Специальные выпуски
Выгодно ли в современном мире владеть машиной? Или дешевле передвигаться на такси и общественном транспорте? Давайте посчитаем.
Автомобиль — недешевая штука. Начиная от покупки, заканчивая обслуживанием и уплатой различных налогов, страховок, штрафов. Может, стоит отказаться от него?
Для расчета мы представим среднестатистического жителя Хабаровска, владеющего среднебюджетным автомобилем. Определим район, где он живет, место работы и возьмем за основу расстояние между этими двумя точками. Заодно включим все прочие автомобильные расходы.
Автомобиль
Возьмем за основу две машины: подержанную и новую. Пусть будет одна модель — «Тойота Королла» 2010 и 2021 годов. Суперхит японского концерна, неубиваемая бюджетная классика, спрос на которую не снижается уже второй десяток лет.
Стоимость
Сегодня в Хабаровске «Королла» 2010 года продается по цене около 600 тыс. руб. (плюс-минус 20—30 тысяч). Мы возьмем среднее значение.
Значимые технические характеристики модели:
— объем двигателя — 1,5 л;
— мощность — 105 л.с.;
— привод — 4ВД;
— топливо — бензин;
— трансмиссия — автомат.
С новой «Тойотой» будет посложнее, так как цена часто зависит от дополнительных функций, которые войдут в итоговую комплектацию. Для нашего эксперимента возьмем новенький седан «классик», в который включены приятные бонусы в виде подогрева сидений, боковых зеркал и прочего. Зимой в Хабаровске без этих необходимых вещей управлять автомобилем некомфортно. Цена такой «Короллы» начинается от 1 млн 731 тыс. руб. Да, с такими цифрами ее уже сложно назвать бюджетным автомобилем, но отступать некуда.
Для реализма добавим кредит. Допустим, у покупателя есть миллион, а остаток средств он возьмет взаймы. Собственный банк «Тойоты» предлагает стандартный кредит на 3 года под 11,5 процента с ежемесячным платежом около 24 тыс. руб.
Значимые технические характеристики:
— объем двигателя — 1,6 л;
— мощность — 122 л.с.;
— привод — передний с подключаемым задним приводом;
— топливо — бензин;
— трансмиссия — вариатор.
Маршруты
Допустим, наш герой живет в Индустриальном районе на улице Суворова, возле торгового центра «Южный парк». А на работу ездит в центр Хабаровска, в район площади Ленина. Расстояние между двумя точками после округления (для простоты подсчета) 11 км. Трудится наш водитель по обычному графику 5/2. То есть в день он проезжает 22 км, в неделю 110 км. Добавим еще разовую поездку на выходные: погулять, на дачу, за покупками. Те же 22 км. Итого 132 км.
Топливо
Обе наши «Короллы» потребляют бензин. Старенькая со всеми прогревами в городском цикле потребляет до 10 литров на 100 км. Новая экономичнее, округлим до 7 литров. Сегодня цена АИ-95 на хабаровских заправках составляет в среднем 49,50 руб.
Страховка
Важная и обязательная часть расходов любого автомобилиста — без полиса ОСАГО выезжать на дорогу нельзя.
Допустим, наш водитель старше 30 лет, со стажем свыше десяти лет и последние годы ездит без аварий.
Такому автомобилисту ОСАГО на «Короллу» 2010 года обойдется в Хабаровске в сумму около 6—8 тыс. руб.
С новенькой «Короллой» сложнее. ОСАГО обойдется в схожую сумму, но учитывая стоимость авто и наличие кредита, придется оформлять КАСКО. Дилер предлагает для новой машины стоимость полиса КАСКО с полным обслуживанием и покрытием всех убытков за цену в 110 тыс. руб. Дорого, но куда деваться? Зато при ДТП, утоплении, угоне и прочих бедах вам вернут полную стоимость автомобиля.
Налоги
Еще одна обязательная вещь для всех автомобилистов. Налоги платятся за предыдущий год, то есть в 2021-м владельцы транспортных средств обязаны отдать деньги за владение автомобилем в 2020 году.
Объем двигателя «Тойоты Короллы» позволяет находиться в пределах бюджетного показателя в 150 л.с., а значит, и налог на нее будет невысокий.
Владелец старой иномарки в Хабаровском крае отдаст 1 696 рублей, новой — 1 952 рубля.
Амортизация
Важная часть, о которой многие владельцы забывают или не учитывают, когда подводят итоги своего владения машиной. Как и любая вещь, автомобиль во время эксплуатации теряет в цене, причем, учитывая темпы инфляции, новые автомобили теряют в цене гораздо сильнее, тогда как б/у машины иногда и вовсе остаются в одном и том же ценовом диапазоне из года в год.
Благодаря своей репутации «Тойота» в цене теряет меньше других, около 10 процентов в год для нового авто. Старые машины в лучшем случае становятся дешевле на пару процентов. Итого, за год владелец новенькой Короллы потеряет около 173 тыс. руб., старой — около 6 тысяч.
Обслуживание
Машина служит исправно только когда хозяин за ней следит. А значит, меняет масло, технические жидкости, детали ходовой части. Посчитаем по минимуму.
Допустим, владелец новой «Короллы» - активный автомобилист и успел наездить километраж для первого планового ТО у дилера. Можно, конечно, поехать к дяде Ване в гараж, но тогда водитель потеряет гарантийную страховку, да и качество ремонта вряд ли оставит желать лучшего. Поэтому отправляемся к официальному дилеру и отдаем 18 тыс. руб. за первое ТО.
Обслужить исправную «Короллу» 2010 года выйдет дешевле: замена масла, осмотр ходовой части, дворники и прочая мелочь обойдутся в сумму около 5—7 тыс. руб.
Общий вывод
Пришла пора подсчитать, во что обойдется владение «Тойотой» за один год.
Новая «Королла» (не считая покупки):
— 44 тыс. руб. переплата по кредиту;
— 23 тыс. руб. на бензин;
— 120 тыс. руб. ОСАГО+КАСКО;
— 1,9 тыс. руб. налог;
— 173 тыс. руб. амортизация;
— 18 тыс. руб. ТО.
Итого: 380 тыс. руб. за год.
Старая «Королла»:
— 33 тыс. руб. на бензин;
— 7 тыс. руб. ОСАГО;
— 1,7 тыс. руб. налог;
— 6 тыс. руб. амортизация;
— 6 тыс. руб. обслуживание.
Итого: 54 тыс. руб. за год.
Без сюрпризов, владение старенькой «Тойотой» оказалось гораздо дешевле, чем новым автомобилем. Исключая, конечно, что поездки на новой иномарке комфортнее и престижнее, да и сама стоимость автомобиля, в каком-то роде вложение средств.
Но вернемся к самому главному вопросу: что дешевле — машина, общественный транспорт или такси?
Такси
В 2021 году у нас 243 рабочих дня, и значит, наш железный герой, не болея и не уходя в отпуск, совершит 486 поездок туда и обратно, плюс 52 выезда по делам на выходные, то есть 104 поездки. В среднем стоимость такси по нашему маршруту составляет 250 рублей. Перемножаем и получаем 147 тысяч рублей. Внушительная цифра! Ездить везде на такси, конечно, дешевле, чем на новом автомобиле, но гораздо дороже, чем на б/у.
Общественный транспорт
Берем те же цифры, но в этот раз умножаем на средний ценник билета 30 руб. Итого 17 тысяч. Это дешевле любого автомобиля и без заморочек с ТО, налогами, ОСАГО и обслуживанием. Вместе с экономией, правда, горожанин получает стресс, потерю времени, неудобства. Но каждый волен сам выбирать, чем жертвовать: деньгами или комфортом.
Стоимость на километр
Интересно посмотреть на стоимость поездок с точки зрения цены за пройденный километр. По нашему жесткому графику автомобилист преодолеет за год 6,4 тыс. км. А значит, в пересчете его траты на один км пути составят:
— старая «Королла» — 8,4 руб.
— новая «Королла» — 59,3 руб.
— такси — 22,9 руб.
— общественный транспорт — 2,6 руб.
Зелененький он был
В России наибольшей популярностью пользуются автомобили так называемых нейтральных цветов: черного, белого, серебристого и серого.
К такому выводу пришли аналитики «Авто.ру», изучившие около 4 миллионов объявлений о продаже автомобилей, опубликованных с января по ноябрь 2020 года. Кроме того, компания опросила более 2 тысяч пользователей сервиса о цветовых предпочтениях.
Выяснилось, что каждый четвертый российский водитель (25%) хотел бы приобрести машину черного цвета. Кроме того, в список наиболее предпочтительных попали белый (15%), синий (13%) и красный (12%), а также зеленый (8%). Среди самых непопулярных оказались бежевый, розовый и золотой — автомобилем такого цвета хотел бы владеть лишь каждый сотый респондент.
В объявлениях о продаже новых машин чаще всего встречаются автомобили белого, черного, серого и серебристого цветов, на которые приходится почти три четверти предложений. При этом 41% из них — белого цвета, которые стоят дешевле остальных. Что касается «цветных» автомобилей, то наиболее часто дилеры предлагают синие и коричневые.
Схожая ситуация наблюдается на вторичном рынке, 40% которого приходится на черные и белые автомобили, а еще 29% — на серебристые и серые.
Самая большая доля черных и белых автомобилей продается в Чукотском автономном округе — 50% и 33% соответственно. Регионами с наибольшей долей «цветных» машин назвали Костромскую, Новгородскую и Псковскую области — тут их суммарная доля приближается к 40%. Предпочтения отдают синему (10%), красному (8%) и зеленому (7%).
Согласно исследованию американского поставщика лакокрасочных материалов Axalta Coating Systems, в 2020 году белый снова стал самым популярным автомобильным цветом. Около 38% новых машин, проданных в 2020 году на глобальном рынке, были выкрашены в полностью белый цвет или имели кузов жемчужного оттенка. На втором месте по популярности идет черный цвет с результатом 19%, а замыкает тройку лидеров серый с показателем 15%.
Что касается России, то лидерство удерживают автомобили белого цвета, однако их доля чуть меньше, чем в среднем по миру — 33%. При этом далее данные Axalta несколько расходятся с результатами исследования «Авто.ру». Так, американцы считают, что на втором по популярности месте среди автомобильных цветов идет не черный, а серый, на который приходится 16% продаж.
Новости
«Письма счастья». С 1 ноября собственникам транспортных средств больше не будут приходить информация о штрафах ГИБДД в личном кабинете сервиса «Почты России».
Теперь они в электронной форме рассылаются только через портал Госуслуги Авто. С его помощью уже можно записываться в отделения ГИБДД для регистрации автомобиля и получения прав. Там также можно оплатить госпошлины со скидкой.
ТО ли еще будет. Законопроект об отмене обязательного техосмотра для водителей-физлиц Госдума РФ рассмотрит и, как ожидается, примет во всех чтениях в первой половине ноября.
В случае принятия, изменение начнет действовать сразу. Техосмотр владельцы частных автомобилей и мотоциклов должны будут проходить лишь при постановке на учет — при смене собственника и только в случае, если машина или мотоцикл старше четырех лет.
За все тяжкие. В ноябре Госдума рассмотрит законопроект, предусматривающий запрет на работу в такси для имеющих судимости за ряд тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе за убийство, изнасилование или грабеж. Ограничение на работу коснется и водителей общественного транспорта.