Автовести
logo

Специальные выпуски

Автовести

Подготовил Михаил КОНДРАТЬЕВ

Как крутить гайку

Автосервис.jpeg

Даже доверяя замену покрышек профессионалам в автосервисе, нелишне самостоятельно убедиться в правильности их действий.

А если довелось менять резину на неизвестной шиномонтажке у дома, тем более стоит проконтролировать, что и как делают механики, чтобы избежать типичных ошибок.

Не перетягивайте болты

Есть в среде автолюбителей товарищи, которые считают, что чем туже затянута гайка, тем надежнее. Выбиваясь из последних сил, они затягивают ключом колеса и радуются, что сделали свои передвижения на машине безопаснее. Но они не правы.

У каждой гайки есть предел момента закручивания. Давление через силу приводит к тому, что резьба срезается. Считай, гайка не закручена.

Другой момент — сильная перетяжка может привести к тому, что в следующий раз колесо просто не удастся снять. Придется брать инструмент посерьезнее.

Позаботьтесь о давлении

От давления воздуха в шинах зависят комфорт передвижения, расход топлива и износ резины. Производители, как правило, указывают в инструкции необходимые показатели: любое отклонение от них приводит к тому, что покрышка быстрее портится, а бензин улетает. Купите свой манометр, чтобы периодически контролировать давление в шинах.

Отказ от балансировки

Не на каждом шиномонтаже есть оборудование для балансировки резины. А где-то за это придется доплатить, и в этом случае экономить не стоит.

Без правильной балансировки машину станет чуть больше трясти и болтать в поездке, какая-то часть покрышки начнет стираться больше. И чем выше скорость, тем чувствительнее станут ошибки в балансировке резины.

Направление протектора

Мелкая, но важная деталь. Протектор шины спроектирован с учетом направления движения. И только в правильном положении он будет максимально эффективно убирать воду и грязь из-под пятна контакта. Чтобы избежать ошибок, производители, как правило, наносят метки на боковую часть резины.

Установка покрышки задом наперед небезопасна: выше риск пробуксовки и потери управления на дороге.

Кстати 

Монтаж не должен проводиться «на сухую». Это не значит, что нужно выпивать с работниками мастерской. При установке шины должна использоваться специальная паста, но никак не подручные жидкости. Например, машинное масло разъедает резину.

Не бойся менять

Наступает время менять шины. Но многие автолюбители тянут до последнего, пытаясь угадать время наступления настоящей зимы.

Один из главных аргументов — в теплую погоду проектор покрышки быстро сгорает, а значит, менять комплект придется раньше. Насколько реальна подобная ситуация?

Разница канав

Сначала стоит кратко рассказать о летней и зимней резине. Зачем ее менять? Шины для разных сезонов «заточены» под определенные условия: летние должны хорошо отводить воду и держать сцепление, зимние — хорошо ехать по снегу, льду и держать сцепление на мерзлой поверхности.

Соответственно, созданная для этого форма протектора, да и сам состав компонентов, применяющийся в производстве, сильно отличаются и не могут хорошо работать в других условиях. Летняя резина жестче, а протектор представлен в виде глубоких продольных «канав», по которым уходит вода. Зимняя гораздо мягче, а протектор выполнен, как правило, в виде «елочки», что позволяет шине проходить через снежную кашу.

Летняя резина будет хуже держать дорогу и тормозить зимой, зимняя наоборот.

Жара-убийца 

Теперь вернемся к основному нашему вопросу. Стоит ли опасаться износа зимней резины, оттягивая ее замену до последнего?

Заметное сгорание протектора случится только в том случае, если вы будете ездить в жару, при +25…+40 градусах. Для такой температуры зимние покрышки не предназначены, и их мягкий состав будет быстрее съедаться раскаленным асфальтом. Но чем ниже температура, тем менее заметна потеря протектора. Уже даже при умеренных температурах (+14…+19) износ невозможно почувствовать и заметить невооруженным глазом. Проблемой станет ухудшенная управляемость, но никак не потеря протектора. А при более низком градусе беспокоиться тем более не нужно.

Производители шин, например Brigestone, рекомендуют переобуваться, когда средняя температура воздуха падает до +7.

Риск обойдется дороже

Хотя стоит упомянуть, что различные исследования показывают: до нуля градусов хорошая летняя резина своих свойств не теряет, и тормозной путь держит в допустимых пределах безопасности.

Но решение, особенно для нас, дальневосточников, лежит в другой плоскости. Снег, гололед и резкие холода приходят к нам неожиданно. Поэтому для своей безопасности лучше поменяйте шины заранее. Пара недель теплой погоды не повлияет на износ покрышек, зато вам не придется рисковать в первый день непогоды на дороге и стоять затем в огромной очереди «я делаю все в последний момент» автомобилистов.

Решили давно, выполняют сейчас

Переход.jpg

В каком случае автомобилист должен пропускать пешехода? Вопрос, который до сих пор остается непонятным некоторым водителям.

Настолько непонятным, что в его решении принял участие даже Верховный суд страны.

В чем же проблема?

Сложность в трактовке понятия «пропустить пешехода». Долгое время сотрудники ГИБДД этот пункт Правил дорожного движения (14.1) воспринимали буквально, требуя от автомобилистов останавливаться перед зеброй, когда пешеход только начинал свое движение по ней. Из-за этого возникали спорные ситуации. Представьте, например, широкую дорогу с тремя полосами в каждом направлении. С противоположной стороны человек ступил на переход, но вы ему помешать не можете — слишком далеко идти. Зачастую дорожные полицейские штрафовали водителей. Мол, какая разница, насколько далеко до пешехода? Сказано пропустить — пропускай!

И такая трактовка существует в России до сих пор, хотя еще в 2012 году Верховный суд разрешил спор, приравняв термин «пропустить пешехода» к понятию «уступить дорогу». Это означает, что если автолюбитель не создал помех горожанину, то и штрафовать его нельзя. Более того, в 2014 году пункт 14.1 ПДД поменяли, заменив «пропустить» на «уступить».

Ведомственное уточнение

Но практика штрафов продолжилась. Если автомобилисту было не лень, он шел в суд, где решение отменялось со ссылкой на Верховный суд РФ. И тем не менее сомнительные санкции применяются до сих пор.

Чтобы окончательно решить данную проблему, в начале сентября 2020 года в региональные структуры ГИБДД было отправлено разъяснение за подписью главы Госавтоинспекции Михаила Черникова, где прямо говорится, что «уступить дорогу» означает не создавать помех другим участникам дорожного движения. А значит, штрафовать автомобилистов по старой трактовке нельзя.      

Кстати

Пункт ПДД 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

КоАП РФ, ст. 12.18. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере от 1,5 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб.

Новости

А в среднем — штраф. Наказывать водителей за превышение хотят из расчета средней скорости. Ассоциация производителей и операторов систем фотовидеофиксации предлагает внести в ПДД и КоАП нормы о превышении средней скорости. То есть водитель штрафуется за нарушение на определенном участке дороги, а не в конкретном месте. Следят за этим две камеры: при въезде на участок и при выезде с него. Подобный режим в экспериментальном порядке действует на нескольких дорогах в Московской области и некоторых западных регионах страны. Результаты обнадеживают — аварийность на пробных участках снизилась. Против повального введения подобных норм пока выступают многие эксперты и депутаты, указывая на то, что камеры не всегда устанавливают правильно, да и введение новых норм в ближайшее время излишне.

Большой Брат. Общая база данных нарушителей может появиться в России в 2021 году. В МВД готовят платформу, на которой можно будет проверить водителя на количество нарушений ПДД. Ресурс пригодится работодателям, которые смогут оценить «мастерство» будущего работника. В базу данных поместят сведения обо всех нарушителях, включая иностранных граждан, управляющих автомобилем в России.



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)