Щит и меч потребителя
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя

 Два часа б/у

В специализированном отделе крупного торгового центра девушка купила солнцезащитные очки. Она долго выбирала модель, а определившись и оплатив, попросила продавца срезать бирку с информацией о товаре, чтобы в них сразу и пойти. 

Примерно через два часа горожанка вернулась и заявила, что очки ей не подходят, от них у нее болят глаза, поэтому она хочет их вернуть и забрать деньги. Но продавец выполнить требование отказался.  

Как разъяснила Екатерина Можейко, покупатель может обменять товар, не подошедший ему, но при условии, что он не был в употреблении. И только при отсутствии подходящего на обмен вправе требовать возврата денег. В данном же случае покупательница пользовалась очками, а значит, главное условие нарушено. Продавец отказал в соответствии с законом.


Ущерб и плюс 70 тысяч

Несговорчивость продавца позволит хабаровчанке обновить не только плиту, но и кухонную мебель. 

В магазине бытовой техники Елена У. приобрела газовую плиту стоимостью 18 тыс. руб. Когда дома товар распаковали и установили, выяснилось, что дверца на духовке имеет дефект и плотно не закрывается. Покупательница сразу обратилась в магазин с требованием вернуть деньги за некачественный товар. Но продавец отказал.

В городском секторе по защите прав потребителей Елене посоветовали обращаться в суд и помогли составить исковое заявление. Суд принял решение в пользу истца, а сумма, которую несговорчивый продавец в итоге оказался должен покупателю, составила 88 тыс. руб.

— Мы всегда советуем потребителю обращаться в суд, если продавец или исполнитель услуг не желает действовать по закону, — подчеркнул Алексей Кондратьев. —  Во-первых, такое заявление, при условии, что сумма иска менее 1 млн руб., не облагается госпошлиной. Во-вторых, помимо понесенного ущерба (стоимости товара), с продавца взыскиваются неустойка, компенсация морального вреда, а также штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя. 


Ремонт — дело тонкое

 Много обращений поступает в городской сектор по вопросам возврата и обмена строительных материалов. Мы попросили Алексея Кондратьева прокомментировать самые распространенные.

— В магазине купила дранку для штукатурки стен. Продавалась она поштучно. Но мастер, который ведет ремонтные работы, сказал, что дранка толстая и необходимо заменить ее на потоньше. В этот же день обратилась в магазин с просьбой заменить товар, но продавец отказал, сообщив, что качественные строительные материалы обмену не подлежат. Так ли это?

— Действительно, в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, включены стройматериалы, но не все, а только «строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия) и другие товары, отпускаемые на метраж». В данном случае ничего не отмеряли и не отпиливали, поэтому должны обменять, а в случае отсутствия подходящего товара, вернуть деньги. 

— Для ремонта ванной комнаты купили кафель. Самостоятельно определить требуемый объем плитки не смогли, обратились к продавцу-консультанту. Тот посоветовал взять три ящика, в итоге один оказался лишним. Приехали, чтобы вернуть, но нам отказали. Должен ли продавец принять товар, если он даже не распакован?

—  Если все расчеты были произведены на словах и данная услуга не оплачивалась, то предъявить претензию продавцу нельзя. По закону покупатель может обменять или вернуть товар, не подошедший по цвету, фасону, комплектации, комплектации и габаритам, но только весь, полностью. Часть товара ни вернуть, ни обменять нельзя. В то же время сегодня во многих крупных магазинах такие расчеты производят на компьютере и выдают листок с результатами. Если такой документ имеется и излишки — это ошибка расчетов, то магазин непременно пойдет навстречу.

— Мне нужна краска для внутренних работ, а я по ошибке приобрела эмаль для внешних. Обратилась в магазин с просьбой обменять, но продавец мне отказал. Неужели это законно, я ведь даже ее не открыла?

— Краска относится к товарам бытовой химии, включенным в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену, если они не подошли по цвету, размеру, фасону, габаритам или комплектации. Поэтому советуем при покупке данных товаров внимательно читать этикетку, где, как правило, содержится полная информация о товаре.


Есть исключения

Три дня назад купила купальник. В магазине померила, вроде нормально, а дома перед зеркалом поняла, что он мне мал. Обратилась к продавцу с просьбой обменять на размер побольше, но получила отказ. Правомерны ли действия продавца, ведь 14 дней не прошло и купальник я не носила?

Екатерина Б.

— Закон дает покупателю право течение двух недель  обменять качественный товар, не подошедший по цвету, размеру, габаритам, комплектации или фасону, при условии, что он не был в употреблении, но есть исключения, — подчеркнула Екатерина Можейко. — Постановлением Правительства РФ № 55 определен перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. И в него включены «швейные и трикотажные бельевые и чулочно-носочные изделия». Поэтому купальники, как и нижнее белье, обменять, увы, нельзя. 


А был ли двигатель?

 Автолюбитель почти три месяца ждал, что фирма вернет деньги за товар, который ему не подошел. А когда обратился туда, то выяснилось, что в магазине ничего о возврате товара не знают. 

За контрактный двигатель Игорь Т. заплатил 45 тыс. руб., но когда доставили покупку, выяснилось, что агрегат с дефектом. Мужчина вернул двигатель в магазин, где ему объяснили, что оплачивал он товар картой, поэтому и деньги могут вернуть только на карту. Вполне довольный таким исходом дела, мужчина отправился по своим делам и стал ждать поступления денег. Но ни через десять дней, ни через три месяца этого не произошло. Тогда хабаровчанин вновь приехал в магазин и сообщил, что деньги не поступили. Там его выслушали с удивлением, заявив, что никакого двигателя он не возвращал и они ему ничего не должны.

В городском секторе по защите прав потребителей, куда автолюбитель обратился за помощью, объяснили, что при передаче некачественного товара в магазин обязательно надо писать претензию с требованием о возврате денег. Составляется такой документ в двух экземплярах и регистрируется продавцом. При его отсутствии доказать факт возврата товара сложно.

— Наличие документа необходимо и для того, чтобывыдвинутое требование было исполнено в установленные законом сроки, — отметила Светлана Ткаченко. — В том случае, когда  товар ненадлежащего качества, покупатель может потребовать  возврата денег, замены, ремонта или уменьшение цены. На возврат и уценку закон отводит 10 дней, на замену — 7 дней (при необходимости дополнительной проверки — до 20 дней), на ремонт — максимум 45 суток. При нарушении сроков покупатель вправе требовать неустойку, которая составляет 1 процент от стоимости товара за каждый день.  


Подтверди, а потом требуй

Еще в феврале на родительском собрании решили устроить для своих пятиклашек праздник, посвященный окончанию учебного года.

Нашли компанию, которая занимается организацией таких мероприятий с квестами, подписали договор и полностью оплатили услугу. Но за месяц до назначенной даты появилось более интересное предложение, и мы решили договор расторгнуть. В компании на наше обращение заявили, что в качестве неустойки взыщут половину стоимости услуги, поэтому вернут нам лишь 50 процентов от уплаченной суммы. Соответствует ли такое требование закону?

Евгения Д. 

— Нет. Требование исполнителя незаконно, — уверен Алексей Кондратьев. — Закон дает потребителю право отказаться от договора на оказание услуг на любой стадии, оплатив исполнителю фактически понесенные им расходы. Причем сумму, которую компания затребует в качестве компенсации, она должна мотивировать, подтвердив расходы документами. Очень часто предприниматель сразу в договоре прописывает, что в случае отказа заказчик должен заплатить 50 процентов. Но условия договора, противоречащие закону, признаются недействительными, даже если заказчик такой документ подписал. Поэтому родителям надо требовать документального подтверждения выставленной суммы, а если таковых нет, то возврата всех денег.  


Одно строим, другое ломаем

Вместе с новыми радиаторами отопления хабаровская семья получила испорченный сваркой ламинат. 

Монтаж системы отопления супруги Киселевы заказали  в фирме, подписали договор на выполнение работ, и в назначенный день все было выполнено в оговоренном объеме. Уже после ухода работников хозяева обнаружили, что ламинат в нескольких местах сильно поврежден искрами от сварки и его придется менять. Супруги трижды в письменной форме обратились к исполнителю с требованием об устранении ущерба, нанесенного имуществу в процессе выполнения работ, но ответа не получили.

— По закону, если при оказании услуг или выполнении работ имуществу заказчика нанесен ущерб, исполнитель должен его возместить, — сообщила  Светлана Ткаченко. — Если предприниматель не желает выполнять законное требование, потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением и потребовать не только возмещения ущерба, но и морального вреда, неустойки (3 процента от цены работы, но не более ее стоимости). В случае принятия решения в пользу истца с ответчика также взыскивается штраф в размере 50 процентов от присужденной суммы.

Подготовила Нина ЖИГУНОВА совместно с сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)