Специальные выпуски
Штрафная осень
С первых дней сентября вступил в силу ряд правил и нововведений, касающихся автовладельцев.
Их цель — актуализация и гармонизация старого перечня неисправностей. Для обычного автомобилиста в целом ничего не изменилось ни в части административной ответственности за нарушения, ни в отношении требований к автотранспорту при его участии в дорожном движении, за исключением отдельных особенностей.
У зимы свои табу
Так, установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств с зимними шинами весь летний период (июнь, июль и август). Запрещена эксплуатация легковых автомашин категории M1 (пассажирские автомобили с числом не более 8 посадочных мест без учета водительского места) и небольших грузовиков категории N1 (массой не более 3,5 тонны) без зимних шин весь зимний период (декабрь, январь, февраль).
Как рассказали в МРЭО ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю, этой осенью также действует запрет эксплуатации транспортного средства с неисправной антиблокировочной системой тормозов (АБС) в случае, если она предусмотрена заводской комплектацией автомобиля.
— Такая неисправность выявляется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния антиблокировочной тормозной системы, — рассказал специалист подразделения МРЭО Игорь Попов. — Необходимо отметить, что данная поломка и ранее была обязательной к устранению при допуске транспортного средства к участию в дорожном движении.
Наказания можно избежать
Кстати, более подробно сформулированы виды неисправностей систем питания и выпуска отработавших газов транспортного средства. Кроме того, конкретизированы требования к системе питания двигателей, работающих на газобаллонном оборудовании. Например, на каждый газовый баллон должен иметься паспорт, оформленный его изготовителем.
Много обсуждения вызвала информация, что будут наказывать за размещение на лобовом стекле посторонних предметов. Так вот, запрета на использование видеорегистратора, если это не мешает обзорности, новый перечень в себя не включает.
— При этом ряд ранее существовавших требований, которые непосредственно не влияют на вероятность совершения ДТП, теперь исключены из перечня. Так, с 1 сентября отсутствие медицинской аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки не является основанием для запрещения эксплуатации транспортного средства и привлечения водителя к административной ответственности, — сообщили в МВД.
Следует отметить, что запрет эксплуатации автомобиля в случае наличия у него неисправностей из перечня не подразумевает полное прекращение движения, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
— Исключение — неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящие (отсутствующие) фары и задние габаритные огни в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующий со стороны водителя стеклоочиститель во время дождя или снегопада. В указанных случаях движение транспортного средства до их устранения запрещено, — уточнил Игорь Попов.
Огласите весь список
Он обратил внимание, что с 1 сентября запрещается эксплуатация транспортных средств, если на автомобиле установлены шины не по сезону или они имеют нестандартную для данного транспортного средства размерность. Ни в коем случае нельзя выезжать на дорогу, если имеет место повреждение шин, обнажающее корд, или отсутствует хотя бы один болт или гайка в креплении колеса. Естественно, что на лысой резине тоже не стоит трогаться с места, если остаточная глубина протектора менее 1,6 мм (лето) или 4,0 мм (зима).
Машина должна оставаться на месте стоянки и тогда, когда обнаружены неисправность АБС, повреждения магистралей тормозной системы и в ней выявлены подтеки. Кроме того, вас обязательно остановит инспектор ГИБДД, если светопропускание ветрового и передних боковых стекол менее 70 процентов, а фары не отрегулированы, разбиты или не того цвета.
Штраф за все эти прегрешения — 500 руб. (ст. 12.5 КоАП).
Чтобы не попасть на штрафы, специалисты советуют размещать видеорегистратор за зеркалом заднего вида, разобраться с подтеками жидкостей и устранить их, осмотреть шины на предмет износа, порезов и проколов, а также разобраться с «чеками» на панели. Иногда индикатор АБС загорается из-за того, что колесные датчики забиты грязью, — не так уж сложно их промыть.
Сидеть или не сидеть?
Могут ли лишить прав, если пьяным сядешь за руль машины с выключенным двигателем?
— В юридической практике были прецеденты, когда автомобилисты смогли вернуть водительское удостоверение в Верховном суде после лишения за нетрезвое вождение, — отвечает адвокат Ирина Гарьюнг. — Инспектор оформил протокол, когда обнаружил мужчину в состоянии алкогольного опьянения в припаркованном автомобиле. Суд постановил, что раз машина не находилась в движении, управления ею в пьяном виде не было, значит, состав нарушения отсутствует. Многие сделали вывод, что теперь пьяным автомобилистам можно находиться в машине, если она не двигается, однако в реальности есть много нюансов.
Лишить прав за управление автомобилем в пьяном виде по статье 12.8 КоАП, если машина никуда не едет, по закону нельзя. Однако в реальности в таких историях есть много сопутствующих факторов, из-за которых суды принимают противоположные решения. В данном случае автомобилисту вернули права потому, что инспектор не утверждал, что машина двигалась. Помимо сотрудника ГИБДД, статическое положение автомобиля зафиксировали в своих показаниях сам обвиняемый, свидетели и понятые. В итоге суд отменил решение инспектора и прекратил дело.
При этом случаи лишения прав пьяных автовладельцев за сам факт нахождения в машине не редкость. Инспекторы ГИБДД часто оформляют протокол по статье 12.8 КоАП, если видят пьяного в машине, не обращая внимания на то, едет автомобиль или стоит. В качестве аргументов могут использовать данные свидетелей, которые до этого видели автомобиль движущимся.
— Кто знает, что придет в голову нетрезвому человеку. Не хотел ехать, а потом захотел. Особенно если наряд вызвали бдительные соседи, которые прежде уже видели этого человека пьяным за рулем. С одной стороны, состава правонарушения вроде бы нет, а с другой, инспекторы, возможно, предотвращают более серьезное происшествие, — объяснила адвокат. — При этом надо помнить, что суды чаще встают на сторону инспекторов, а не автолюбителей.
Согласно исследованию, проведенному в этом году в России, молодые водители в возрасте от 18 до 35 лет выбирают конкретные зарубежные марки и модели машин.
Тройка лидеров: Hyundai Solaris, Kia Rio и Ford Focus. Тут все понятно — дешево, сердито, чинится легко. Немецкий «премиум» тоже любят — BMW 3-й и 5-й серии заняли пятое и восьмое место соответственно. Легендарная Toyota Camry расположилась на шестом месте. А вот из отечественного автопрома ни один представитель в десятку желаемых автомобилей не попал.
Большинство респондентов (28,5%) выбирают авто в ценовой категории от 1,5 до 3 млн руб., если речь идет о подержанном автомобиле. Небольшая часть аудитории, которая все же рассматривает покупку новой машины, способна расстаться с заметно более крупной суммой — в среднем 7,1 млн руб.
Возмещение собаки
Страховщики назвали нестандартные убытки по ОСАГО, которые, помимо побитых машин, заявляют пострадавшие.
В ТОП попали продукты питания и даже домашние питомцы. Кроме того россияне заявляют о причинении ущерба телефонам (1,9%), одежде (1,07%), очкам (0,24%), ноутбукам (0,15).
Однако попадаются и нестандартные заявления. Так, автовладельцы пытаются компенсировать утрату или повреждение зубных мостов, помидоров, конфет, арбузов, зонтов, норковых шуб, телевизоров и даже винных бокалов.
Владелицы пострадавших авто в качестве ущерба заявляли не только предметы роскоши, но и четвероногих друзей. Мопс и чихуахуа получили почетное место в списке курьезных заявлений на взыскание ущерба.
Калькулятор для ОСАГО
Считать ущерб будут по новым справочникам
19 сентября в России вступили в силу новые правила расчета ущерба по ОСАГО, это связано с тем, что устаканились цены на запчасти. Страховщики утверждают, что стоимость изменилась незначительно, эксперты говорят, что теперь отремонтировать авто на компенсационные деньги по «автогражданке» практически невозможно.
В сравнении с прошлым годом стоимость запасных частей на ряд иномарок снизилась – в среднем на 9%, соответственно, и расчет убытка уменьшается. Снижение произошло в основном за счет появления на рынке неоригинальных запчастей.
Этим пользуются страховщики, рассчитывая ущерб по низкой ценовой планке «не оригинала», что приводит в конечном итоге к тому, что полностью восстановить автомобиль на компенсацию по ОСАГО практически нереально. Не хотят по таким расчетам работать и СТО, которые раньше выстраивались в очередь, чтобы отремонтировать «страховой» авто.
Без утайки
Правила продажи автомобилей могут измениться
Национальный автомобильный союз (НАС) предложил обязать водителей лично извещать ГИБДД о продаже своего транспорта. Письмо с этим предложением уже направлено главе МВД Владимиру Колокольцеву.
Сейчас по закону, у нового собственника есть 10 дней, чтобы оформить регистрацию авто на себя. Но недобросовестные покупатели этим пользуются. Они делают несколько договоров с разными датами, а после перепродают машину, нарушают ПДД и не платят налоги. В этом случае все траты ложатся на старого собственника. Новый закон позволит защитить права продавцов.