Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Темы, о которых не молчат

 Уже четвертый по счету фестиваль-лаборатория актуальных текстов «Наша тема» прошел с 12 по 20 июля в хабаровском ТЮЗе. 24 спектакля за неделю — тот еще марафон как для его команды, так и для зрителей. Зачем он в принципе нужен?

Это, кстати, самый распространенный вопрос от тех хабаровчан, кто не обладает нужным уровнем театрального фанатизма. И тут нужно обращаться, что называется, к истокам.

Будем неповторимы

— Когда мы выбирали название для события, то тщательно продумали каждое слово, — объясняет руководитель литературно-драматической части ТЮЗа Анна Шавгарова. — Фестиваль — конечно, праздник. Лаборатория — поле для поисков. Здесь показываются не готовые спектакли, а их эскизы. И это не недоделки — это особая форма, на которую сегодня есть запрос у современного театра. Жизнь течет слишком быстро, и чтобы поговорить о чем-то, далеко не всегда нужна полноценная постановка. Ну а актуальные тексты — те, что значимы для режиссеров здесь и сейчас. Они необязательно современные или социальные.

Необязательно, но зачастую это так. В нынешнем году говорили о войне и образе врага, нравственном выборе и цензуре, семье, домашнем насилии, женской природе, социальной несправедливости — такие острые проблемы далеко не всегда можно обсудить со зрителем через репертуар. Даже в таком доме для экспериментов, как ТЮЗ. Мы просто боимся и предпочитаем видеть что-то более понятное и безопасное.

А «Наша тема» дает такой шанс теперь уже не только хабаровским, но и приглашенным режиссерам: в 2019-м в ее рамках впервые творили пять молодых и талантливых творцов из Москвы и Петербурга.

Что это для нас с вами? Время, когда можно увидеть что-то сложное и неповторимое. В прямом смысле.

— Прошлые работы мы возили во Владивосток и играли еще раз в рамках проекта «Наша тема. Сезон». Но теперь решили, что многое покажем только один раз.

Стрелялки и шуршалки

Нынешний фестиваль состоял из двух блоков: семейного (6+), посвященного сказке, и взрослого. Экспериментировали изо всех сил не только во втором, но и в первом. Например, с жанром и оформлением.

Так, актер ТЮЗа Антон Калиниченко в дебютной режиссерской работе «Враг» использовал компьютерную игровую графику как в «стрелялках». Засветившийся на «Кинотавре» Ярослав Морозов превратил своего «Дракончика Филиппа» в мультик, Елена Ненашева в постановке «Мой папа — птиц» взялась за театр теней.

Ленара Гадельшина для спектакля «Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании» выбрала сторителлинг — рассказывая свои истории, каждый актер успел побывать и родителями, и примерно половиной детей. Звуковое сопровождение оказалось не менее смелым: у Елены Кретовой, отвечавшей за него, роль была серьезной и тоже с перевоплощениями. В ее арсенале замечены там-там, металлический лист, глюкофон (он же язычковый барабан из газового баллона), зубчатое колесо с рукояткой и шуршащей лентой и стальная пластина с двумя барабанными палочками.

— Каким образом все это подбирали? Пробовали, у нас же лаборатория! — объяснила она. — Сначала ко мне пришла режиссер, я показала все, что у меня есть, она ткнула пальцем: «Берем вот это, это и это!» И процесс начался…

О мировом, серьезном и рамках

Что касается взрослой программы, то тут поразителен прежде всего выбор текстов. На «Нашей теме – 2019» «сыграли» научно-популярные труды Стивена Хокинга о космосе и Мэтта Ридли о генах, философские размышления Бахтина о Достоевском, откровения обычных хабаровских школьников и письма Ван Гога. За рамки старались выйти даже в пространстве: использовали не только все сцены, оба ТЮЗовских двора и театральный гараж, но и захватили ближние здания.

К примеру, петербуржец Олег Христолюбский, известный смелой коммуникацией со зрителями, в спектакле-променаде «451 градус по Фаренгейту» повел аудиторию в научную библиотеку, где побуждал их жечь книги. Александр Зверев и вовсе сделал постановку «28 дней» в здании бывшей церкви.

Московские театроведы, приехавшие в Хабаровск в качестве жюри, эту изобретательность оценили.

— Решения с библиотекой и церковью показались мне наиболее интересными, — отметил театральный критик Антон Хитров. — И пусть последнее здание больше не является культовым, символизм церкви как института закрепощения женщины был обыгран прямо и беспощадно. Вижу, что театр не боится брать даже радикальные тексты вроде «28 дней».

И это не просто отчаянная проба, которую мы вряд ли увидим в репертуаре (и жаль, если честно). Хабаровский театральный процесс тянется к общемировым арт-тенденциям. А это, по мнению доцента ГИТИСа Алены Карась, постколониализм, когда деятели искусства стараются взглянуть на происходящее не из центра (столицы, к примеру), а с периферии (из провинции или с позиции маленького человека), и феминизм, когда на сцене поднимаются вопросы женских прав и их нарушения. И в нашем городе теперь не просто с придыханием произносят два этих сложных слова, а вполне твердо говорят о них то, что думают. И это хорошо.


«Любви» все премии покорны         

 Спектакль Хабаровского музыкального театра номинирован на премию Правительства России.

Премия за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики — одна из самых престижных наград в стране. Спектакль «Первая любовь» по повести Ивана Тургенева в интерпретации хабаровского музтеатра в ближайшее время поборется за нее. Ежегодно вручается не более трех  таких премий, каждая из которых включает в себя специальный приз, диплом лауреата и денежное вознаграждение.

Спектакль о первом чувстве и женском непостоянстве появился в репертуаре театра в марте 2018 года. Автор либретто — Евгений Муравьев, музыку написал композитор  Владимир Баскин. Режиссером-постановщиком выступил художественный руководитель театра Сергей Листопадов. Кстати сказать, это была мировая премьера спектакля, который сразу же стал любимейшим у хабаровского зрителя и получил высокую оценку профессионалов.

Новый директор Хабаровского музыкального театра Константин Зайнулин также дал ему высокую оценку, отметив, что это — важный и серьезный момент для труппы:

— Наш творческий коллектив вновь подтвердил статус главной сцены Хабаровска и ведущего музыкального театра Дальнего Востока и Восточной Сибири. Мы признательны минкультуры Хабаровского края за выдвижение на соискание премии. Это очень ответственно.

Ближайший показ спектакля «Первая любовь» состоится 27 октября.


В тренде «Амурский стиль»

Хабаровчанин Евгений Демьянов выиграл грант на всероссийском конкурсе «Таврида».

Победителю 28 лет, и в городе он известен не только как руководитель танцевального коллектива Дальневосточного государственного университета путей сообщения, но и как худрук танцевальной студии «Резонанс». Ее выступления на самых различных мероприятиях в Хабаровске всегда маленькое открытие для зрителей.

На конкурсе молодых деятелей культуры и искусств в Крыму Евгений представил свой проект «Дальневосточный фестиваль современного танца «Амурский стиль» и выиграл грант на его реализацию в размере 300 тыс. руб.

Проект фестиваля, по словам его автора, ориентирован на продвижение уличных танцев среди детей и молодежи до 35 лет. На первом, заочном этапе команды-участники отправят на суд экспертов видео. Они отберут лучшие команды для следующего, очного этапа творческих соревнований. А заодно дадут свои профессиональные рекомендации танцорам и постановщикам номеров, чтобы команды смогли улучшить свой результат и достойно выступить. Кроме этого, по плану автора проекта, участники смогут посетить мастер-классы, которые проведут лучшие эксперты из разных городов России.

Напомним, что форум молодых деятелей культуры и искусства «Таврида» проводится в Крыму с 2015 года. и хабаровчане однажды уже побеждали в нем. В этом году на грантовый конкурс было подано 68 заявок. Победителями стали 23 человека, на проекты которых было выделено 6 млн рублей.  


Шоу-лица краевой столицы

5 августа. Спектакль «Бордель с видом на Луну». Городской дворец культуры

Московский независимый театр представит свой вариант пьесы «Взаперти с красивой дамой». Трое незнакомых мужчин случайно оказались в одном пикантном месте с очень странной хозяйкой, которая, как думал каждый из них, ждет только его. Но выхода из борделя нет. Что дальше? Череда смешных событий, детективная история, накал страстей и совершенно непредсказуемый финал. В ролях Жанна Эппле, Антон Качурин, Тарас Чеверноженков, Руслан Данильченко.  

10 августа. Гала-концерт фестиваля «Ритмы Дальнего Востока». Набережная стадиона им. Ленина

Этот праздник этнической музыки посвящен Международному дню коренных народов мира. В концерте примут участие профессиональные и любительские вокальные, инструментальные творческие коллективы, ансамбли народной музыки Хабаровского, Камчатского и Забайкальского краев, Республики Саха (Якутия). Кроме этого, будет представлена выставка-ярмарка изделий мастеров декоративно-прикладного искусства, пройдут мастер-классы по народным художественным ремеслам коренных и малочисленных народов Хабаровского края. Начало в 17.00.

26 августа. Спектакль «Мужья и жены». Музыкальный театр

Московский художественный театр им. А.П. Чехова представит свой спектакль в рамках фестиваля «Золотая маска – 2019». Режиссер Константин Богомолов, в ролях Дарья Мороз, Игорь Верник, Сергей Чонишвили, Софья Эрнст, Кирилл Трубецкой и другие известные и молодые артисты театра.

31 августа. Концерт ансамбля «Эргырон». Городской дворец культуры

Его название переводится как «рассвет». Чукотско-эскимосский коллектив известен во всем мире не менее, чем ансамбли Игоря Моисеева и «Березка», и признан одним из лучших этнических ансамблей Дальнего Востока. Ценители музыкального и фольклорного искусства отмечают, что выступления «Эргырона» всегда оставляют незабываемые впечатления.

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Екатерина СПЕРАНСКАЯ