Специальные выпуски
Вот это номер!
Надо ли менять регистрационные знаки при их краже или утере, можно ли поменять их на машине без причины и обязательно ли снимать при перерегистрации?
Государственные регистрационные знаки (ГРЗ) — уникальный набор символов, присвоенный транспортному средству в момент постановки на учет. Без них собственник не может законно передвигаться по дорогам общего пользования (за исключением десятидневного периода после покупки машины). В общем случае таблички не имеют «срока годности» и обновлять их не нужно.
Как выяснилось, замена номера сегодня необязательна даже при смене собственника машины. Тем не менее есть ситуации, когда нужно перевыпустить ГРЗ.
Например, если регистрационный знак был утрачен или похищен, автовладелец должен незамедлительно заменить номерной знак. Правда, здесь речь о получении дубликата, а не о полноценной замене. Если этого не сделать, оштрафуют на 5 тыс. руб. или лишат прав на 1—3 месяца.
Согласно ГОСТ Р 50577-2018, номер должен легко читаться даже в темное время суток и не иметь серьезных повреждений или потертостей. Так что смена номеров на автомобиле может стать вынужденной процедурой, если табличка потеряла «товарный вид».
Кроме того, замена регистрационных номеров автомобиля может потребоваться при покупке машины или смене собственника — в случае если предыдущий номер остался за прошлым владельцем или стал недействительным из-за снятия ТС с учета после продажи.
И еще, согласно пункту 8 статьи 11 № 283-ФЗ, регистрационные данные транспортного средства должны содержать информацию о месте жительства собственника. Соответственно, код региона на знаке и прописка в паспорте владельца должны совпадать. Если автомобиль приобретался в соседней области, то вопрос «менять ли номера при покупке» имеет единственно правильный ответ — да, менять. Аналогичная ситуация со сменой места жительства. Когда переезд произошел между городами, то машину надо заново поставить на учет и получить новые таблички.
А еще номера можно поменять просто так, по желанию собственника авто. Изменять сочетание букв и цифр на табличке можно неограниченное количество. Стоит только помнить, что любая замена занимает время, а также подразумевает оплату госпошлины.
При этом закон не предусматривает возможности выбора определенных символов для регистрационных знаков. Однако собственник машины вправе «перевесить» старый номер на новую машину. Процедуру можно инициировать через «Госуслуги».
Что скрывает пленка
Тонировка на лобовом стекле — помеха для обзора или просто затемнение? Этим вопросом задаются многие автовладельцы. Сегодня мы постараемся разобраться в нем.
Кстати, очередной спор о наказании за тонировку дошел до Верховного суда. Предыстория простая: водитель вроде бы снял темную пленку на глазах инспектора, но ему все равно выписали штраф. Суд счел достаточным, что инспектор ГИБДД «на глаз» зафиксировал факт наличия мешающего обзору покрытия на стеклах, и выписал штраф по статье КоАП 12.5.1 — о неисправностях, с которыми запрещается эксплуатация автомобиля, без замеров светопропускаемости.
Просто мешает
Штраф за нарушение по ст. 12.5.1, в которой помимо прочего указаны предметы, затрудняющие обзорность, составляет 500 руб. При этом автомобилиста обязали устранить выявленную неисправность. Водитель снял пленку на глазах инспектора и был уверен в том, что штраф ему выписывать не за что. Однако инспектор, а следом городской, районный и Верховный суды решили иначе.
Как объясняют юристы, нарушение правил тонировки действительно можно классифицировать по двум статьям: одна нормирует светопропускаемость, а вторая запрещает установку предметов и покрытий, препятствующих обзору. Чтобы избежать замеров и не получать запрет на эксплуатацию автомобиля до устранения неисправности, многие водители стали использовать разные виды быстросъемных пленок — и все они попадают под статью о предметах, ограничивающих обзор. В нашем случае суд признал законным тот факт, что инспектор на глаз зафиксировал наличие помехи для обзорности и наказал водителя не за тонировку как таковую, а за эксплуатацию машины с нарушениями. Согласно постановлению правительства, инспектору для этого действительно достаточно визуально оценить состояние автомобиля.
И подобная практика применения статьи за «помехи обзорности» вместо прямого наказания за тонировку для судов не нова, утверждает юрист Виталий Васин. Именно она позволяет ГИБДД бороться с временными и съемными «тонировками», а также с системами автоматического затемнения, когда водитель на месте по желанию меняет светопропускание стекла.
Без вариантов
По логике судов инспектор ГИБДД является непредвзятым лицом, поскольку выгоды от назначения водителю наказания он не имеет. Штраф перечисляется в бюджет, а не на счет инспектора.
— Водитель, наоборот, мотивирован избежать ответственности за нарушение ПДД и иных нормативных актов, регулирующих безопасность дорожного движения. Следовательно, напрямую заинтересован в исходе дела и может намеренно исказить факты, — разъяснил Васин.
Статья за управление автомобилем при наличии условий, при которых запрещена эксплуатация, предусматривает такой же штраф, как и статья за тонировку, — 500 рублей. Однако во втором случае инспектор обязан специальным прибором проверить светопропускаемость стекла — так и происходит в ситуациях, когда водители отказываются снимать тонировку и заявляют, что она не нарушает действующие нормы.
Решение Верховного суда, по мнению экспертов, позволит эффективно бороться с разными хитростями вроде электрохроматической тонировки, так называемыми двойными стеклами и шторками на окнах.
Но есть и минус такого решения — оно позволяет недобросовестным сотрудникам пытаться подменять статьи и не оставляет никаких механизмов защиты для невиновных водителей: инспектор сказал — значит, так и есть. В рассмотренном деле даже не было записи с нагрудного видеорегистратора инспектора ДПС, но, как обычно, «оснований не доверять показаниям сотрудника ДПС ГИБДД не усматривается».
Почти в любом современном автомобиле на руле или передней панели есть надпись «airbag». Именно под ней спрятана подушка безопасности.
Увидеть в действии этот аксессуар вряд ли кто-то захочет, но знать, как он работает, будет полезно. Так зачем же нужны подушки безопасности в автомобиле, когда срабатывают и как помочь им защитить вас максимально эффективно?
Автомобиль может получить удар с любой стороны, поэтому и подушки сегодня оберегают водителя с пассажирами от контакта с разными элементами салона.
Фронтальные устройства «airbag» есть даже в бюджетных автомобилях, они расположены в ступице руля и в верхней правой части передней панели. Защищают при ударах в лобовую часть автомобиля (на которые приходится порядка 80 процентов повреждений в авариях).
Боковые подушки прикрывают тело человека от контакта с дверьми и средней стойкой. Он неизбежен при ударе в борт машины — другим автомобилем или при столкновении с дорожными препятствиями. Обычно боковые подушки встречаются в средних и дорогих комплектациях массовых машин, а в моделях более высокого уровня входят в базовую версию.
Есть еще боковые подушки, которые служат для защиты головы от контакта со стеклом двери, а коленные созданы для защиты ног водителя, реже — и переднего пассажира. Используются в основном в дорогих моделях.
Но даже если у автомобиля полный набор подушек безопасности, то при ударе раскрываются не все, а только те, которые реально могут защитить от повреждений в текущий момент. Это происходит настолько быстро, что водитель и пассажиры не успевают ничего заметить. Тем более раскрытию предшествуют громкие хлопки пиропатронов, которые заставляют инстинктивно закрыть глаза.
Есть мнение, что автомобили с большим количеством подушек настолько безопасны, что пристегиваться в них необязательно. Это в корне неправильно. Даже наоборот: для непристегнутого водителя (или пассажира) подушки могут представлять дополнительную опасность. Их раскрытие рассчитывают вплоть до долей секунд. Когда срабатывает подушка безопасности в машине, она фактически движется навстречу голове или телу с огромной скоростью. Без ремня безопасности голова встречает подушку в момент раскрытия, то есть получает дополнительный удар в противоположном направлении. По силе он подобен удару профессионального боксера.
Теоретически «airbag» не должен сработать, если ремень не пристегнут, — это часть алгоритма, который заложен в блок управления. Но противники ремней безопасности часто используют «заглушки», обманывая систему безопасности, считающую, что человек пристегнут.
При покупке автомобиля с рук всегда стоит узнать, срабатывали ли в нем подушки. Ведь стоимость новых устройств безопасности высокая, поэтому при восстановлении автомобилей после аварии многие просят просто поставить пустые накладки — то есть те же детали, в которых должны быть подушки, но без них. Как правило, такие машины сразу продают, а безопасность следующего владельца не сильно заботит предыдущего.
Обычно о проблемах подушек сигнализирует надпись на щитке приборов или экране. Это может быть схематичное изображение, слово «аirbag» или аббревиатура SRS. Но продавцы прекрасно понимают, что с индикатором у покупателя возникнут вопросы, поэтому либо удаляют лампу, либо ставят обманку с подходящим сопротивлением. Точно убедиться, есть ли в машине подушки, можно с помощью диагностического оборудования на СТО.
С 24 февраля начали действовать ограничения на поставки автомобилей из Южной Кореи в Россию.
Об этом пишет издание Yonhap со ссылкой на сообщение министерства промышленности страны. Впервые о планируемых ограничениях стало известно в декабре прошлого года.
В рамках ужесточения регулирования экспорта Южная Корея добавила в список запрещенных к поставкам в Россию товаров 682 позиции. Туда же вошли и подержанные автомобили с двигателями объемом от двух литров, — именно на эту категорию приходилась основная часть автомобильного экспорта из Кореи в Россию. При этом не уточняется, подпадут ли под ограничения модели, у которых объем силового агрегата по документам чуть меньше — например, 1995 или 1998 кубических сантиметров, что встречается довольно часто.
В министерстве также заявили, что в некоторых случаях готовы делать исключение из правил и разрешать автомобили к вывозу. Это может быть связано, к примеру, с поставками по контрактам, заключенным до введения ограничений.
Корейские власти утверждают, что новый запрет — часть политики, скоординированной с международным сообществом. В августе прошлого года аналогичные ограничения ввела Япония, запретив вывоз в Россию автомобилей с двигателями объемом 1,9 литра и более, а также всех гибридов и электрокаров.