Специальные выпуски
Большой молодец и маленькая гитара
Хабаровский шестиклассник Егор Климов попал на Первый канал благодаря счастливому случаю. В телешоу «Лучше всех!» с Максимом Галкиным его взяли буквально по хэштегу #укулеле.
Укулеле — маленькая гавайская гитара с четырьмя струнами, похожая на детскую. И Егор освоил этот инструмент самостоятельно. Да, в 12 лет, вы все правильно поняли. Так что он не понаслышке знает о пользе самообразования.
— Я четыре года играл на фортепиано, но бросил, — признается школьник. — Почему? Ну, всего было много: я пел, играл на пианино, а еще выступал с трубой и баяном…
В общем, он решил сосредоточиться на голосе. Но однажды на вокальном конкурсе увидел у девочки-участницы необычный инструмент.
— Мне очень понравилось, но я тогда не знал, как он называется, поэтому загуглил: «Маленькая гитара четыре струны», — вспоминает Егор. — Может, так бы оно и осталось, но тут приблизился Новый год, и мама спросила, что мне подарить. Я подумал: «О! Укулеле». Она сначала не хотела ее покупать, думала, будет, как с пианино. Но я настоял на своем.
Вдохновляющие обои
Он вообще настойчивый: говорит, мама до сих пор вспоминает, как он сбежал из детского сада, пришел в Дом культуры и заявил: «Хочу петь! Дайте мне микрофон». И теперь он поет в ансамбле «Жемчужина» Дома творчества «Маленький принц». Да и с подарком получилось совсем не как с пианино: свою мини-гитару шестиклассник выпускает из рук, только когда спит. Но и это не точно.
— Сколько занимаюсь? Все свободное время! — отвечает он. — Причем я никогда не смотрел обучающие видео, просто скачивал из интернета схемы аккордов и пробовал. А потом начал петь просто про все, что вижу: про белые обои, например, про потолок. Иногда получается очень интересно, но я пока нигде это не сохраняю.
Мама Елена, конечно, порой жалуется, что укулеле в их жизни стало слишком много, и даже иногда требует репетировать в каком-нибудь более дальнем углу комнаты. Но тем не менее каждые выходные помогает сыну записывать песни, которые старательно выкладывает в «Инстаграм». Там-то их и обнаружила редактор телешоу «Лучше всех!»
— Когда она написала в комментариях, мы сначала не поверили, — вспоминает Егор. — Но потом был предкастинг по скайпу, где я пел и отвечал на вопросы. В итоге они сказали: «Вы нам подходите», и мы полетели в Москву.
Но не сразу — сначала была сложная работа. Так, ученик гимназии № 1 выслал сотрудникам Первого канала записи примерно 50 (!) песен, из которых выбрали восемь (в том числе ямайского классика Боба Марли и модную Монеточку). Затем его предупредили, что исполнять их он будет… в гамаке.
— На самом деле, это не очень трудно, — заверяет шестиклассник. — Я же не полностью лежал, верхняя часть была поднята.
А еще он импровизировал прямо перед камерами, мгновенно укладывая на музыку стихи, которые Максим Галкин предъявил ему на листочке. Да настолько ловко, что у нас закралось сомнение: неужели так все и было, без подготовки?
— Конечно! Я и гимн передачи, который попросили сыграть напоследок, не знал, — говорит Егор. — Пришлось тут же подбирать аккорды — получилось быстро, секунд за пятнадцать.
Когда Алекс орет
После этого шоу, по словам юного певца, его даже иногда узнают на улице. Но в целом жизнь не слишком изменилась. Он по-прежнему учится в своей гимназии и больше других предметов любит биологию (из-за учительницы Елены Константиновны Семеновой). Правда, временами приходится пропускать уроки, чтобы успеть на концерт, но все уже привыкли. Как и раньше, перекладывает на укулеле все песни, которые нравятся. Хотя его репертуаром все равно в основном занимается Алекс.
— Это наш попугай, — объясняет Егор. — У нас с ним настоящая дружба, он всегда меня слушает, танцует под мою музыку и подпевает. Поэтому почти на всех видео у меня на заднем плане слышится такое: «Ч-ч-ч-ч-ч». Так что мама легко определяет, хорошая песня или нет: если попугай орет, значит, она подходит.
Папа с мамой и Алексом солидарен: ему тоже нравится увлечение сына, и он постоянно просит спеть что-нибудь из русского шансона. Его в репертуаре пока нет, зато есть народная «Ой, то не вечер».
— Мне предложили переделать ее под регги, и я сначала не очень понимал, зачем, — признается школьник. — А потом она стала очень хорошо получаться, и мне так понравилось!
Скромные планы на будущее у него тоже уже есть:
— Хотелось бы собрать какой-нибудь стадион. Или клуб «Великано». Ну, или Городской дворец культуры.
Это, впрочем, еще впереди. А пока Егор расчехляет укулеле прямо в редакции:
— Главное, чтобы струна не порвалась. Но ничего. Если что, у меня и запасная с собой есть!
Обучение или здоровье?
В детском саду № 32 «Росинка» недавно развернулись практически боевые действия. Четыре мамы отказались делать какие-либо прививки и туберкулинодиагностику своим детям. А когда их не допустили к занятиям, решили, что права малышей на образование нарушаются.
— Это конкретный пример, когда дело дошло до контролирующих органов, — говорит начальник отдела городского управления образования Татьяна Матвеенкова. — Но, к сожалению, такие родители сегодня есть почти в каждом дошкольном учреждении. Мы не знаем, сколько их конкретно, но такой подсчет должны вести медики — они всегда фиксируют полный отказ от прививок.
Дошли до уполномоченного
Особенно специалистов тревожит ситуация с диагностикой туберкулеза: в одном из детских садов зафиксирован случай заболевания, а с улицы такой недуг дети, как правило, не приносят. Согласно санитарным правилам и нормам, дошкольники, у которых нет справки от фтизиатра, не допускаются в детский коллектив, чтобы не подвергать опасности остальных.
Четырех мам из «Росинки» это категорически не устроило, и они начали обращаться в разные инстанции. В ответ остальные родители поставили около 200 подписей под открытым письмом в адрес уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае Виктории Трегубенко с просьбой оградить их от опасного поведения антипрививочников. Виктория Владимировна собрала срочное совещание.
— Речь на нем шла о том, какой стратегии придерживаться в подобных ситуациях, — продолжает Татьяна Борисовна. — Они могут развиваться по двум сценариям. Если родители подписывают отказ сразу, то медики, оформляющие карту для поступления в детский сад, должны сразу уведомить их про справку об отсутствии заболеваемости туберкулезом. Мамы и папы могут выбрать любой из способов диагностики, но такой документ у них должен быть, поскольку без него по СанПиНам дети не допускаются в коллектив. Другое дело, если отказ происходит, когда ребенок уже посещает садик. Тут в заложниках оказывается целая группа.
Вопросы разобщения
Как действовать? Решено давать «отказникам» месяц для решения об альтернативной туберкулинодиагностике. Если им не нравится проба Манту, можно сделать рентген, диаскин-тест и т.д. В случаях, когда родители ничего не предпринимают, дошколят будут отстранять от занятий.
— Тут также необходимо напомнить, насколько туберкулез опасен для тех детей, не получивших вакцину БЦЖ, — подчеркивает Татьяна Матвеенкова. — Они переносят болезнь в тяжелой форме вплоть до летального исхода.
К слову, нарушает учебный процесс и отказ от других прививок — например, против полиомиелита.
— Тут иммунизация проходит в три этапа: первые два раза ребенок получает мертвую вакцину, а в третий — живую, — объясняет представитель управления образования. — В этот период привитые и непривитые дети должны быть разобщены на 60 дней. Однако родители-антипрививочники почему-то зачастую считают, что изолировать нужно всех остальных, а вот их чада должны остаться в группе как ни в чем не бывало.
С этим положением дел решили бороться на более глобальном уровне — обратиться к главному санитарному врачу России с просьбой законодательно закрепить обязанность родителей делать детям профилактические прививки при посещении дошкольных учреждений. Или же четко прописать ограничения для тех, кто отказывается.
— Может быть, так дело сдвинется с мертвой точки, — заключает Татьяна Матвеенкова.
Бояться не надо
Министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова провела для восьмиклассников открытый урок на тему «Что такое экзамены?».
Алла Геннадьевна рассказала школьникам не только о том, какие бывают экзамены, но и о том, зачем нужны всероссийские проверочные работы и исследования оценки качества образования.
— В следующем году вам предстоит сдавать государственную итоговую аттестацию — ГИА-9. С 2017 года это четыре экзамена: русский язык и математику, а также два предмета по выбору, — отметила министр. — Они нужны, чтобы поступить в профильный 10-й класс.
Также в школах регулярно проводятся промежуточные срезы знаний по разным предметам и в разных классах.
— Хочу еще раз повторить для всех: результаты ВПР и прочих исследований и диагностических работ не влияют на годовые оценки и на получение аттестата, — подчеркнула глава минобрнауки. — Это позволяет школам выявлять имеющиеся проблемы, а детям и родителям получать информацию о качестве знаний.
Главное и заключительное испытание для школьников —Единый государственный экзамен.
— Современный ЕГЭ весьма далек от бытующего в общественном сознании мифа о «примитивных тестах», — заверила Алла Геннадьевна. — Это один из самых глубоких, многогранных и требующих творческого подхода экзаменов. Не верьте, что в интернете вы сможете заранее найти ответы именно на ваш вариант. Это невозможно. Задания даются на каждый из 11 часовых поясов страны отдельно. Зато вы всегда сможете прорешать типичные задания на сайте Федерального института педагогических измерений. Не нужно надеяться на помощь извне, у вас еще есть время спокойно подготовиться к экзаменам и показать свои реальные знания.
Основной этап сдачи ЕГЭ в 2019 году пройдет с 27 мая по 1 июля, дополнительный с 3 по 20 сентября. Первый экзамен по географии и литературе ребят ждет 27 мая.
Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива. Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru