Специальные выпуски
Чем год пришедший нас стращает
В 2024 году российских автомобилистов ждет множество изменений — новый КоАП, регламент для камер, изменения в правилах получения прав и, естественно, несколько новых штрафов. Мы собрали все нововведения, которые уже анонсированы на текущий год.
С 1 апреля 2024 года в России изменятся правила получения и обмена водительских прав. Например, водителям, которые были лишены удостоверения, но затем вновь сели за руль, да еще и в пьяном виде, запретят сдавать теоретический экзамен в ГИБДД в течение года после исполнения наказания за повторное нарушение.
На законных основаниях
Возвращается норма, предписывающая гражданам других государств получать российские водительские права. Иностранцам и россиянам с удостоверениями другой страны придется оформить российские документы в течение года после получения вида на жительство или паспорта. Исключение сделано для россиян с белорусскими правами, белорусов с видом на жительство в РФ и туристов.
Также поменяются правила присвоения категорий. Например, человеку без годового стажа вождения легкового (В) или грузового (С) автомобиля нельзя будет получить права на автобус — категории D.
Кроме того, 29 декабря 2023-го в МВД сообщили, что водительские удостоверения, которые истекают в 2024 и 2025 годах, будут продлены на три года. По данным министерства, нововведение коснется как обычных водителей, так и тех, кто управляет транспортными средствами при осуществлении трудовой и предпринимательской деятельности. Также Госдума в 2024 году собирается рассмотреть новый закон, увеличивающий срок действия прав до 20 лет.
Граждане, которые отказались явиться в военкомат по повестке, не смогут получить водительские права. Такие меры начнут действовать с 1 апреля 2024 года и затронут тех, против кого будут введены соответствующие временные ограничения, — ГИБДД увидит специальную отметку об этом в государственных базах. Ограничения в праве вождения для уклонистов от военной службы были согласованы государственными органами еще в 2023 году.
Тот же документ прописывает сумму штрафных баллов, при которых экзамен на права считается проваленным, — она увеличится с 5 до 7 баллов. Еще одна важная поправка проекта МВД касается тех, кто лишился прав за вождение в нетрезвом виде или отказался от медицинского освидетельствования, — они не смогут получить права на управление другими категориями транспортных средств.
Государственная дума уже поддержала закон, который исключает обязательство предоставить действующий полис ОСАГО для регистрации автомобиля. Этот же закон разрешает продавцу снимать машину с учета сразу после сделки, не дожидаясь 10 дней, пока покупатель оформит ее на себя.
Ни гнать, ни мыть
Осенью 2023 года стало известно, что Минтранс согласовывает с Госдумой поправки, возвращающие наказание за превышение средней скорости. Чтобы узаконить этот штраф, в ПДД пропишут понятие средней скорости, после этого будет скорректирована статья КоАП о превышении скоростного режима, куда добавят это нарушение. Постановления за это нарушение могут начать выписывать уже в марте 2024 года.
Новая редакция КоАП подразумевает и согласованные ранее штрафы за мойку во дворе, автохлам и парковку на газонах и детских площадках по всей стране, а не только в отдельных субъектах. Предполагается, что за брошенный автохлам будут штрафовать на 1—3 тыс. руб. Мойка машины во дворе обойдется в 1—2 тыс. руб. А парковка на газонах, цветниках, детских и спортивных площадках будет стоить водителям от 1 до 5 тыс. руб.
Год назад Верховный суд разъяснил процедуру лишения прав за наркотическое опьянение и запретил ГИБДД лишать водителей прав, если в их крови отсутствуют алкоголь и вещества, которые прописаны в отдельном списке правительства. Однако этот документ не предусматривает целый блок лекарств и веществ, которые могут негативно сказаться на состоянии водителей и стать причиной аварии. Речь идет о таких лекарствах, как фенибут, феназепам, атаракс и других антидепрессантах, а также о противоэпилептических препаратах.
Весь 2023 год Минздрав вместе с МВД составляли списки запрещенных лекарств и согласовывали статью о лишении прав за прием запрещенных психотропных веществ. Однако пока этого так и не произошло. Предполагается, что в 2024 году правительство утвердит новый перечень лекарств, которые запретят принимать за рулем под угрозой лишения прав.
Стоимость услуг независимых сервисов техобслуживания автомобилей за 2023 год выросла на 10—25%.
С конца февраля прогнозируется подорожание еще на 10% из-за цен на запчасти и дефицита кадров в отрасли. Сказывается и востребованность услуг автосервисов: популярные ранее иномарки стареют, а у владельцев нет возможности пересаживаться на новые автомобили, поэтому они готовы платить за ремонт по более высоким тарифам.
Стало дороже
По итогам 2023 года большая часть независимых СТО подняла цены на свои услуги на 10—20%, подсчитали в сети Fit Service, объединяющей более 300 точек.
— Средний чек по обслуживанию и ремонту автомобилей за 2023-й вырос на 23% по сравнению с предыдущим годом, сейчас он составляет 7,8 тыс. руб., — рассказал руководитель одного из хабаровских дилерских центров Константин Черных.
В свою очередь, в Общественном совете при ГУ МВД России подорожание услуг автосервисов оценили в 25% и объяснили ситуацию кадровым голодом в отрасли.
— Из-за борьбы за работников СТО повышают стоимость нормо-часа, — считают эксперты. — Вырос спрос на услуги автосервисов, так как старых автомобилей становится больше, им требуется более частое обслуживание.
Кроме того, на подорожание повлиял рост цен на запчасти, оборудование и инструменты для обслуживания и ремонта автомобилей, указали в Fit Service. Там согласились, что среднестатистический владелец сейчас стремится продлить жизнь своего автомобиля, поскольку не знает, на какую машину он сможет поменять его в ближайшее время.
— Поэтому водители готовы вкладываться в обслуживание действующих авто, максимально продлевать их жизнь, — полагает Константин Черных.
Также он сообщил о нехватке механиков в СТО. Дефицит квалифицированных кадров составляет порядка 20—40% от необходимого количества.
Дефицит деталей
— Несмотря на некоторую стабилизацию ситуации с поставкой запчастей, любой кузовной ремонт для клиента, сервиса и страховой может оказаться сложной задачей, — рассказал руководитель подразделения сервисного центра «Дончанка» Дмитрий Усов. — Часть запчастей существует только в оригинальном исполнении, их поставки по-прежнему нестабильны по срокам и ценам.
Эта ситуация влияет и на ремонт автомобилей по ОСАГО, считает эксперт.
— Текущий расчет на основании справочников Российского союза автостраховщиков ориентируется преимущественно на цены аналогов. Она вдвое ниже, чем ремонт с применением оригинальных запчастей, — подчеркнул Дмитрий Евгеньевич.
Наибольший рост цен на детали для автомобилей зафиксировали в группе «под заказ», отметили в Fit Service. Под эту категорию подходят агрегаты трансмиссии, рулевые рейки в сборе, двигатели, отдельные элементы мотора, кузовные запчасти и оптика.
Жидкий контрафакт
За два последних года владельцы автомобилей свыклись с уходом крупных производителей масел (Castrol, Shell, Total, Mobil) и переориентировались на другие продукты.
— Сервисы еще более консервативны, но даже они уже перешли на «Лукойл», «Синтек», «Газпромнефть» и «Роснефть», — отметил автоэксперт Сергей Чиняев. — Кроме того, на рынке появились азиатские продукты. Но при этом обострилась проблема с контрафактным маслом. Его становится только больше. В контрафакте клиентов привлекают красивая упаковка и дешевая цена. И недобросовестные сервисы находят возможность заработать двух-, трехкратную маржу.
Эксперты предполагают, что доля поддельных масел на отечественном рынке может достигать 30—50%. Главная опасность использования такого продукта — ускоренный износ двигателя и в результате его поломка.
Еще одна проблема, которая проявилась в 2023 году, — это отсутствие каталогов запчастей от производителей на новые китайские автомобили, — рассказал директор автомагазина Андрей Игонькин.
Электронный каталог — это программа, с помощью которой можно точно подобрать деталь по VIN-коду (идентификационный номер транспортного средства) или номеру кузова (информация изготовителя об автомобиле в виде кода). Его отсутствие приводит к увеличению сроков ремонта и обслуживания автомобилей. Но производители предоставляют каталоги только официальным дилерам.
Еще дороже
Эксперты прогнозируют рост цен на услуги автосервисов в среднем еще на 10%. В первую очередь на ценник автосервисов будет влиять дефицит кадров, сокращение числа техцентров, автомоек и шиномонтажей.
— СТО в этом году начали конкурировать и переманивать сотрудников друг у друга, предлагая лучшие условия и доходы, — отмечает автоэксперт Чиняев. — Я знаю случаи, когда некоторые сервисы стали кормить своих работников или довозить их до дома. Но нет никаких предпосылок к тому, что в следующем году появится недостающая часть высококвалифицированных механиков, так что борьба за кадры продолжится, в том числе рублем.
Еще один фактор, который предопределит дальнейшее подорожание услуг СТО, — стоимость деталей и оборудования, полагает автомобильный эксперт.
— Очень долгое время все комплектующие и запчасти импортировались к нам из-за рубежа. Сейчас, когда большая часть зарубежных автоконцернов покинула отечественный рынок, пришлось перестраивать логистические цепочки, — рассказал Сергей Чиняев. — Как бы мы того ни хотели, наладить производство собственных деталей за один-два года невозможно. Поэтому вместе с ценами на запчасти будет расти и стоимость услуг.
Большинство дальневосточников достаточно высоко оценивают качество автомобилей из КНР. В то же время около 40% опрошенных заявили, что хотели бы более разнообразного выбора таких авто.
68% считают китайские автомобили, продающиеся в России, удовлетворяющими большинство требований: по мнению 22%, качество китайских машин значительно выросло на фоне конкуренции, 20% полагают, что машины из этой страны хороши, но не всех марок, а 14% считают их преимущественно качественными, но не по всем характеристикам.
12% и вовсе говорят, что «китайцы» перегнали по ряду параметров ушедшие бренды: такое мнение выразили 19% самых молодых автолюбителей в возрасте 18—25 лет и 8% автомобилистов старше 55 лет. Дальневосточники настроены более критично: 35% из них считают, что китайским машинам еще далеко до западных, японских и корейских брендов.
В ходе опроса примерно каждый четвертый (26%) отметил широкий модельный ряд представленных в России китайских автомобилей, 20% — факт, что на отечественный рынок новинки из КНР выходят первыми, 17% — первенство нашей страны в мире по объемам импорта таких машин.
Большинство российских автолюбителей в целом удовлетворены выбором китайских автомобилей. 38% отметили, что выбор есть, но хотелось бы расширить, еще 35% считают, что выбор большой, ведь к нам привозят много разных моделей сразу после премьеры. Противоположной точки зрения придерживаются 27%: по их мнению, выбор может быть в разы богаче, нам привозят не все.
При этом россияне стали лучше относиться к авто из Китая: это подтверждает и динамика продаж китайских марок на отечественном авторынке, и рост их доли в кредитных выдачах банков — в 2023 году она превысила 50%. Один из крупнейших российских банков в прошлом году выдавал на китайские бренды уже 6 из 10 кредитов на новые машины.
Важный фактор при выборе транспорта из КНР — развитые дилерские сети и доступные запасные части. Самыми популярными марками среди «китайцев» стали Haval, Сhery, Geely, Changan и Jetour.