Специальные выпуски
Удобнее, чем аренда
В прошлом году благодаря поддержке Гарантийного фонда начинающие СМСП края получили банковских кредитов почти на 513 млн рублей, в этом году — почти на 44 млн рублей.
В их числе и молодая каршеринговая компания из Хабаровска. Ее в августе 2022 года учредили два друга, которые учатся в ДВГУПС на специальности «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».
Главное — начать
Идея создать свое предприятие родилась, когда Степану Горбунову и Ивану Варенику было всего по 19 лет.
— Мы тогда летали в Москву, Екатеринбург, Санкт-Петербург пользовались там каршерингом и удивлялись, почему до сих пор его нет у нас в городе. Ведь идея сама по себе достаточно интересная: клиент может взять машину в любом месте, оставить ее в любом месте, но при этом нет никаких залогов, не тратится время на заправки и обслуживание, — вспоминает предприниматель Иван Вареник.
Начали с разработки приложения, которое заказали у резидентов «Сколково». Стоимость сервиса оказалась соизмерима с ценой автомобиля.
— Выложили за него порядка полумиллиона, плюс еще всякие дополнительные функции, на которые мы еще по 50 тысяч добавляли, чтобы оптимизировать программу под дальневосточных пользователей, — рассказал совладелец каршеринговой компании Степан Горбунов.
В августе 2022 года на кредитные средства купили первую машину, зарегистрировали предприятие. А к декабрю было уже четыре автомобиля — в дело пошли два личных авто и одно, приобретенное с помощью родителей. Сейчас, спустя два года, автопарк предприятия насчитывает более 35 единиц техники. Еще порядка 15 автомобилей уже приобретены, и в ближайшее время появятся на улицах города. Самое старое авто предприятия выпущено в 2014 году, а самая новая машина — в 2020-м.
Основными получателями услуги, по мнению Ивана Вареника стали молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, но есть среди клиентов и более взрослые люди. Они, как правило, используют транспорт компании для выездов на семейный отдых, считая, что каршеринг удобнее, чем аренда или такси.
Поверили и помогли
Для расширения бизнеса понадобились кредиты, которые банки дают под стороннее поручительство. Его согласился предоставить краевой Гарантийный фонд. При этом ставка за такую опцию для бизнеса на старте льготная.
— Стандартная ставка — это 0,75% годовых, а для начинающих предпринимателей она льготная и составляет всего 0,25% в год. В прошлом году было 45 таких сделок, за весь год привлечено более 512 млн руб. В текущем году уже в первом квартале заключена 21 сделка на 128 миллионов, — сообщила генеральный директор Гарантийного фонда Хабаровского края Анастасия Танаева.
Благодаря предоставленным поручительствам в марте 2024 года компания каршеринга All drive оформила два банковских кредита на общую сумму 7,4 млн руб. Эти деньги пошли на приобретение автомобилей, оплату таможенных платежей и транспортных расходов, оформление машин в едином стиле.
— Каршеринг — бизнес, широко востребованный в центральных и западных регионах страны, в Хабаровском крае он в стадии становления. Собственно, каршеринговая компания обратилась в Гарантийный фонд впервые, хотя ранее уже приходили компании, специализирующиеся на сдаче автомобилей в аренду, — отметила Анастасия Танаева.
— Когда мы запускались, цена была выше, чем, например, в западных регионах страны, — порядка 11—12 руб. за минуту. Но из-за того, что мы увеличили свой автопарк, можем теперь снизить стоимость пользования автомобилями бюджетного уровня до 6—7 руб. Таких цен в России сейчас больше нигде нет, по сути, в некоторых городах прокат самокатов дороже, — делится планами Иван Вареник.
При этом все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Иван подтвердил, что проблем действительно хватает: от необходимости постоянно проводить диагностику транспорта и его обслуживание до вынужденного ремонта после аварии или поломки. А еще забот добавляет дальневосточный климат.
— В прошлом году столкнулись с тем, что из-за наших аномально холодных зим оборудование, которое мы покупали на западе, просто не выдержало и отказалось выполнять свои функции, после этого пришлось сменить поставщика, — рассказал молодой предприниматель.
Простота и доступность
Пользователем услуги каршеринга может стать практически любой человек, имеющий право управления легковым автомобилем. Для подключения достаточно скачать мобильное приложение, зарегистрироваться, отправить фото паспорта, водительского удостоверения и сделать селфи. Проверка службы безопасности длится от 15 минут да часа. Если все нормально, то дается доступ.
В краевой столице в программе зарегистрировались 15 тысяч пользователей, 4 тысячи из них уже загрузили документы и могут в любой момент арендовать автомобиль. Сейчас проект работает только в Хабаровске, но в ближайшее время Иван и Степан планируют запустить его в Биробиджане, Благовещенске и Комсомольске-на-Амуре. Со временем возможно продвижение и в Приморье.
— У нас есть цель, и мы к ней идем. Ведь для того, чтобы цена на услугу стала оптимальной, не было простоев и люди могли пользоваться нашим транспортом в любой точке города, необходимо вывести на улицы не менее двухсот автомобилей. То есть чтобы они стояли возле каждого торгового центра, возле каждого двора и горожане знали, что в любой момент они откроют приложение и могут взять машину, — делится задумками Степан Горбунов.
В компании разработана гибкая система тарифов, есть даже поминутная аренда. То есть человек может взять машину и на две, и на пять, и на десять минут. Кто-то предпочитает арендовать транспорт на день или на неделю. Многие отдают предпочтение пакетной аренде. В день в компании фиксируется от 100 до 150 выездов.
Иван Вареник считает, что культура пользования каршерингом в Хабаровске только зарождается, но при этом использовать опыт западных коллег не всегда получается.
— Разный контингент, разные люди, условия, климат, мировоззрение. Например, наши люди еще не привыкли к оклейке, они стараются брать автомобиль без опознавательных знаков. А на западе, наоборот, каршеринг уже как такси. У нас же люди пока только адаптируются, — отмечает Иван.
Сезонные перемены
Весна принесла российским автомобилистам целую россыпь нововведений.
Так, в апреле начали действовать новые правила получения водительского удостоверения и запреты для параллельного импорта автомобилей. А в мае Минтранс РФ должен представить закон, регулирующий установку дорожных камер.
Допуск к дороге
Еще в сентябре прошлого года вступил в силу перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. Согласно этому документу, 1 марта закончился период, когда автомобилистов могли штрафовать за летние шины зимой. Требование ездить исключительно на зимних покрышках действовало с декабря по февраль включительно. Весенний период считается переходным, когда автомобилисты по своему усмотрению выбирают момент смены шины.
Однако уже с 1 июня в силу вступит обратный штраф — за зимние колеса летом. Согласно правилам, в течение июня, июля и августа по всей стране допускается езда только на летних или всесезонных шинах, а за езду на шипованных покрышках летом можно будет получить штраф в 500 рублей и предписание инспектора ГИБДД устранить неисправность.
С 1 апреля вступили в силу новые правила получения прав. Кому-то сдать экзамены станет проще, а кому-то придется ждать пересдачи по полгода. При этом некоторые категории граждан должны будут сдавать экзамены для получения российского водительского удостоверения принудительно.
Например, число допустимых штрафных баллов на экзамене увеличили с 5 до 7, для кандидатов в водители упростили несколько практических упражнений, а обладатели иностранных прав теперь должны будут сдавать экзамены и получать российские ВУ, хотя раньше могли просто поменять права другой страны. Также с 1 апреля до экзамена на права не допускают тех, кто был наказан за управление автомобилем в пьяном виде, пока не закончится срок наказания. Не смогут сдать экзамен и те, кто уклоняется от визита в военкомат.
Но самые интересные изменения коснулись пересдачи прав в случае первичного провала на экзамене. Раньше пересдать второй раз можно было через месяц. А теперь — через полгода. Это будет стимулировать людей более качественно готовиться.
А еще с 1 апреля стало возможным автоматически открыть некоторые подкатегории без сдачи экзаменов. Например, если у водителя в правах уже открыта категория CE, то он автоматически получает категорию BE, DE и D1E, если имеет также категорию B или D соответственно. А при наличии категории B сможет управлять транспортом подкатегории B1 с любым рулем и типом посадки (прежде исключались мотоциклетные типы).
Закон един для всех
С начала апреля 2024 года изменились правила параллельного импорта. Предполагается, что государствами ЕАЭС (куда входят РФ, Киргизия, Казахстан, Армения и Белоруссия) будет создана единая система управления рисками, которая позволит странам-соседям делиться информацией о растаможке автомобилей и взимаемых пошлинах. И если растаможенная в Киргизии машина прошла по льготным ставкам, собственнику в России все равно придется оплатить разницу.
Многие эксперты уже предположили, что такая схема ввоза машин по параллельному импорту приведет к сильному росту цен на авторынке, так как единичные брокеры больше не смогут конкурировать с дилерами, автомобили которых продаются по более высоким ценам.
Также в этом году должен заработать новый закон о камерах, который будет полностью регламентировать работу и установку дорожных комплексов фото- и видеофиксации. Владимир Путин подписал документ год назад, но министерствам и ведомствам дали время для разработки правил.
Как подтвердили в пресс-службе Минтранса, новые правила по установке камер и их техническому регулированию должны быть представлены до 30 мая, чтобы в сентябре 2024 года федеральный закон заработал. В конце прошлого года некоторые предложения ведомства уже попадали в прессу и многие из них были раскритикованы. Так, например, чиновники предложили устанавливать камеры, фиксирующие одно и то же нарушение, не чаще чем через один километр в населенных пунктах и минимум через пять километров за городом. Многие эксперты порадовались таким нормам и сочли, что это приведет к снижению количества штрафов. Другие назвали нормы невыполнимыми, особенно в мегаполисах.