Специальные выпуски
Колеса, да не те…
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в которых приводится перечень запрещенных для водителей лекарственных препаратов.
Меру надо знать
Самые опасные для водителей вещества запрещены Постановлением Правительства № 681 от 1998 года. Но там нет многих лекарств, которые появились после принятия документа и сегодня активно применяются в медицине. Самые негативные последствия на вождение могут оказать различные транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты, обезболивающие, снотворные и противоэпилептические средства.
— При приеме атаракса, фенибута, феназепама и многих антидепрессантов либо запрещено управлять транспортными средствами, либо в период лечения необходимо воздерживаться от видов деятельности, требующих повышенного внимания. Оба варианта подразумевают отказ от автомобиля, — считает врач-невролог Инесса Чупина.
По ее словам, следует соблюдать особую осторожность, потому что названные лекарства могут привести к нарушениям со стороны центральной нервной системы, сонливости и головокружению.
Если автомобилист, принимающий атаракс или феназепам, попадет на проверку ГИБДД, в его крови будут обнаружены метаболиты этих лекарств. Как правило, юристы в таких ситуациях руководствуются инструкциями к лекарственным средствам. И если там стоит запрет на вождение, значит, скорее всего, грозит лишение прав, и судьи следуют этой логике. Если же в инструкции указано «с осторожностью», то решение остаётся на усмотрение судьи.
Правда, некоторые врачи считают, что препарат препарату рознь, и в правильно подобранной дозировке антидепрессанты и транквилизаторы не будут мешать вождению. Об этом рассказал врач-психиатр Сергей Поздняков.
— Фенибут — детский ноотропный препарат, питающий головной мозг, атаракс — легкий противотревожный транквилизатор, а вот феназепам — это уже учетный препарат, влияние которого на нервную систему в разы выше приведенных ранее. Так же и с антидепрессантами. Есть конкретные лекарства, употребление которых представляет риск для водителей, а есть те, эффект которых уходит на компенсацию болезненного состояния пациента, при этом не оказывается влияние на устойчивость внимания и скорость реакции водителя.
Как выяснилось, целый ряд средств обладает седативным эффектом, но они не запрещены законодательно, а в их инструкциях написано «принимать с осторожностью». Фактически ответственность за сонливость, потерю бдительности или концентрации, из-за которых может произойти авария, закон перекладывает на самого автомобилиста. А многие водители при назначении лекарств инструкцию даже не открывают.
— У нас аннотацию к лекарствам никто не читает. Например, есть такие обезболивающие лекарства, как новокаин, от которых кружится голова и притупляется сознание, — заявил автоэксперт Владимир Сажин. — Если ты себя плохо чувствуешь — воздержись от управления транспортным средством.
Настойки валерьянки, разные травяные сборы и капли могут негативно сказаться на скорости реакции. А популярные успокоительные, настойки пустырника и боярышника делают на этаноле, и их чрезмерное употребление может привести к обнаружению паров этанола в выдыхаемом воздухе во время проверки.
Кроме того, противопоказаны автомобилистам лекарства, содержащие кодеин в любом измеряемом количестве. Обнаружение их в пробах свидетельствует об употреблении наркотического вещества. Кодеин чаще всего можно встретить в сиропах и таблетках от кашля, которые назначают при бронхите и трахеите, а также в обезболивающих препаратах. И наличие его в крови может стать причиной лишения прав.
Болит горло — за руль не садись
Врачи предупреждают, что антигистаминные препараты, особенно первого и второго поколения (например, супрастин, димедрол, цетрин), обладают серьезными побочными эффектами. Поэтому все противоаллергические лекарства назначаются на ночь. В инструкции к таким лекарствам указано, что во время приема не рекомендовано вождение транспортных средств. Также стоит быть осторожными с глазными каплями. Потому что некоторые препараты нацелены на расширение или сужение зрачка.
— Снижается острота зрения, возможны резь и боль в глазах, слезотечение. Поэтому врач-офтальмолог при назначении соответствующих глазных капель предупреждает пациента о том, что необходимо исключить вождение автомобиля на период лечения, — объясняет врач-терапевт Виктория Билецкая.
Отдельно доктор Билецкая заострила внимание на лекарствах от диареи, потому что многие из них содержат вещество лоперамид, которое оказывает затормаживающее действие на центральную нервную систему, вождение автомобиля на фоне его приема опасно.
Согласно информации ГИБДД, некоторые лекарственные средства способны поднимать уровень алкоголя в крови, потому что являются спиртосодержащими. Ведомство приводит список, в который вошли ингалипт (аэрозоль, применяемый для лечения заболеваний горла), афлубин (противовирусное, иммуностимулирующее средство), левомицетин (антибактериальный препарат) и новокаин (местный анестетик). Многие водители используют такие лекарства на регулярной основе, не подозревая о возможных проблемах при проверке.
Так что же делать, если ГИБДД выявила запрещенный препарат, а вы уверены, что не находитесь в состоянии опьянения? В этом случае можно и нужно пробовать отстоять свои права и доказать невиновность. Ведь выявление препарата при тестировании еще не доказывает факт опьянения.
— В заключении должна быть не просто указана концентрация тех или иных веществ, а четко прописано: «установлено состояние опьянения». А это может быть выявлено при наличии не менее трех законодательно закрепленных клинических признаков опьянения, а не только содержания запрещенных веществ в организме человека, — пояснила врач-невролог Инесса Чупина. —Это отклонения в психической деятельности (эмоциональная неустойчивость), изменения вегетативно-сосудистых реакций (учащение или замедление дыхания, сужение или расширение зрачков) и нарушение двигательной сферы (проблемы в координации, нарушение речи и тремор век, языка, рук).
При этом спорить имеет смысл только в отношении веществ, разрешенное содержание которых в законодательстве не прописано. Оспаривать факт сверхнормативной концентрации алкоголя попросту бессмысленно.
Старики и электрокары
Аналитики отмечают впечатляющий рост интереса к электромобилям в России. За период с января по май спрос на них вырос на 57%.
Также сообщает о рекордных продажах: за этот же период продано 3 352 новых электрокара, что в восемь раз превышает результаты прошлого года. Даже несмотря на рост цен, авто на электротяге остаются относительно доступными — средняя стоимость составляет около 6 млн руб. Правда, доля электрокаров на российском авторынке в настоящее время по-прежнему невелика — 1%, но она продолжает расти. Это свидетельствует о постепенном изменении предпочтений российских автолюбителей и переходе к более экологичным транспортным средствам.
При этом в регионах Дальнего Востока преобладают наиболее возрастные автомобили по сравнению с общероссийской статистикой. Средний возраст машины дальневосточника составляет 21,4 года. Это превышает показатели по России на семь лет. В Сибири автомобили чуть моложе (17,9 года), в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах средний возраст машин примерно одинаковый (15 лет).
Обилие пожилых авто связано с большей доступностью вторничного рынка автомашин из Азии, который переживает новый бум. Дальневосточники охотно берут серьезно подержанные японские автомобили, которым они доверяют больше, чем отечественным новинкам.
Отметим, что после ухода из России европейского и американского автопрома доля китайских производителей выросла в несколько раз. Из топ-10 популярных марок у россиян в 2023 году семь оказались продуктами брендов из Поднебесной, а их продажи взяли планку в 40% от общего объема. Примечательно, что в начале 2022 года китайский автопром занимал всего 9% рынка. Составит ли он конкуренцию японским машинам на Дальнем Востоке, покажет время.
Не торопись на АЗС
В России начали лишать прав водителей, уехавших с АЗС с «пистолетом» в бензобаке. Автомобилисты пытаются оспорить это решение, но сделать этого не удается.
Пояснение дали в Кассационном суде общей юрисдикции, сообщив, что такой инцидент считается ДТП. Поэтому водителя, уехавшего с «пистолетом» в баке, могут лишить прав. Ведь он покинул место аварии.
Подобные случаи уже зарегистрированы. Так, жительница Ярославской области потеряла права, утащив за собой заправочный шланг. Владелица Jaguar XF не придала значения неприятности и уехала. Через некоторое время девушку нашли и забрали у нее водительское удостоверение.
Права в обмен на «военник»
МВД предложило лишать водительского удостоверения уклонистов от военной службы. Если гражданин подлежит постановке на воинский учет или уже стоит на нем, но не является в военкомат, его права перестанут действовать.
Согласно проекту, запрет пользоваться машиной вносится в базу ГИБДД в течение суток с момента, как к уклонисту будут применены ограничительные меры. Если же у призывника еще нет прав, для него становится невозможным получение водительского удостоверения.
Снять ограничения можно, явившись в военкомат. Ведомство уже согласовало порядок лишения прав для таких водителей, осталось принять проект на государственном уровне.
Опять задрали
Цены на запчасти для китайских автомобилей в России выросли на 17%.
Согласно анализу маркетингового агентства НАПИ, запчасти на китайские автомобили, используемые при кузовном ремонте, заметно подорожали в России с декабря 2022 года по май 2023-го.
Средняя цена на оригинальные запчасти выросла на 17,3% за этот период. Особенно высокое повышение цен замечено на задние крылья (47%), задние бамперы (26%), колесные диски (23%) и левые передние двери (20%). Задние фонари стали немного дешевле (на 2%), а зеркала заднего вида подешевели на 6%. Это означает, что владельцам китайских автомобилей придется затратить больше средств на ремонт и замену запчастей.
Коэффициент раздора
ОСАГО для автомобилей из «недружественных» стран сильно подорожает, за исключением легковых автомобилей физических лиц.
Согласно проекту указания Центробанка, тарифный коэффициент ОСАГО для таких автомобилей повысится более чем в семь раз — до 12,5. В то же время владельцы легковых автомобилей и нерезидентов из дружественных стран продолжат платить существующий коэффициент 1,7. Эта мера принята в ответ на решение европейских стран перестать признавать полисы «Зеленая карта», оформленные на территории России. Также стоит отметить, что с начала лета Российский союз автостраховщиков и страховые бюро стран Евросоюза, Швейцарии и Великобритании прекратили соблюдать договоренности о признании «зеленых карт». Теперь выданные в странах Европы страховки не действуют в России, а российские сертификаты не работают на территории Евросоюза, Великобритании и Швейцарии.