Автовести
logo

Специальные выпуски

Автовести

Подготовил Андрей ВОЛОШЕНКО, фото автора и из архива

Квадратная амнистия

Поправки в ГОСТ Р 50577-2018, согласно которым разрешается устанавливать квадратный номер на передний бампер машины, вступили в силу больше месяца назад.

До этого подобный знак допускалось ставить только сзади, а установка спереди грозила наказанием по ч. 1 ст. 12.2 КоАП — штрафом в 500 руб. Теперь наказывать за квадратный номер спереди не будут. Сотрудники ГИБДД по всей стране получили соответствующие письменные разъяснения от главы ведомства Михаила Черникова. В документе указано, что Росстандарт приравнял формат номерного знака 1А (квадратный или двухстрочный) к традиционному знаку 1.

Но несмотря на отмену одного штрафа, в КоАП осталось несколько наказаний, связанных с номерами. Государственный регистрационный знак должен читаться с расстояния 20 м в темное время суток. Если в темноте не видна хотя бы одна из букв или цифр заднего знака, а в светлое время — хотя бы одна из букв или цифр переднего или заднего знака, он признается нечитаемым.

Почти все проступки, связанные с регистрационными знаками, перечислены в статье 12.2 КоАП «Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков». Штраф может составить от 500 до 5 000 руб. Плюс ко всему водителя могут лишить прав на срок до года.

За управление автомобилем с грязным номером, залепленным снегом или осенними листьями, водитель может получить штраф в 500 руб. Но может отделаться предупреждением, если уберет грязь со знака на месте остановки.

Скошенный или установленный криво номерной знак тоже приведет к штрафу в 500 руб.

Отсутствие номера спереди или сзади во время остановки грозит более серьезными санкциями — штрафом до 5 тыс. руб. или лишением прав на 1—3 месяца.

Затертые буквы, цифры, посторонние пленки и наклейки, а также рамки-перевертыши и любые другие устройства, препятствующие прочтению знака, также приведут к штрафу в 5 тыс. руб. или лишению прав.

Езда с подложным государственным знаком карается лишением прав на срок от полугода до года.

Чтобы избежать проблем, МВД советует автомобилистам соблюдать несколько правил: всегда иметь при себе ветошь, которой можно протереть номер, проверять читаемость номера перед выездом, а также делать безопасные остановки для проверки читаемости номера в плохую погоду.

— Не протирайте номерные знаки сухой ветошью. Сухой песок или грязь — страшный абразив для номеров, который может стереть краску или поцарапать их. Смочите тряпку незамерзающей жидкостью или водой. Грязь будет смываться, не повреждая краску. Если вы расцарапали номер, то потребуется перерегистрация автомобиля или замена госномера дубликатом, — советует хабаровский автоэксперт Сергей Чиняев.


Докатились до рекорда

Докатились.jpg

Средний размер автокредита в России достиг максимальных показателей.

По данным Национального бюро кредитных историй, в октябре он превысил 1,5 млн руб. Показатель стал на 4,5% больше сентябрьского и почти в полтора раза вырос год к году. При этом учитывались как займы на новые автомобили, так и на машины с пробегом. В целом же показатель по стране растет почти непрерывно с февраля.

Почему средний размер автокредита бьет рекорд за рекордом? И что могло повлиять на октябрьские значения? Замдиректора по маркетингу Национального бюро кредитных историй Владимир Шикин считает, что на статистику в первую очередь повлияли растущие продажи новых машин.

— Средний размер автокредита — это производная средней стоимости автомобиля. А с учетом роста цен на машины, увеличивается и чек займа. Сохранение динамики роста в сентябре и октября связано с тем, что при повышении ключевой ставки Центробанком прежде всего растут и ставки для конечного пользователя на автомобили с пробегом, — отметил эксперт.

Увеличение российским Центробанком ключевой ставки и дальше будет негативно сказываться на рынке легковых автомобилей. Об этом заявил глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин. По его мнению, продажи новых машин могут снизиться на 15—20%, а на вторичном рынке падение достигнет 25%. 

От удорожания автокредитов пострадают продажи всех представленных в России марок, как российских, так и иностранных. Кроме того, сокращение легкового авторынка может привести к падению рентабельности дилеров и уменьшению налоговых поступлений в бюджет.

— По новым кредитам последние недели идет снижение заявок на 4%. Одобрения сократились, правда, пока несильно, отметили в одном из хабаровских банков. — И сумма кредита тоже уменьшается, потому что банки вынуждены требовать больший по величине первоначальный взнос. При этом сейчас есть некоторое охлаждение спроса.

Поэтому производители начали запускать какие-то программы поддержки, заметив обратную динамику. Кредитные продажи всегда составляли существенную долю общих, а люди уже не готовы брать под те ставки, которые есть сейчас на рынке. Сложно найти предложение ниже 14% годовых на новую машину. А под автомобили с пробегом — меньше 20%. Многие просто не готовы под такие проценты брать кредиты.

Если мы говорим про новые машины, то от 45% до 70% покупателей берут их в кредит с разными первоначальными взносами и программами. На вторичном рынке, соответственно, эта доля существенно ниже, но в среднем 25—30% клиентов покупают автомобиль с помощью кредитных программ.


Гори-гори ясно

22qm0nopzzsrb605k7w0asaqrqjb9wh4.jpg

Кто виноват, если я столкнулся с автомобилем, у которого не работают стоп-сигналы и  габариты в темное время суток?

Валерий Свиридов

— В России действует Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (введен в действие Постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 г. № 916), — отвечает юрист Ирина Гарьюнг. — Документ запрещает эксплуатировать автомобиль, если в установленном режиме не работают или загрязнены внешние световые приборы. То есть на дорогу машина в таком виде выезжать не должна. И при попутном столкновении виноват будет водитель, на автомобиле которого не работала светотехника.

То же касается и габаритных огней. Согласно п. 19.3 ПДД, при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. Соответственно, если они не работают, то, согласно перечню неисправностей, использовать машину нельзя.

Однако на практике возможны нюансы. При разборе аварии инспекторы будут учитывать скорость и дистанцию, с которой ехал второй водитель, а также изучать, чьи именно действия привели к столкновению. В зависимости от обстоятельств конкретного случая виновными могут признать и обоих участников, и даже того, кто ехал сзади, если, например, причиной столкновения были именно его действия, а не неисправность светотехники первой машины. Однако и в этом случае водителю неисправной машины должны выписать штраф.


Страховку побоку

Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект об изменениях в правилах регистрации автомобилей в ГИБДД.

Одним из самых важных нововведений проекта стало предложение исключить полис ОСАГО из списка документов, необходимых для постановки авто на учет. Кроме того, законопроект разрешает снимать проданный автомобиль с учета сразу после сделки.

Помимо исключения полиса «обязательной автогражданки» из списка документов для регистрации законопроект снимает с владельца автомобиля обязанность оформления полиса до регистрационных действий.

Он  также предлагает разрешить продавцу автомобиля снимать его с учета в ГИБДД по собственной инициативе сразу после сделки. Сейчас это можно сделать только по прошествии 10 дней, в течение которых зарегистрировать автомобиль должен новый владелец.

Помимо прочего, депутаты предложили отменить бумажный договор купли-продажи и полис ОСАГО при регистрации. Предполагается, что это поможет продавцуизбавиться от получения штрафов за нарушения, совершенные покупателем автомобиля до его постановки на учет. Однако такое прекращение регистрации будет возможно лишь при совершении сделки через «Госуслуги» или у нотариуса. 


По снегу и бездорожью

Водителям автомобилей и мотоциклов разрешат управлять другими транспортными средствами.

Минэкономики готовит законопроект, позволяющий управлять снегоходами и квадроциклами обладателям водительских удостоверений категорий А и B без сдачи дополнительных экзаменов. При этом некоторые ограничения в законе все же предусмотрят.

Обладатели водительских удостоверений категории А (мотоциклы) смогут водить снегоходы и квадроциклы вне дорог общего пользования, что сейчас запрещено. Тем же, у кого права есть, но категория А не открыта, разрешат управлять такой техникой лишь на специальных трассах.

Как отметил глава Минэкономики Максим Решетников, законопроект готовится в том числе и по просьбе представителей туристической отрасли: послабления должны дать новый импульс развитию снегоходного туризма.

Сейчас для того, чтобы легально управлять снегоходом или квадроциклом, необходимо сдать в Гостехнадзоре экзамен и получить права тракториста-машиниста. Вождение без соответствующего удостоверения наказывается штрафом от 5 до 15 тыс. руб.

Еще одно дорожное нововведение, которое готовится в России, — санкции для пользователей электросамокатов. Обязывать их получать права пока не планируется, но к весне 2024 года могут быть введены новые штрафы. Например, за езду в нетрезвом виде будут наказывать на сумму до 30 тыс. руб. 


Зимнее лето

С 1 декабря ГИБДД начнет пристально следить за использованием сезонных шин.

Если, например, автомобилист зимой ездит на летних покрышках, то ему могут вынести предупреждение или выписать штраф. С первого дня зимы инспекторы ГИБДД на дорогах начнут контролировать действие нового пункта из перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. Поправки в документ вступили в силу 1 сентября. Зимние шины должны быть установлены на автомобиле с декабря по февраль включительно, а летние — с июня и до конца августа. В противном случае водителю могут вынести предупреждение или выписать штраф в 500 рублей по п. 1 статьи 12.5 КоАП РФ и предписание о необходимости устранить нарушение.

Особо злостных нарушителей при повторной остановке на летних покрышках зимой теоретически могут привлечь уже по статье 19.3 КоАП за неповиновение действиям сотрудника полиции, что в крайнем случае грозит арестом на срок до 15 суток.

Помимо сезонности колес штраф можно будет получить и за плохое состояние протектора.

 

 

 



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)