Автовести
logo

Специальные выпуски

Автовести

Подготовил Андрей ВОЛОШЕНКО, фото автора

Распознать обман

Сразу несколько хабаровских автосервисов и дилерских центров столкнулись с новой мошеннической схемой.

Злоумышленники умудряются обмануть одновременно и операторов колл-центра сервиса, и собственника автомобиля, который оставил машину для обслуживания или ремонта. Поэтому мы решили рассказать о новом виде мошенничества и о том, как от него уберечься.

Новая схема работает следующим образом. Преступник наблюдает за тем, как владелец загоняет машину в сервис и уезжает. После этого на СТО поступает звонок. Мошенник представляется владельцем машины, называет ее модель и номер, а также просит уточнить, какой телефон он оставил для связи. Оператор диктует ему номер, а преступник говорит, что оставил «старый» или нерабочий номер и что связываться с ним нужно иначе.

Далее по полученному телефону мошенник связывается с клиентом и, притворяясь уже сотрудником сервиса, начинает рассказывать, что в автомобиле серьезная поломка, требуется дорогостоящий ремонт, а деньги на запчасти надо перевести прямо сейчас на карту якобы сотрудника компании. Клиент, уверенный в том, что общается с сервисом, соглашается и переводит требуемую сумму.

Дилеры и сервисы уже предупреждают друг друга о новом виде мошенничества и просят быть более бдительными в беседах с клиентами.

Руководитель одного из хабаровских СТО Константин Черных сказал, что не сталкивался с подобным видом обмана, но все равно советует автомобилистам быть предельно внимательными и доверять машину только проверенному сервису официального дилера.

— В нашей компании не было таких попыток. Можем посоветовать собственникам автомобилей только одно: обращаться к официальным дилерам, которые не допустят утечки персональных данных, потому что этот процесс всегда четко регламентирован и отработан», — пояснила Константин Алексеевич.

По его словам, во многих компаниях клиенты могут записаться на сервис через мобильное приложение. Такой путь не предусматривает никаких телефонных звонков. Автовладелец на сайте оставляет заявку, указывает удобные для себя время и дату, пригоняет машину, а по окончании работ ему предлагают подписать заказ-наряд электронной подписью и осуществить оплату через мобильное приложение.

В ГИБДД рассказали, что схемы телефонных мошенников становятся все более изощренными.

— Узнавать номер собственника через оператора сервисного центра мошенникам гораздо удобнее, чем пробивать его по номерному знаку — в доступных базах могут быть устаревшие данные, а тут точно дают нужный номер, — говорит Игорь Попов.

Эксперт предупреждает, что никто не должен просить автовладельца перевести деньги на карту — все вопросы должны решаться в кассе сервисного центра.

— Если человек дает согласие на какой-то ремонт неизвестному абоненту без записи разговора, такой ремонт не имеют право производить. Лучше перезвонить по официальному телефону и удостовериться, что все работы будут указаны в заказ-наряде. Ну и сам перевод на карту физлица должен сразу же вызвать подозрения, — поясняет Попов.

Заставить автомобилиста сделать перевод мошенники могут по-разному — например, чтобы «забронировать» дефицитную деталь. Или рассказывая про возможность выкупить запчасти дешевле, так как якобы могут заказать детали со своей скидкой. Стоит помнить и о том, что на запчасти, купленные официально, есть гарантия, а на оплаченные частным порядком — нет.

— Но больше всего вопросов к разглашению персональных данных со стороны сервиса. Судя по схеме, получается, что первому встречному выдают данные человека о том, что связывает его с автомобилем. С этим надо что-то делать. В любом случае, столкнувшись с такой ситуацией, собственник должен сто раз все перепроверить, чтобы не попасть в лапы мошенников, — советует эксперт.


Нельзя ослушаться

В 2023 году у полицейских появились как новые полномочия, так и обязанности. Мы решили рассказать, что нужно знать водителю, чтобы не столкнуться с неприятностями.

Оказывается, теперь инспектор может отстранить водителя от управления авто, если выявит неисправности тормозной систем, рулевого управления, световых приборов (ночью и при плохой видимости), стеклоочистителей во время осадков. При этом запрет использовать авто продлится до устранения найденных неисправностей.

Нельзя.jpg

И если раньше для остановки транспортного средства нужны были основания: инспектор ГИБДД зафиксировал нарушение (визуально или на камеру), поступила ориентировка об угоне или розыске подобного авто, объявлен массовый рейд, то сейчас причиной для остановки может быть банальная проверка документов. Кстати подавать их необходимо без обложек, вложений и любых удерживающих устройств (зажимов, цепочек).

Еще одно новшество — инспекторам запретили пользоваться телефонами других участников дорожного движения за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Законодатели считают, что благодаря этому возможностей для давления и коррупции должно стать меньше.

В 2023 году официально расширен круг лиц, которым задержанный водитель имеет право позвонить. Раньше можно было связаться только с супругом или родителями, а теперь —  любому родственнику, чтобы тот приехал и при необходимости забрал машину, если вас отстранили от управления.

Ведь утомленное или болезненное состояние — это новые причины, по которым инспектор вправе попросить водителя покинуть салон. Помимо этого, если есть основания полагать, что водитель пьян, а не устал, то инспектор тоже вправе попросить его выйти из машины. Отказ расценят как невыполнение законных требований сотрудника полиции.

В случае ДТП с пострадавшими инспектор обязан позвонить их родственникам и объяснить, в какую больницу увезли раненых, а также рассказать о том, какую помощь им оказали на месте.

По новым правилам сотрудникам ГИБДД в гражданской одежде разрешается выполнять служебные обязанности только при скрытом патрулировании. Экипаж дежурит не в форме и на «гражданских» авто, фиксирует нарушения на камеру, а видео передает сотрудникам на служебных машинах, которые в итоге оформляют протокол.

И еще, с этого года сотрудникам ГИБДД в разговоре с водителями запретили использовать шутки и высказывания, которые могут быть восприняты как дискриминация по полу, возрасту, расе, национальности, языку, гражданству, социальному, имущественному или семейному положению, политическим или религиозным взглядам.


Загляните за обшивку

Купил машину, разобрал салон, чтобы сделать шумоизоляцию, и обнаружил плесень. Продавец говорит, что мы подписали договор купли-продажи, в котором сказано об отсутствии взаимных претензий, поэтому жалобы принимать отказывается. Что делать?

Антон Быстров

— Покупка машины на вторичном рынке предполагает некоторый набор рисков, так как у автомобилей бывают скрытые дефекты, которые очень трудно выявить, — отвечает юрист Виталий Васин. — Плесень может оказаться как результатом заводского брака, так и следствием грязи или поломок. В любом случае это дефект, обнаружив который, можно обращаться с претензией к продавцу. И неважно, покупали вы машину у дилера или с рук.

Есть положительная практика, в которой суды в подобной ситуации встают на сторону покупателя. Однако нужно быть готовым к проведению экспертизы для выяснения, почему именно появилась плесень. Если будет доказана вина предыдущего собственника, сделку отменят, а деньги вернут. Расходы на экспертизу, назначенную в ходе судебного разбирательства, будут возложены на проигравшую сторону.

Подписание договора и даже акта приема-передачи со словами об отсутствии претензий никак не мешает проведению такого разбирательства. Ведь проблема может быть скрыта при визуальном осмотре, но она влияет на безопасность эксплуатации автомобиля. Плесень — это дефект, который не позволяет использовать автомобиль по назначению без ущерба для здоровья. Поэтому суд после проведения экспертизы может обязать продавца вернуть деньги и забрать автомобиль.

Ждать и терпеть

Попал в ДТП. Пока приехала ДПС, сильно замерз. Решил отогреться в кафе неподалеку. В это время появились сотрудники и хотели оформить мне лишение за оставление места ДТП. Я правда нарушил?

          Алексей ОСИПЧУК

— В законодательстве нет объяснения, что такое оставление места аварии, — отвечает юрист Ирина Гарьюнг. —  Но, например, прокуратура дала такое разъяснение: под оставлением места ДТП понимается ситуация, когда участник аварии покинул место ДТП до приезда сотрудников ГИБДД или следственной группы любым способом (уехал на своем автомобиле, на попутном транспорте, ушел пешком и так далее). То есть поход в кафе тоже формально может считаться оставлением места ДТП.

Но судебная практика по таким делам разная. Основная позиция судов заключается в том, что обвинить водителя в оставлении места ДТП можно при соблюдении ряда условий. Например, если человек покинул место аварии с умыслом и не собирался возвращаться. А ситуации, в которых водитель отошел, но сразу вернулся к машине при появлении сотрудников ГИБДД, чаще всего трактуются в его пользу. Однако некоторые судьи продолжают формально подходить к вопросу и лишают прав автомобилистов, которые скрылись с места аварии.

Поэтому главная рекомендация — не рисковать и никуда не уходить, иначе потом будет сложно доказать, что вы не пытались скрыться.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)