Мы — молодые!
logo

Специальные выпуски

Мы — молодые!

 Отец в квадрате

Как уснуть в храме и проснуться священником, какие бороды модны среди батюшек и кого называют «Гузеевой в рясе», точно знает самый молодой священнослужитель города диакон отец Александр Пискун.

На днях батюшка стал еще и молодым папой — родился первенец.

— Не определился для себя, что сложнее: быть духовным отцом или физическим, такая огромная ответственность, — рассуждает диакон. — Сейчас самое сложное — придумать ему имя. В святцах на этот день было имя «Пафнутий», но мы от него отказались. Как потом жить с таким именем человеку?

Моисей и буква Р

В храм отец Александр пришел в 16 лет.

— Я смотрел на отца Андрея Долгополова, руководителя «молодежки», и вдруг ясно понял, что хочу стать таким же, быть священником, — говорит отец Александр. — Эта мысль оказалась настолько неожиданной, что напугала меня. Ведь я мечтал всегда быть инженером, а тут такие перемены. Отец Андрей позвал помочь ему разливать воду на Крещение, разливали ее до трех ночи, и мне разрешили остаться в храме. Я заснул на клиросе, где хор поет, и это был самый замечательный сон в моей жизни.

Кто проходил процедуру крещения, непременно рассказывает о своих страданиях на обязательной катехизации — часовых беседах на протяжении трех недель. А теперь представьте: нашего героя к крещению готовили в течение полугода.

— Как друзья и родители отнеслись к этим переменам?

— Конечно, в школе начали подшучивать, не без этого. Но я тогда это счел за некий маленький христианский подвиг и смело отвечал обидчикам, что да, я верю в бога и хожу в церковь. В Писании ведь сказано: «Кто отречется от меня перед людьми, от того и я отрекусь». А родители поддержали мой выбор, мама сказала: «Лучше пойти в семинарию и пожалеть об этом, чем не пойти и жалеть потом всю жизнь». Хотя она очень переживала, что меня могут послать служить куда-нибудь далеко от дома. У священников служба как в армии — могут командировать куда угодно. Единственное, что меня смущало: я не выговаривал букву Р. Как, думаю, мне проповеди читать картавому? У Моисея тоже плохая дикция была, но с ним всюду ходил родственник и за него говорил. Со мной-то никто ходить не будет. Стал молиться и усиленно заниматься и буквально за две недели выдавил из себя эту Р.  

Курица или рыба?

Сейчас отцу Александру 22 года, он выпускник духовной семинарии, трудится над дипломом на совсем непозитивную тему о погребении. Уверяет, что это только миряне могут углядеть в ней трагедию. На самом деле смерть лишь сон, после которого пробуждаешься для иного мира — высшего.

В диаконы молодого батюшку рукоположили в августе прошлого года. Женился и съехал из общежития семинарии — для женатых здесь делают исключение.

— В семинарии не только знания получаешь, но и воспитание духовное. День с молитвы начинается, ей же и заканчивается. В армии наряды, а тут послушания. Например, первокурсники на кухне по 12 часов трудятся. Были такие ребята, кто не умел рыбу чистить, первый раз курицу довелось общипывать. У меня хоть отец и дед рыбаки, и сам я рыбалку люблю, но как-то мне довелось около 10 часов кряду чистить рыбу. Меня потом долго этот запах преследовал, казалось, в кожу въелся. Устал, конечно, но потом так приятно, что выстоял.

«Давай повенчаемся»

— Сейчас вы диакон, а перспективы карьеры какие? Когда я буду рассказывать всем, что брала интервью у будущего митрополита?

— Никогда, — смеется диакон. — Митрополитом женатый человек стать не может. Хотя были случаи в истории, когда священник вдовел и шел потом в епископы. Как, например, святитель Иннокентий, в честь которого названа наша семинария. Мы как раз под его портретом сейчас сидим.

— Если в семинарии все строго, как в армии, времени свободного катастрофически нет, когда же вы успели познакомиться со своей будущей матушкой?

— На «молодежке»! Там знакомятся много парней и девушек. Шутим, что у Гузеевой программа «Давай поженимся», а у отца Андрея — «Давай повенчаемся». Около трехсот пар повенчались за последнее время. Мы же нормальные, незакрытые люди, только мировоззрение у нас иное. Может, не следим за модой, но она у нас своя. Устав семинарии предписывает не носить бороду и длинные волосы. А священнослужители уже могут себе это позволить, потому что священник — образ Христа, и мы стараемся соответствовать. Татуировки запрещены, хотя бывает, что батюшка к вере пришел, когда на нем уже были рисунки. Но ряса скрывает руки полностью, и их будет не видно. А на лицо нормальный человек себе тату не нанесет…

— Спасо-Преображенский — один из любимых туристами храм. Не мешают во время богослужения?

— Нет. Я даже на Пасху выучил фразу «Христос Воскрес» на китайском, хотел удивить туристов. Вижу — иностранцы, я произнес, а они с удивлением на меня посмотрели и ничего не сказали. Скорее всего, это были не китайцы...


Мобильный фактор

 Студенты, которые постоянно пользуются смартфонами, учатся хуже, чем те, кто не зависит от мобильного телефона.

Активные пользователи гаджетов имеют проходной балл 61%, а те, кто реже используют мобильные телефоны во время учебы, — не менее 69%. Таковы результаты бельгийского социологического исследования.

В среднем молодежь активирует смартфон от трех до пяти раз в течение одного занятия или не менее двух раз каждый час. Семь из десяти бельгийцев обеспокоены зависимостью от смартфонов и соцсетей. Почти 30% опрошенных говорят, что не могут провести и дня без социальных сетей. В основном, это люди в возрасте 20—35 лет.

«Залипание» в смартфоне характерно не только для бельгийской молодежи, а для всего цифрового поколения (от 13 до 24 лет), чье взросление происходит неразрывно с технологиями.

Как ни странно, но бороться с зависимостью от мобильных предлагают с их же помощью. Существует не один десяток приложений, контролирующих и корректирующих поведение пользователя. Если чувствуете, что проверяете сообщения и ленты слишком часто, то эта подборка для вас.

Сбор данных

Для начала неплохо бы выяснить, сколько времени у вас ежедневно уходит на взаимодействие с конкретными приложениями. Помочь может, например, Menthal или StayFree. Если вы чрезмерно активны, то программы деликатно сообщат вам об этом и предложат установить лимит.

Для тех, кто не готов к таким радикальным мерам, можно попробовать технику управления временем «помидор», предложенную Франческо Чирилло в 1980-х. Она заключается в том, чтобы разбить свои задачи на 25-минутные отрезки («помидоры»), между которыми следуют короткие пяти минутные передышки. После каждого четвертого  «помидора» следует сделать длинный перерыв (до 15 минут). Приложения работающие по этой технике: таймер Pomodoro timer lite или программа «Forest: будь сосредоточенным». Если первое просто позволяет разбить цель на шаги в виде заметок, то второе в случае успеха поможет вырастить собственный лес.

Когда запускается таймер, на экране появляется растение. Оно погибнет, если вы выйдете из программы раньше заявленного времени. За каждое выращенное дерево дают  внутреннюю валюту, которую можно обменять на новые виды зелени. 

Сила воли

Списки дел — один из эффективных способов достигать поставленных целей. И здесь на выручку приходят календари-планировщики или программы-напоминалки. Приложений такого рода сотни: Any.do, TickTick, Todolist, WeNote и другие. Отличаются они дизайном, иногда функционалом. Подобрать что-то на свой вкус получится даже у очень требовательного пользователя.

Еще один действенный метод «лечения» — соревнования. Например, кто дольше выдержит без интернета или проверки сообщений. Можно просто положить телефон на стол и не прикасаться к нему или задействовать специальные приложения. Так, Pause следит за тем, как долго вы не пользуетесь смартфоном. Статистика регулярно собирается и публикуется в Facebook. Легко узнать, у кого из друзей развита сила воли.

Полезные привычки

И напоследок еще две программы. Dinner Mode отучит пользоваться гаджетом во время приема пищи. Устройство блокируется приложением, при этом таймер работает, только когда смартфон лежит вниз экраном. А StepLock не даст использовать телефон, пока не пройдете определенное расстояние. Счетчик обнуляется в 12.00 каждый день. Добавлять приложения для блокировки и необходимое количество шагов можно самостоятельно.


Сомнительное удовольствие

По велодорожке на набережной регулярно гуляют пешеходы, особенно мамы с колясками. Ездить стало сложно, а иной раз даже страшно, вдруг под колеса ребенок выбежит. Что делать в такой ситуации? 

Николай Розанов

— Одно из последних происшествий было как раз такое, о котором вы говорите: родители недоглядели, и несовершеннолетний попал под колеса. Причем, семья была из Москвы, уж кому, как не им, знать о велокультуре, — отвечает начальник отдела ГИБДД УМВД по городу Хабаровску Игорь Михайловский. — Если раньше основной конфликт был между водителями и пешеходами, то  сейчас чаще стало возникать недопонимание между пешеходами и велосипедистами, и каждая из сторон себя считает правой. Тут нужно руководствоваться здравым смыслом: есть велодорожка и пешеходная зона — каждый должен двигаться там, где предписывают знаки и разметка.


Есть вакансия

Нового общественного советника мэра по делам молодежи выберут в городе.

Заявку на участие можно подать как от организации, так и индивидуально. Кандидатам, а это горожане в возрасте от 16 до 30 лет, нужно подготовить предвыборную программу — проект по улучшению одной из сфер жизни города.

Участникам предстоит провести агитационную кампанию, лучшего выберут народным голосованием 8 сентября. Подробности ищите в социальной сети «ВКонтакте» (группа «Молодежный совет при администрации г. Хабаровска»).

Подготовили Юлия БОЛОШЕНКО и Ирина ТРОЦЕНКО, фото из архива

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)