жизнь уже кажется лучше! Многие из нас хотят самую большую машину, самый крутой телефон, самую красивую жену. Это вещи одного порядка. Но главное во всем этом, чтобы собственные желания не мешали другим людям. Тогда в этом не будет ничего плохого.
Ужесточить и наказать. Запретить пользоваться за рулем любыми электронными гаджетами предлагают в Госдуме. С такой идеей выступил Вячеслав Лысаков, первый зампред комитета по госстроительству и законодательству нижней палаты парламента. По его мнению, пользование телефоном за рулем выходит за любые рамки безопасности и приличий. Для начала предлагается увеличить штраф за разговор по телефону в машине до 5 тыс. руб., а после полностью запретить использование гаджетов во время управления автомобилем.
На страже цен. Центральный банк России собирается ужесточить надзор за сделками на топливном рынке страны. Таким образом регулятор надеется сдерживать рост цен на бензин. ЦБ планирует ввести для участников рынка более жесткие условия: тем придется раскрывать, кроме финансовой отчетности, также информацию о судебных спорах, деловой репутации, вплоть до записей телефонных разговоров. Все это должно помочь в борьбе со сговорами, махинациями и манипуляциями на топливном рынке. Нововведения должны вступить в силу к апрелю 2019 года.
Больше бетона! В России могут увеличить количество бетонных дорог. Поручение рассмотреть возможность увеличения строительства бетонок выдал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. По оценкам специалистов, бетонная дорога хоть и обходится при строительстве дороже асфальтового покрытия, но более долговечна, а от этого экономичнее.
Кремль не поддержал. Продажу алкоголя на АЗС вернуть не удастся. Напомним, что еще в 2017 году владельцы сетей заправок инициировали законопроект, согласно которому они вновь получали право на торговлю слабым алкоголем на АЗС. Этим способом они хотели пополнить свой доход, убывающий из-за кризиса и государственных пошлин. Но инициатива, по-видимому, похоронена: государственно-правовое управление администрации президента России выдало отрицательный отзыв. По мнению специалистов, предлагаемый закон противоречит двум государственным направлениям: повышению безопасности на дорогах и снижению потребления алкоголя россиянами.
Для зимы и безопасности. Самые нужные автомобильные опции выбрали россияне. Агентство «Автостат» провело масштабный опрос и выявило пять опций в машине, которые больше всего необходимы гражданам. На пятом месте оказался подогрев сидений, на четвертом — дополнительные подушки безопасности, замыкает тройку парктроник. Серебро себе забрала функция автозапуска двигателя, а самой важной опцией россияне признали подогрев лобового стекла.
Подготовил Михаил КОНДРАТЬЕВ